Интернет

Тикток-операция: соцсеть для многих стала источником информации о конфликте на Украине — но в ней множество фейков

Тикток помог отследить стягивание российских войск задолго до начала «спецоперации», а ролики позволяют увидеть боевые действия «от первого лица». Но стать жертвой дезинформации в соцсети очень легко.

Соцсети в последние годы стали доминирующим источником информации. Особенно ярко это проявляется в острых ситуациях и конфликтах: часть людей перестаёт верить официальным данным и СМИ, но находит в интернете очевидцев, которые и порой видят больше, чем журналисты, и зачастую подкрепляют свои рассказы фото и видео.

Иногда влияние конкретных сервисов настолько велико, что в их честь называют целые события: например, второе известное название Арабской весны — «Твиттер-революция». В случае с конфликтом между Россией и Украиной в западных медиа уже появился другой термин — «Тикток-война». Китайская соцсеть находится на лидирующих ролях в обеих странах, и ещё до начала конфликта российские пользователи снимали, как мимо них проезжает бронетехника — это помогало подтвердить стягивание войск к границе. А теперь украинские пользователи рассказывают о входе военных в их города, снимают бои и делятся историями.

Есть у этого и обратная сторона: в соцсетях с огромной скоростью распространяется дезинформация, что особенно проявляется как раз в таких конфликтах. И тикток, вся система которого основывается на предлагаемых видео, не всегда с этим справляется — ролики до удаления (если их удаляют вообще) успевают набрать миллионы просмотров.

Влияние интернета на освещение «спецоперации»

Только в 2021 году подобную ситуацию с распространением информации в соцсетях можно было наблюдать в ходе палестино-израильского конфликта или захвата Афганистана талибами*. Однако в первом случае боевые действия ограничивались в основном ракетными обстрелами, а во втором информации было в разы меньше из-за того, что афганцы не так глубоко интегрированы в мировые соцсети. В России и Украине ситуация обратная: интернетом в обеих странах регулярно пользуется большая часть населения, а свидетельства боёв фиксируют прямо на улицах.

Многие источники при этом нельзя назвать независимыми, так как соцсети становятся частью информационной войны, считает Джоан Донован, глава расследований Гарвардского университета. По её словам, пропагандисты не только продвигают свои интересы в открытой форме, но и создают фейковый контент, чтобы запутать общественность и сформировать альтернативную версию происходящего.

Огромное количество контента из соцсетей помогает организациям, работающим с открытыми данными (так называемая «разведка по открытым источникам» или OSINT). Например, Conflict Intelligence Team (CIT) и Bellingcat проверяют фото и видео, сопоставляя места съёмки с фотографиями со спутников или перепроверяя их другими способами.

Для мониторинга ситуации используют не только соцсети: рано утром 24 февраля интернет-исследователи обнаружили большую колонну техники, движущейся в сторону Украины. Отследить её они смогли по гугл-картам: войска создавали заторы на дорогах, что отображалось в данных об автомобильном трафике. «Пробку», тянущуюся от Белгорода до границы, заметили буквально за час до официального объявления Путина о «военной операции».

Тикток — новый информационный источник

В последние недели перед «спецоперацией» главным источником для большинства журналистов стал тикток. В соцсети с далеко не самым серьёзным, на первый взгляд, контентом появляются сотни видео не только со словами поддержки пострадавшим или шутками о ситуации, но и кадры очевидцев событий. Одна из самых популярных платформ является ещё и самой «вирусной»: благодаря алгоритмам многие ролики распространяются стихийно, без дополнительных усилий пользователей.

Эскалацию конфликта предсказывали по тиктоку заранее, когда официальные российские лица не говорили о стягивании войск к границе, а затем отрицали, что армия перейдёт в наступление. В январе и феврале OSINT-организации публиковали видео с доказательствами того, что Россия активно перебрасывает военную технику к границам с Украиной, в том числе в Крыму и Белоруссии. Очевидцы засняли, как десятки ракетных комплексов и танков перевозят по железным дорогам и шоссе.

Вряд ли вы увидите военную технику на дороге, если она не приближается к последним плацдармам. Когда танки едут своим ходом, это значит, что они уже возле своего места назначения.

Майкл Кофман

В соцсетях также обнаружили видео с истребителем МиГ-31, приземляющимся на калининградской авиабазе. Обычно такие самолёты там не базируются, и аналитик Института внешнеполитических исследований Роб Ли сделал вывод, что это была «демонстрация силы для удержания НАТО от вмешательства».

Наблюдатели отмечали, что к Украине перебрасывают только технику, тогда как масштабных перемещений военнослужащих не было. В некоторых роликах заметили бойцов Росгвардии, которые не участвуют в военных операциях. Эксперт аналитической группы Rand Corporation Дара Массикот объяснил их присутствие необходимостью контролировать захваченные территории: «Они лучше подходят для сдерживания толпы и городского оцепления, чем армия».

На роликах из соцсетей заметили и Силы спецопераций — именно они, вместе с воздушно-десантными войсками, принимают основное участие в захвате стратегических объектов. «Это единственный вид российских войск, имеющий современный опыт ведения боя в городских условиях», — поделился аналитик CIT Руслан Леваев. Также в тиктоке появились видео с российских солдатами на вокзале в Дагестане. По словам исследователей, армию скрыть проще, чем технику — перемещения на гражданских поездах почти не заметны спутникам.

Сотрудник исследовательской группы DFRLab Майкл Шелдон рассказал ABC, что тикток стал источником 80% всего контента о ситуации на Украине: «Ни одна платформа не повлияла на освещение ситуации в такой же степени». По данным Wired, с начала года CIR подтвердила подлинность более 240 видео из соцсети, а сотрудники CIT рассказывали о «ежедневном анализе 150 тиктоков о перебросе российских войск к границе».

Опасность фейков и дезинформации

С началом «спецоперации» контента стало ещё больше, а вместе с новыми роликами очевидцев появилось огромное количество фейков. По тематическим тегам можно найти десятки роликов, якобы описывающих ситуацию в украинских городах. Однако большая их часть вводит зрителей в заблуждение: одни сняты в других местах, вторые — ещё до начала конфликта, а третьи смонтировали.

В один из роликов, например, добавили звук другого видео — при переходе по нему можно увидеть, что оригинал сняли ещё в 2021 году. В другом вирусном видео использовали кадры из игры Arma 3.

Американский канал NBC также сообщил о фейковых онлайн-трансляциях в тиктоке. Пока одни эфиры показывают реальные антивоенные акции в разных городах, другие пользователи притворяются, что находятся на Украине, в эпицентре боевых действий. Так авторы трансляций привлекают зрителей и подписчиков, а некоторые даже пытаются собрать донаты якобы на помощь пострадавшим украинцам.

По информации NBC, 24 февраля в неназванном тикток-аккаунте прошла трансляция якобы из Украины — автор показывал дома в жилом районе, а на заднем плане звучали сирены, крики и выстрелы. Часть зрителей обратила внимание, что за несколько часов до эфира в этом же аккаунте появилось видео в похожей локации. На нём не было признаков опасной обстановки, зато в кадр попали несколько автомобилей с британскими номерами.

Журналисты и обозреватели по всему миру призывают с осторожностью относиться к информации из непроверенных источников. «Сейчас в соцсетях очень легко запутаться. Если не углубляться в детали, то можно стать жертвой дезинформации — слишком много контента появляется с разных сторон», — рассказал Washington Post бизнесмен Оливер Александр, который в свободное время занимается поиском доказательств вирусных роликов.

Александр так долго изучал соцсети с начала года, что теперь различает на глаз военную технику разных сторон конфликта, а также знает виды многих городов Украины. Он рекомендует отфильтровать свою ленту новостей, снизив количество непроверенных источников до минимума, а также обращать внимание только на сам визуальный контент, игнорируя любые комментарии или подписи автора — так можно оценить информацию наиболее объективно.

Раньше я думала, что бумеры с фейсбука хуже всех. Но в плане восприятия подобного контента аудитория тиктока в 150 раз хуже. Надеюсь, люди начнут проявлять больше сомнения в отношении подобных роликов и вообще всего, что видят в интернете.

Тейлор Лоренц

*«Талибан» признан в России террористической организацией, деятельность которой запрещена в РФ.

Роскомнадзор требует от СМИ называть события на Украине «специальной военной операцией» или другими схожими словосочетаниями. Мы вынуждены придерживаться этого правила. За его нарушение уже заблокировали ряд изданий.

#соцсети #tiktok #конфликтвукраине