[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Artem Oliver", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 59, "likes": 42, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "10167", "is_wide": "" }
Artem Oliver
5 668
Блоги

История религий на TJ. Часть 2: Космогония

Сегодня мы проведём небольшой анализ мифов о создании вселенной.

Поделиться

В избранное

В избранном

О появлении мифов. Ветхий завет. Первые 6 дней создания мира по «Ветхому Завету» до появления человека. Сравнения с мировой мифологией. Другие ветхозаветные космогонии.

Данный текст является какой-никакой, но наукой, и не должен никого оскорбить (если вас оскорбляет сама наука, то тут я виноват, каюсь), и несёт исключительно просветительскую цель.

Улучшила стиль текста, и убрала всякие заигрывания с читателями — Valeria Arkashova. Для иллюстраций использованы гравюры Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. На обложке — Микеланджело.

В первой части мы рассмотрели механизмы, благодаря которым древний человек заполнял пробелы в знаниях об окружающем мире. Человек – зверь очень любопытный, его хлебом не корми, но дай разобраться в том, как всё устроено. Придав происходящему в природе сверхъестественные свойства, человечество приняло свои же правила игры. Страх, любопытство, неспособность объяснить те или иные события в совокупности с развитием общественного строя, склонности к творчеству и фантазии стали причиной появления мифологии.

Древние люди, обладающие склонностью к творчеству, не могли объяснить вдохновение ничем, кроме как наущением высших сил. Одним словом, когда у древнего человека разыгрывалась фантазия, он провозглашался жрецом, шаманом или пророком. Не будет же он сам придумывать эпичные картины о чудовищах и всемогущих богах, но если боги сами лезут к нему в голову со своими рассказами, то значит он избранный. Правда случалось такое не всегда, но об этом мы поговорим в части о пророках.

В этой части я проведу детальный анализ библейского мифа, сравню его с другими, но на ту же тему, и сделаю вывод. Но для начала определимся в терминах и источниках.

Основной источник анализа — «Библия» — сборник литературных произведений, сложившийся в иудейско-израильской среде, в которых излагается религиозная догма иудаизма и христианства. Использован был Танах (Ветхий завет) в переводе Гиля издание Сончино, он практически дословный, т.к. лишён мессианства. Синодальный перевод «Ветхого завета» чересчур адаптирован под христиан, да и честно говоря, читается трудно. Итак, «Ветхий завет», книга «Брейшит» («В начале») — название 1 книги Ветхого завета повторяет первые два слова текста. В русском переводе «Бытие» (в английском «Genesis»). В первой главе этой книге мы и находим космогонию – миф о создании мира.

В первой главе создатель мира и человека именуется «Элогимом», в перводе с иврита «всесильный» или «источник возникновения». Согласно мифу, весь мир был создан за семь дней, но мы разделим этот период на две части, и сегодня рассмотрим создание мира, до создания человека.

В начале…

В первых двух стихах мы узнаём, что Элогим создал «небо и землю», что «земля была пуста и нестройна», «тьма парила над бездной» а дух Элогима «парил над водою». Перед созданием мира царил некий хаос, созданный всесильным существом. «Небо и земля» на данном этапе являются некой единой, бесформенной и преимущественно водной субстанцией и вокруг царила тьма. Мысль о том, что до создания мира не было ничего не укладывалась в древних головах. Им рисовались абстрактные картины хаоса и беспорядка, который привело в порядок дружественное божество, сделав мир пригодным для жизни людей. Подобное описание находим в древнегреческой мифологии, где в самом начале существовал пустой и зияющий хаос, или в скандинавской мифологии – Гиннунгагап, лишённый жизни хаос, заполняющий в последствии пространство между мирами. В индийской мифологии существует рассказ о рождении Брахмы из яйца, которое плавало в бесконечном океане. Зороастрийцы описывали Зерван — бесконечную вечность, у славян описывается безбрежное море, у египтян — Нун, первичный океан и прочее. Тут прослеживается понимание важности воды для жизни.

1 день. Стихи 3-6: создание света

«Да будет свет», «отделил Элогим свет от тьмы», «назвал свет днём, а тьму ночью».

Свет в первый день был создан до появления светил, а день и ночь были отделены друг от друга до появления солнца и луны. Этот свет скорее был призван развеять «тьму над бездной», а день и ночь были необходимы скорее для отсчёта времени. Проще говоря, тут речь идёт о некой подготовке, в которой всесильный демиург упорядочил хаос и создал пространство и время. Слово «свет» можно интерпретировать по-разному: как некое пространство, или как нечто, что разбавило хаос. По этому поводу богословы спорят по сей день.В древнегреческой мифологии эту роль играют порождённые Хаосом и Мглой (Скотос) первое поколение богов: Эрос (Любовь), Эреб (Мрак), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Гея (Земля) и Уран (Небо). Прослеживается возникновение порядка из хаоса. В древнем Египте Нун (Хаос) породил Ра (Солнце), а от него появились Шу и Тефнут (Воздух и Вода). На библейские сюжеты сильно повлияла сформировавшаяся в Месопотамии древняя шумеро-акадская поэма «Энума элиш» (2 тыс. до н.э.). Характерно, что в переводе с шумерского название «Энума элиш» переводится как «Когда вверху», т.е. повторяет первые слова текста, как и название первой книги Библии «Брейшит». Согласно «Энума элиш» праотец Апсу и праматерь Тиамат когда не было ни земли, ни неба, «Воды свои воедино мешали» и породили первое поколение богов – Лахаму и Лахму, что дало старт для дальнейшего формирования мира.

2 день. Стихи 6-8: небесный свод

«Да будет пространство посреди воды и отделяет оно воду от воды», «И назвал Элогим пространство небом».

В синодальном переводе «бытия» нас сбивает слово «Твердь», которое понимается нами как нечто твёрдое (как твердыня), однако в изначальном тексте имелось в виду именно пространство пригодное для обитания, т.е. «небо» — это то, что отделяет верхнюю воду от нижней воды. Это второй этап создания порядка из хаоса, нечто единое целое было разделено всесильным демиургом на две части. Этот сюжет перекликается с мифами о яйце, из которого рождался мир, или божество, создавшее этот мир. Подобное наблюдается в мифологии древнего Китая, Индии, а также у славян.

Лирическое отступление: всем известная сказка «Курочка Ряба», которая дошла до нас в очень сокращённом виде, не так проста. По сюжету после того, как яйцо было разбито (кстати не обязательно золотое), вокруг главных героев стали происходить странные жуткие вещи. Кроме того, что Дед с Бабкой расплакались (хотя, казалось бы, зачем? Ведь только что эти два пожилых человека хотели яйцо разбить), вокруг погибали птицы, ломались деревья, другие персонажи, узнавшие о горе Деда с Бабкой, стали вести себя крайне безумно (поповская дочка разлила воду и обломала коромысло, попадья выкинула в окно пироги с блинами, а поп поджёг все церковные книги и разбил голову о дверной косяк). Тут скорее всего сыграло роль сакральное значение яйца как символ мироздания, но, впрочем, сказка совсем не об этом.

На этом этапе хотел бы опять вернуться к «Энума элиш», в четвёртой части поэмы нам рисуется битва молодого, но перспективного бога Мардука с драконоподобной Тиамат. После победы Мардук разрубает праматерь на две части:

«Усмирился Владыка, оглядел ее тело.

Рассек ее тушу, хитроумное создал.

Разрубил пополам ее, словно ракушку.

Взял половину — покрыл ею небо».

В глубокой древности человеку было проще представить себе создание мира как результат эпического действия, при участии гигантских и чудовищных богов, а не направленное на конечный результат созидание, которое даёт нам более поздняя Библия.

3 день. Стихи 9-13: появление морей, суши и флоры

«да стекается вода, что под небом, в одно место, и да явится суша», «и назвал Элогим сушу землёю, а стечение вод назвал морями», «да произрастит земля зелень…»

Это ещё один промежуточный вариант произведения порядка из хаоса, землёю тут зовётся место, где может произрастать флора, и которая в последствии будет пригодна для жизни человека. В древнекитайской мифологии растения появляются из первого человека, гигантского Паньгу, после смерти которого начался процесс разложения, кровь разлилась по земле реками и мускулы превратились в почву, а волосы стали растениями.Так или иначе, растения на земле в различных мифах появляются по воле того или иного божества. Но есть и исключения, в некоторых славянских космогониях в самом начале, в период хаоса присутствовал «Дуб», стоявший посреди океана.

4 день. Стихи 14-19: появление небесных светил.

«да будут светила в пространстве неба для отделения дня от ночи, да будут они знамениями для времён, и для дней и годов», «светило большое для владения днём и светило меньшее для владения ночью, и звёзды», «чтобы светить на землю».

Появление солнца и луны для отделения дня от ночи несёт в себе исключительно локальный смысл, т.е. исключительно для земли, так как для себя Элогим создал свет в первый день, тем самым создав время. Солнце и Луна тут выступают скорее инструментами для отсчёта времени. А вот создание звёзд «Библия» никак не объясняет, возможно авторы не знали астрологии, или считали её языческой наукой, и никак не связывали звёзды со своей религиозной догмой. Фраза «и для знамений» возможно указывает на то, что звёзды созданы для того, чтобы посылать знаки, но подобная трактовка справедлива только по отношению к христианской догматике. В политеизме небесные тела отождествлялись с богами и мифическими персонажами. Астральные мифы древнего Вавилона были переняты греками, а в последствии проникли на восток в Индию. В пятой таблице «Энума элиш» Мардук, победивши Тиамат, устраивает на небесах места обитания для остальных богов:

«Он устроил стоянки богам великим.

Звезды-планеты, подобья богов, он сделал.

Он год разделил — начертил рисунок:

Двенадцать месяцев звездных расставил он по три.

Когда ж начертил он на небе рисунок дней года

Закрепил он стоянку Неберу, дабы центр указать всем звездам.»

«Неберу» (да-да! Та самая «Нибиру») – небесное тело которым являлся сам Мардук.

5 день. Стихи 20-23 + 24,25 (6 день): создание фауны.

«да воскишит вода кишением живых существ и птицы да летают над землёю» «и благословил их Элогим, сказав: «Плодитесь и размножайтесь на земле»»«И создал Элогим зверей земных по роду их, скот и гадов и зверей земных по роду их»

Еврейское слово «шарац» («воскишит») обозначает движение существ, которые быстро размножаются и быстро передвигаются, под это определение попадают грызуны, насекомые, рыбы и морские животные. «Живые существа» — буквально «живые души», любые другие животные. Под понятие птиц попадают все животные, способные летать. Интересен факт, что животных Элогим «благословил», тогда как для произрастания растений человеку в последствии требовались молитвы. Скот — домашние животные, звери земные — дикие животные.

Тут нужно остановится на одной важной детали: создание мира, суши, светил, растений и животных изначально задумывалось для жизни будущих людей. Это прослеживается по тому, как в конце каждого дня творения Элогим смотрел на созданное и находил это хорошим: «и увидел Элогим, что это хорошо». Возникает вопрос: хорошо для чего, или для кого? Для Элогима? Едва ли ему необходимы моря, растения и животные. Зато человек, в силу своего эгоцентризма, полагал, что земной мир был создан исключительно для него, и описал космогонию в подобном ключе.

Другие ветхозаветные космогонии

Существует ещё два ветхозаветных описания сотворения мира: одно из них находится уже во второй главе: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время созидания Богом Яхве земли и воды» Тут описание создание мира умещается буквально в два стиха, но интересно то, что тут используется другое имя бога, создавшего мир и человека. Имя «Яхве» — так называемый тетраграмматон, непроизносимое имя бога из четырёх букв, в русском языке чаще встречается версия «Иегова». Тетраграмматон состоит из четырёх еврейских букв – йод, хэй, вав и хэй и транскрибируется латинскими буквами как JHWH. Использование другого имени бога в совокупности с началом 4 стиха второй главы («вот происхождение неба и земли…»), наводит на мысль что у этих двух эпизодов разные авторы, хотя автором Торы «Пятикнижия» считается Моисей, но об этом мы ещё поговорим в будущем.Напоследок оставил самое необычное. Существует ещё одна ветхозаветная апокрифическая космогония, и содержится она в «Книге Юбилеев» (I-II в. До н.э.). Этот апокриф интересен тем, что своеобразно описывает сюжет «Ветхого завета» от создания мира до восхождения Моисея на гору Синай. Особое отличие этой интерпретации книг «Бытия» и «Исход» в том, что тут представлена более точная хронология событий. Наибольший интерес в космогонии «Книги Юбилеев» составляет то, что в нём чаще упоминаются ангелы и духи как часть творения бога:

«Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости. И тогда мы увидели Его произведения, и прославили Его, и восхвалили Его за все произведения Его, ибо семь великих произведений Он сотворил в первый день.»

Во всём остальном то же самое.

Итак, в итоге мы имеем некоторое представление о том, как наши предки видели происхождение вселенной. Со временем примитивные басни уступили место эпичным легендам о всемогущих богах, и в итоге монотеизм оказался самым приемлемым для человечества.Почему люди до сих пор верят в создание мира за шесть дней? Ответ скорее всего кроется в том, что ТБВ это теория о случайном происхождении нашего мира, человеческий эгоцентризм не хочет верить в то что, что мы не избранные, не создание великого разума, а всего лишь нелепая случайность, и наша жизнь в масштабах вселенной крайне незначительна.

В следующей части будем анализировать миф о создании человека.

Более подробно по теме можно почитать:

Любой мифологический словарь или энциклопедию;

Пятикнижие в русском переводе П. Гиля и классическим комментарием «Сончино»;

Энума Элиш в переводе на русский язык.

Мифология древней греции:

Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции;

Гесиод. О происхождении богов (Теогония);

Грейвз Р. Мифы Древней Греции.

Другое:

Рак И. В. «Египетская мифология»;

Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии;

Т. Якобсен, Сокровища Тьмы: история месопотамской религии;

Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей;

Бойс М., Зороастрийцы: Верования и обычаи.

Очень советую по этой ссылке послушать лекции фольклориста Софьи Агранович про сказки и мифы.

Первая часть истории религий на TJ.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против