[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Mikhail Grigoryev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 25, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "club" }
296
Клуб

Работа жизни Оливера Сакса

Неделю назад на 83 году жизни скончался известный американский писатель и невролог Оливер Сакс. Год назад ему диагностировали рак печени.

Журнал The Atlantic собрал небольшой список из самых запоминающихся статей и интервью писателя. Этим вечером предлагаю почитать перевод самых запоминающихся высказываний Оливера Сакса о себе и своей работе.

На протяжении всей своей жизни в работе Сакс руководствовался острым интеллектом и обилием эмпатических вопросов. Наверное лучше всего его описывает слово грациозность. И ею пропитаны все его многочисленные работы - написанные книги, но в особенности его более короткие эссе и интервью.

Вот небольшой список отрывков из интересных разговоров и коротких размышлений Оливера Сакса.

“Воскресение,” The New York Times, 2015

Сакс размышляет о том, что значит жить хорошей и стоящей жизнью, а также чего ему стоило самому достичь "чувства гармонии с самим собой".

****

Почти бессознательно я стал писателем во времена, когда рассказы на медицинскую тематику почти исчезли. Это не разубедило меня, я чувствовал, что мои корни лежат в XIX веке, в эпохе великой неврологической истории (и меня вдохновлял тогда известный российский нейропсихолог А. Р. Лурия). Было одиноко, но приятно в глубине души. Как будто монах, мне приходилось работать в течение многих лет.

****

“Видя Бога в третьем тысячелетии,” The Atlantic, 2012

Сакс изучает, как мозг создает чувство "вне тела" и религиозных прозрений.

****

Склонность к духовным ощущениям и религиозным верованиям лежит глубоко в человеческой природе и, похоже, имеет свою собственную неврологическую основу, хотя может быть более сильной в одних людях и менее развитой в других. Для тех, кто расположен к религии, [чувство на грани смерти] может показаться "доказательством рая", как говорит Эбен Александер.

Некоторые верующие люди находят свое доказательство рая другим путем - путем молитвы, как антрополог Т. М. Лурман описала в своей книге "Когда Бог Отвечает". Сущность всевышнего, самого Бога, не материальна. Бога нельзя увидеть, почувствовать или услышать, как мы привыкли. Лурман размышляет над тем, как, несмотря на явный недостаток доказательств, Бог становится реальной, интимной частью жизни стольких евангелистов и других верующих людей.

****

Интервью Fresh Air, 1987

Оливер Сакс разговаривает с Терри Гроссом на NRP об связи между телом и разумом, особенно у пациентов, у которых способность соединять их изменена.

****

"Абсолютно другой" всегда кажется жутким, и сверхъестественным, и неприличным, и нечистым, и запрещенным. Такие слова и концепты используются каждым пациентом, независимо от случая, интеллекта, образования. В действительности, отчуждение всегда находится в области субъективности, сродни чувству анти-поэзии, анти-религии. И по той же причине, когда оно возвращается, есть чувство, как пишет Данте, "святой и божественной плоти". Тело в здравии всегда ощущается святым и прекрасным, хотя может быть незамеченным, пока это ощущение не пропадет.

****

“Альтернативные состояния,” New Yorker, 2012

Сакс описывает свои эксперименты с наркотиками, последовавшие за ними галлюцинации и то, как писательство заменило ему амфетаминовою зависимость.

****

Я вернулся в дом и поставил чайник, чтобы сделать еще одну чашку чая, когда мое внимание привлек паук на стене кухни. Когда я подошел ближе, чтобы взглянуть на него, паук выкрикнул: "Привет!". Я не удивился тому, что паук поздоровался со мной (не более, чем удивилась Алиса, когда Белый Кролик с ней заговорил в Стране Чудес). Я ответил: "И тебе привет". Так у нас завязался разговор, большей частью на разные технические вопросы по аналитической философии. Скорее всего, это было следствием первого вопроса паука: считаю ли я, что Бертран Рассел изменил парадокс Фреге? Или, возможно, это был его голос - высокий, острый, и точно, как голос Рассела, который я слышал по радио. (Десятилетия спустя, я упомянул этот случай Тому Эйснеру, энтомологу; он глубокомысленно кивнул и сказал: "Да, я встречал такой вид".)

****

“Измени Свой Разум, В Этом Году,” The New York Times, 2010

Сакс исследует, насколько сильно человеческий мозг можно - и нужно - "перекроить", особенно в преклонном возрасте.

****

В какой степени наш мозг сформирован, а в какой мы сами его формируем? И может ли способность мозга изменяться в нужном направлении, дать нам огромные когнитивные способности? Эксперименты, поставленные многими людьми, говорят, что может.

****

“Моя жизнь,” The New York Times, 2015

Эссе, написанное Саксом о терминальной стадии рака.

****

Я не могу претворяться, будто я не боюсь. Но я скорее признателен. Я любил и был любим; я много отдавал и кое-что получал взамен; я много читал и путешествовал, и размышлял, и писал. Я общался с миром, это особенное общение писателей и читателей.

Превыше всего, я был разумным существом, мыслящим животным на этой прекрасной планете, и это само по себе было невероятной привилегией и приключением.

****

“Моя периодическая таблица,” The New York Times, 2015

Размышления на тему прожитых лет и их соответствия элементам из периодической таблицы.

****

Несколько недель назад, в деревне, далекой от света городов, я увидел небо, полностью "припорошенное звездами" (словами Милтона); такое небо, я предполагаю, может быть увидено только на высоком, пустынном плато, наподобие Атакамы в Чили(где находится один из самых мощных телескопов). Именно это небесное великолепие неожиданно заставило меня понять, как ничтожно время, как мало жить мне осталось. Мое ощущение прекрасного от этого небосвода, от бесконечности, неразрывно смешалось с ощущением быстротечности - а также смерти.

...

И сейчас, в этой смеси, когда смерть уже перестала быть абстрактным понятием, но компанией - навязчивой, неизбежной компанией - я снова окружил себя металлами и минералами, как я это делал, когда был мальчишкой, маленькими символами вечности. С одной стороны своего письменного стола у меня был 81 элемент в прелестной коробочке, присланной мне друзьями из Англии: в ней говорилось: "Happy Thallium Birthday[Счастливого таллиумного дня рождения]", сувенир на мой 81-й день рождения; дальше, скрытый в свинце, элемент 82, в честь моего 82-го дня рождения, который был в этом месяце. Здесь в небольшой свинцовой шкатулке лежит элемент 90, торий, кристаллизованный торий, столь же прекрасный, как бриллианты, и, конечно же, радиоактивный - несмотря на свинцовую шкатулку.

****

“Незнакомцы в Зеркале,” Radiolab, 2010

Разговор между Саксом, актером Чаком Клоузом и ведущим Radiolab Робертом Крулвичем о том, каково жить с прозопагнозией(неспособностью различать лица) - состоянием, которым страдали Сакс и Клоуз.

****

Несколько раз я начинал извиняться перед большими, неловкими, бородатыми людьми и потом понимал, что это зеркало. Но заходило еще дальше, чем это. Сравнительно недавно я был в кафе в Chelsea Market, где столики стояли на улице, и пока я ждал свой заказ, я делал то, что часто делают люди с бородой: я стал приглаживать свою бороду, но потом я понял, что мое отражение не повторяет мои действия. Внутри оказался мужчина с бородой, возможно это был ты, который удивлялся, почему я кривляюсь перед ним.

****

“Доктор Рассказывает о Своей Книге,” The New York Times, 1986

Сакс описывает, как "Случай Джорджа Дидлоу", короткий рассказ о докторе Армии Союзников, опубликованный в The Atlantic в 1866 году, повлиял на его поход к писательству.

****

Итак, Сайлас Вейр Митчелл, юный невролог, набирающий известность, открыл "Случай Джорджа Дидлоу", который он опубликовал, немного колеблясь, в The Atlantic Monthly в июле 1866.

Этот случай, немого фикциональный, но основанный на личном опыте, стал признанным благодаря минимальному клиническому описанию, высокой эмпатии, блестящему изложению и смелому воображению, но он никогда не рисковал показывать его в медицинских статьях. Он зажег воображении читателей и раздражение коллег.

Я не смог понять, в каком затруднительном положении был Митчелл, его двусмысленную позицию между медициной и литературой, хотя, в отличие от Митчелла, который написал множество новелл позднее, у меня нет литературного вдохновения, только желание изложить медицинские реалии как можно полнее.

****

Вопрос-Ответ с The Economist, 2010

****

Я всегда хотел узнать истории людей и подробности их жизней. Я чувствовал себя на стыке биографии и биологии, личности и индивидуальности. Я помню одного человека с Туреттом [синдромом Туретта – прим. переводчика], который писал и говорил, что у него "туреттизированная душа", он влияет на нее и она влияет на него - своего рода взаимодействие. В состоянии то сговора, то компромисса.

Хотя моя задача, как невролога, диагностировать болезнь и размышлять в терапевтических рамках, я всегда хотел обращаться к личности, а не только лишь болезни, и я очень рад, что мой собственный доктор считает так же. Я для него не еще один случай, я личность, которая реагирует на обстоятельства. Так что я нахожусь где-то между биологической и гуманистической точкой зрения.

****

Вопрос-Ответ With Wired, 2009

****

Ну, [мои галлюцинации] сравнительно скучны. Я не вижу каких-то изображений. Я скорее вижу вещи вроде заглавных букв и чисел, все они перемешаны и быстро двигаются. Это похоже на розеттский камень. На самом деле я не могу ничего прочитать. Все что я вижу, это отдельные буквы и иногда строки. Они прозрачные и мерцают, их легко игнорировать... Они черные и белые. Я также вижу шахматные доски, которые опять-таки черно-белые... Геометрические узоры появляющиеся вследствие активности [в] первичной зрительной коры.

****

TED Talk, 2009

Сакс описывает свое исследование слепоты и галлюцинаций, и рассуждает, могла ли наскальная живопись стать их следствием.

****

Мы видим глазами, но также мы видим мозгом. И видение с помощью мозга часто зовут воображением. И мы знакомы с пейзажами нашего воображения, нашей структурой. Мы жили с ними всю нашу жизнь. Но существуют также галлюцинации, и они, галлюцинации, совершенно другие. Они не похожи на наше творение. Они не кажутся контролируемыми нами. Они кажутся пришедшими извне и подражают восприятию.

****

“Радость старости,” The New York Times, 2013

В возрасте 80 лет Сакс размышляет над тем, каково это чувствовать, будто жизнь еще только начинается.

****

Человек имел большой жизненный опыт, не только своей собственной жизни, то и других тоже. Человек видел триумфы и трагедии, взлеты и падения, революции и войны, великие достижения и глубокие разочарования тоже. Человек видел, как смелые идеи возвышались, чтобы быть свергнутыми упрямыми фактами. Человек лучше осознает быстротечность и, возможно, красоту. В 80 лет человек может внимательно осмотреться и увидеть яркий, живой смысл в истории, невозможный и ранние годы. Я могу представить, почувствовать в своих костях, что такое столетие, чего я не мог сделать в 40 или 60.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против