[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Rony Robber", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 77, "likes": 83, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "16436", "is_wide": "" }
Rony Robber
4 343
Блоги

Что не так с русскими сериалами

Мы привыкли относиться с пренебрежением, а порой и с откровенной брезгливостью к сериалам российского производства. И, честно говоря, у нас полно поводов для снобизма. Если в ранние 90-е мы не всегда могли отличить качественный продукт от ширпотреба, то с появление интернета, ситуация резко изменилась.

Поделиться

В избранное

В избранном

Я попробовала проанализировать, что именно бесит в российских сериалах, и систематизировать найденную информацию.

1. Жанр

Если на экране бандиты, похожие на ментов и менты, похожие на бандитов, общаются на языке, в котором честный мат заменен устаревшим жаргоном и корявыми эвфемизмами — это русский криминальный сериал.

Если в кадре есть девушка, которую тут же хочется назвать Дуней или Машенькой, а в следующей сцене в бездуховной Москве мелькает тоскующий по деревенской красе и невинности честный бизнесмен — это русская мелодрама.

Если на вас с экрана смотрят лица, которые вы помните по КВНу 1990-х и 2000-х годов — это русский ситком.

Бывают отклонения от основной триады — криминал/мелодрама/комедия — но они менее заметны. Чаще всего это исторические сериалы про то, как было страшно жить при Сталине, или сильно разрекламированные шоу, снятые по депрессивным русским классикам. Также в природе существуют редкие попытки создать русскую фантастику или фентези, но о них, честное слово, лучше не упоминать всуе.

2. Сценарий и режиссура

Сценарий — пожалуй, одно из самых больных мест современной российской сериальной (да и киношной) индустрии. У нас пока только-только приживается американская практика «комнат сценаристов» (writer’s room), когда над сериалом трудится целый коллектив сценаристов под руководством шоураннера, а то и не одного. У нас нет уважения к авторским сериалам как в Британии, когда Моффат с Гэтиссом могут несколько лет писать три серии очередного сезона «Шерлока». Сериальные сценаристы у нас, чаще всего, ценятся не больше, чем литературные негры.

У наших авторов обычно конский график работы (например, 3 месяца на написание полного сезона процедурала), так что о каком качестве вообще может идти речь.

Что касается режиссуры, то просто попробуйте посмотреть обычный русский сериал минут десять. Вскоре после этого вы начнете рвать на себе волосы и в отчаянии вопрошать небеса и продюсера, нашедшего финансирование на производство: На каком конкурсе бездарей вы откопали режиссера? Что происходит на экране? В чем смысл данного диалога? Зачем здесь эта сцена? Почему герои так странно взаимодействуют?

Знакомьтесь — это современная телережиссура. Бессмысленная и… Нет, чаще всего просто бессмысленная.

3. Актерская игра

Иногда кажется, что русские сериальные актеры не выходят из образа, который их просили показать на кастинге в ремейк «Буратино».

Выпученные глаза могут обозначать что угодно: страх, гнев, страсть, ненависть, удивление и желание спросить, как пройти в библиотеку. Истеричными интонациями женский персонаж может озвучивать любой монолог — от колыбельной до присяги Родине. А набыченная челюсть главного героя может служить как симптомом настоящей маскулинности, так и проявлением глубокой работы ума.

Брайан Крэнстон, Клэр Дейнс, Джим Парсонс и Хью Лори, слава богу, живы, но если бы были мертвы, то непременно вращались бы в гробу от одного осознания, что русская сериальная актерская школа называется актерской.

Кстати, если на общем фанерном фоне вдруг пробивается росток нормальной игры, то с вероятностью 90% это будет представитель старшего поколения: либо почтенный ветеран кино и театра СССР, либо кто-то, кто родился хотя бы в 80-е.

4. Визуал

Оцифруйте любимых с детства «Восставших из ада», загоните в видеоредактор, заново просчитайте видео и запишите его на диск. Затем вставьте болванку в кряхтящий привод Пентиума 3 и, откинувшись в кресле, насладитесь до боли знакомой тусклой картинкой.

Существуют веские основания полагать, что именно таким нехитрым способом получается изображение в большинстве русских сериалов. Иных объяснений такому качеству видео, когда съемка на топор выглядит лучше, чем картинка в некоторых сериалах ВГТРК, НТВ или Рен-ТВ, в век цифровых технологий трудно найти.

Про операторскую работу хочется сказать отдельно — чаще всего ее просто нет. Похоже, что у отечественных сериалоделов или техники не хватает, или убийственный график съемок, или просто в стране дикий дефицит операторов, с руками (а также мозгами и чувством композиции), растущими из нужного места.

Постановка кадра нормального человека:

Постановка кадра курильщика:

5. Звук и музыка

На самом деле на слух очень легко определить, хорош сериал или плох (даже если это западное шоу с любительской одноголосной озвучкой). Если в течение нескольких минут от услышанного вас начинает тошнить, можно с 99%-ной вероятностью утверждать, что данный продукт — безблагодатный шлак.

Потому что в хорошем сериале не может быть убогих диалогов, произнесенных плохо поставленными голосами с интонацией провинциального суфлера и выразительностью GPS-навигатора. В хорошем продукте не должно быть отвратительной музыки, сляпанной в бесплатном музыкальном редакторе из трех семплов по два аккорда каждый. В приличном сериале в качестве заставки не будет звучать какая-нибудь примитивная песенка, созданная на основе корейского рандома репертуара Димы Билана и группы Любэ.

По этому показателю — восприятию на слух — большинство современных русских сериалов делятся на две категории: просто плохие и невыносимо ужасные.

Редкий пример запоминающейся музыкальной темы (но шрифты и монтаж все равно катастрофические):

6. Титры

Если вы смотрите в экран и понимаете, что после двух уроков Фотошопа и то сумеете подобрать менее кислотные цвета и более приличный шрифт, то это либо сериал 80-х годов, либо современные русские поделки.

Катастрофическое отсутствие понимания композиции и цвета, а также присутствие элементарных орфографических ошибок наводит на две мысли. Либо титры делались семиклассником за инвайт на Лепру. Либо продюсеры посчитали, что грамотное графическое оформление напрочь не сдалось ЦА. Поэтому наняли фрилансера, который потратил на работу ровно столько времени, сколько требуется, чтобы осушить банку пива.

Кроме того, сериальщики порой не чураются откровенно копировать иностранные заставки, словно позабыв, что интернет давно вышел за пределы МКАД. Теперь зрители тут же распознают фальшивку и незамедлительно выскажут в комментариях на YouTube все, что думают о создателях такого креатива.

«Позаимствовали» раз:

«Позаимствовали» два (этот случай даже до Гэтисса дошел):

7. Бренд

У каждого уважающего себя гика есть футболка с принтом из любимого фильма, комикса или сериала. Но даже если такой нет, любой из них легко распознает логотипы топовых шоу. Не только потому, что богатые каналы и опытные шоураннеры умудрились сделать качественный продукт — они озаботились созданием бренда.

В свое время в интернете было не протолкнуться от физиономии Хауса на аватарках, а сейчас накануне старта очередного сезона «Доктора Кто», «Шерлока» или пресловутой «Игры престолов», сеть заполоняет масса постеров, фанарта, мемов, фотожаб и прочего контента с узнаваемыми логотипами и образами.

Отсутствие внятного визуального стиля ставит крест на успешной рекламной кампании, ухудшает запоминание и лишает возможности выделиться из серой массы русского сериального продукта. Почему это до сих пор не дошло до отечественных продюсеров, раз они допускают настолько безликое, безвкусное, а порой откровенно трешовое оформление своих шоу — загадка.

8. Адаптации

В последние пару лет баттхерт от русских адаптаций успешных зарубежных проектов вышел на новый уровень. Стоит лишь вспомнить недавние хоровые проклятья продюсерскому центру «Среда» за одну только мысль пересадить британские «Отбросы» на отечественную почву. Сюда же относится массовое обкладывание фейспалмами из-за свежей «Родины» Павла Лунгина, показанной в этом году на канале «Россия-1».

Неумелые, тупо скопированные, навязчиво паразитирующие на оригинале, русские адаптации выглядят настолько по-сиротски, что их остается только пожалеть. Правда, лишь после того, когда схлынет волна ярости из-за покалеченного сюжета, испорченных персонажей, кучи ляпов и общей бессмысленности происходящего на экране.

Вместо вывода

Исключения из правил есть. В России правда встречаются интересные и достаточно самобытные проекты. Они были и тогда, когда наши сериалоделы еще не бросились бездумно копировать зарубежные проекты (первые сезоны «Улиц разбитых фонарей», «Бригада», «Королева Марго»), и сейчас, когда создатели прикладывают чуть больше усилий и желания, чем привыкли («Оттепель», «Ликвидация», «Идиот», «Кухня»). Даже адаптации чужих идей, при достаточном вложении своих задумок, получаются вполне неплохими («Обратная сторона луны»).

Правда от того, что на сотню попыток приходится две-три удачные, как-то не становится легче. Подражание, бездумное копирование и банальная отработка заказов от федеральных каналов — нормальная стадия развития, но в русском сериалострое она затянулась непозволительно долго.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против