[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Mihail Topchin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 30, "likes": -6, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "club", "id": "19038" }
Mihail Topchin
514
Клуб

«Идеология – это другое. Патриотическое воспитание никто не отменял»

В последнее время произошел резкий взлет патриотических настроений в нашем обществе. Всё чаще можно видеть, как одни люди обвиняют других в отсутствии любви к своей стране, а то и вовсе в предательстве. Поэтому такие понятия как «патриот» и «патриотизм» стали основными, определяющими составляющими нашего общества. Михаил Топчин попытался разобраться в том, как в таких условиях сегодня ведётся патриотическое воспитание молодёжи.

В советское время роль патриотического воспитания брали на себя пионерские и комсомольские организации, плюс отдельным предметом в школе была начальная военная подготовка, и все сдавали нормы ГТО. Пионеры и комсомольцы уже давно в прошлом, курс основы военной подготовки, в несколько изменённом виде, сегодня включён в ОБЖ (что, на мой взгляд, выглядит весьма странным: трудно представить себе более опасную сферу деятельности, чем использование оружия), но на практике даже такой уровень патриотического воспитания далеко не всегда выполняется. Таким образом, получился некий «вакуум» - школа официально отстранилась от патриотического воспитания. В этой ситуации его функции взяли на себя различные кадетские классы и кружки дополнительного образования, которые сейчас есть почти в каждом доме детского творчества, а так же военно-патриотическая игра «зарница». Там дети соревнуются в знании истории, строевой подготовке, сборке и разборке автомата, и многих других вещах. В этом году «зарнице» исполнится уже 25 лет, она с небольшим перерывом в 90-ых годах, проводится на всероссийском уровне. Организацией и проведением этого военно-патриотического конкурса занимаются муниципальные власти, а также комитет по образованию города. Официально, это тоже, что называется, «кружок по интересам», но, на самом деле, это не совсем так.

- Комитет по образованию рекомендовал всем школам выставлять свою команду на «зарницу». Школы района соревнуются между собой, затем победители идут на городские соревнования, и так далее. – Говорит Любава Исаенкова, завуч по воспитательной работе средней школы № 44 Приморского района. - Но, конечно, каждая школа в зарнице участвовать не может, потому что не во всех школах есть человек, который лично в этом заинтересован. У нас вот есть такой человек, поэтому это хорошо получается. Некоторые школы принимают участие в «зарнице» просто потому что директор сказал учителю ОБЖ: «вы должны выставить команду», учитель собрал детей и сказал им: «Пойдёмте что-нибудь сделаем». Конечно, на таких детей жалко смотреть.

- А применяются какие-нибудь санкции к тем школам, которые не принимают участие в «зарнице»?

-Нет, не применяются.

В самой 44 школе команда не раз побеждала в «зарнице» на разных уровнях, и даже представляла Санкт-Петербург на всероссийском этапе. Начало этому было положено ещё в 1989 году, когда Любава Исаенкова работала школе старшей пионервожатой и решила создать разновозрастной отряд «Гвардеец». У него были свои командиры, свои традиции, свои законы. С тех пор этот отряд существует, и туда вступают все желающие, начиная с четвёртого класса. Многие из тех, кто уже окончили школу, приводят своих детей, и так традиция продолжается.

Любава Исаенкова считает, что патриотическое воспитание сейчас возвращается в школы:

-ГТО теперь в обязательном порядке – ребёнок не сможет поступить в институт, если он не сдаст определенные нормативы. Сверху снова идёт инициатива на патриотическое воспитание наших детей. Однако очень сложно восстанавливать то, что было растоптано и забыто. Я вот работала и в советское время, и в 90-ые годы, поэтому могу сравнивать и могу вам сказать, что, конечно, 90-ые были самым ужасным временем. Зачем было рушить организацию? Убрали бы «ура Ленину», а организацию бы оставили.

-Тогда нужно было бы добавить «ура» кому-то другому, - отвечаю я, - без этого нельзя же.

-Ну да, а почему убрали «ура»?

-Потому что это идеология, а этому нельзя учить в школе.

-Да, но это ведь всё равно есть. Дети ведь должны любить свою родину? Почему бы не сделать «ура» этому, а не «ура» имени. Идеология это вообще другое. Патриотическое воспитание никто не отменял, просто организации не стало. Пионерские организации отменили, и дети превратились в толпу... У нас вот каждое мероприятие в школе начинается с выноса знамени. И вот ребята смотрят на то, как одиннадцатиклассники выносят знамя и говорят: «Я тоже так хочу!» И некоторые приходят заниматься зарницей не потому что им там нравится ходить строем и стрелять, а потому что они хотят знамя выносить. И вот эта гордость пройти под знаменем – это тоже патриотизм. А дальше уже это любовь к своей школе, честь которой ты защищаешь, любовь к району и, естественно, гордость за свою страну. Не поливать её, и говорить, что в Америке лучше, что там что-то есть, а понимать, что в твоей стране есть много хорошего, и что ты можешь сделать её ещё лучше.

Однако пока организацию снова не создали, патриотическое воспитание является игрой, конкурсом, соревнованием, а не частью образовательной программы. Поэтому и отношение к нему может быть соответствующим. Например, в 383 школе Калининского района в зарнице учувствует команда, которой руководит Ксения Бодунова. Она сама недавно закончила эту же школу и теперь вернулась туда и работает педагогом-организатором, в том числе и готовя детей к этому конкурсу. По словам Ксении, их команды несколько раз побеждали на районных соревнованиях, и как-то они даже должны были ехать на всероссийские игры, но им сказали: «Да что вы там будите делать», и в итоге никто никуда так и не поехал. Когда я пришёл в школу, то дети отрабатывали строевой шаг, учились надевать противогазы, и тренировали сборку-разборку автомата Калашникова, учебная модель которого лежит у них в классе.

-Если бы я не хотела заниматься «зарницей», то директор, наверно, назначил бы учителя ОБЖ – рассуждает Ксения. - Когда я училась здесь, я так же как эти дети учувствовала в «зарнице», и у меня остались неизгладимые впечатления от неё, поэтому, когда пришла работать в школу, то стала уже сама тренировать детей.

- А если бы завтра вдруг приняли закон, по которому девушки по желанию тоже могут пройти срочную службу в армии, вы бы пошли?

- Нет, не пошла бы. Личная жизнь для меня важнее, я не готова терять её. Война – это человеческая глупость. Людям кажется, что они умные, но решение чего-либо силой – это глупо.

- А что такое для вас патриотизм? Что сегодня значит «быть патриотом»?

-Я не понимаю что такое «патриотизм». Как можно любить какое-то место, просто потому что ты там родился? Я вот в Санкт-Петербурге сменила много мест жительства, и каждый раз, когда я переезжала, у меня не было какого-то особого чувства. Тоже самое, когда я куда-то уезжала, правда ненадолго. Мне кажется, что чувство патриотизма очень близко к национализму. Я не считаю, что то, чем я занимаюсь это воспитание патриотизма, что таким способом нужно прививать любовь к родине. Для меня зарница это просто соревнование. Это привилегия участвовать в подобных мероприятиях, бороться за честь школы, получать награды. Но я никому не собираюсь навязывать свои взгляды, тем более детям.

Получается, что патриотическое воспитание носит не системный, а скорее даже случайный характер. Если есть в конкретной школе педагог, который лично заинтересован в этом - то патриотическое воспитание будет. Но, во множестве школ его объективно сейчас просто нет. Однако есть и другой взгляд на этот вопрос. Михаил Уличев, директор городского центра гражданского и патриотического воспитания, государственного бюджетного типового образовательного учреждения Санкт-Петербурга «Балтийский берег», которое занимается организацией и проведением «зарницы» на городском уровне, считает, что патриотическое воспитание детей должно вестись постоянно и на каждом уровне, а не только в рамках дополнительного образования:

-Если мы берём всю систему патриотического воспитания, то она начинается, когда ребёнку какие-то основы даются в семье, и эти основы должны проноситься, и у многих проносятся до конца жизни. Затем ребёнок приходит в детский сад, в детских садах разработана целая система патриотического воспитания, например в финале конкурса патриотической песни, посвященного 70-летию победы, участвовали 60 детских садов, и это только победители районных конкурсов! В школе педагоги все свои предметы должны связывать с патриотическим воспитанием. Если мы начинаем говорить на той же самой физике о каких-то основах, то мы связываем это и с обороной страны и с развитием науки. Если это урок истории, преподаватель рассказывает, например, об Александре Невском, как Россия выживала в те далёкие времена, когда тевтонские рыцари шли и сжигали города и деревни – это и есть патриотическое воспитание. Когда на уроке литературы дети изучают произведения наших российских писателей, дореволюционных, советских – это же тоже патриотическое воспитание, на наших культурных ценностях.

-И даже уроки иностранного языка тоже должны быть связаны с патриотическим воспитанием? – Говорю я, вспоминая про себя слова депутата Ирины Яровой, которая видела в усиленном изучении иностранных языков угрозу нашим традициям.

-Иностранный язык – это культура. Патриот должен в первую очередь быть образованным. Бескультурный человек, он может кричать: «Я патриот, я патриот!», но своими действиями он будет делать всё наоборот. Культура человека, проявляется не только в образовании, но и в умении это образование применить.

-Я общался с молодой учительницей, которая окончила педагогический университет имени Герцена, и она мне говорила, что как учитель не имеет права воспитывать, а может только учить ребёнка. Максимум - это взять дневник и написать там: «Уважаемые родители, обратите внимание на то-то и то-то». Как вам кажется, может это в советское время, когда мы всё делали вместе, школа носила воспитательные функции, а сейчас она уже не может воспитывать?

- Я могу сказать однозначно, что воспитательные функции из школы никуда не ушли. Потому что на сегодняшний день существует должность заместителя директора школы по воспитательной работе. Если педагог только записывает замечание в дневник и больше ничего не делает – этот педагог заведомо проигрывает, потому что невозможно обучать не воспитывая. Сегодня во всех документах официально написано, что школа занимается и обучением и воспитанием – это не разрывный процесс. У нас, например, из одной и той же школы одни дети учувствуют в зарнице, другие дети в направлении «школа безопасности», третьи только в движении юные пожарные, четвёртые дети учувствуют в движении юных инспекторов дорожного движения, пятые дети (из этой же школы!) во всех творческих конкурсах.

-Но есть же дети, которые негде не участвуют, просто потому что хотят сами проводить свой досуг?

-Таких надо подтягивать. Количество таких детей, как раз и зависит от педагогов, которые придя в школу, говорят: «я педагог, я буду только давать предмет». Уже не обучать, а давать. Вообще, если сравнивать структуру патриотического воспитания в советское время и сегодня, то в чём-то она идёт параллельно. Если в советское время у нас была комсомольская и пионерская организации, и дальше в домах пионеров были районные пионерские и комсомольские штабы, то на сегодняшний день дома пионеров стали дворцами творчества детей, и соответственно, в каждом доме творчества существует, либо отдел гражданского и патриотического воспитания, либо методист, который курирует данное направление.


Однако сегодня всё же есть учителя, которые в своей работе пытаются дать детям знания в чистом виде, поэтому назвать этот вид патриотического воспитания повсеместным, тоже нельзя. Получается, что однозначного ответа на вопрос: «Как надо воспитывать чувство патриотизма у наших детей?» (и надо ли вообще этим заниматься где-то кроме семьи) сегодня нет. Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу, в которой все предметы будут рассматриваться через призму любви к родине? Хотите ли вы, чтобы каждому ребёнку снова в обязательном порядке преподавали бы начальную военную подготовку? Вообще готовы ли мы сегодня к тому, что наша школа снова будет воспитывать? А если воспитывать, то есть ли у всех, точный ответ, что именно воспитывать? Ведь патриотизм можно понимать по-разному. Пока эти вопросы не решены; на практике у родителей есть возможность выбрать то учебное заведение, которое в этом плане их устраивает... До принятия какого-нибудь очередного образовательного стандарта, или единого учебника истории.


***

Интересно, что сегодняшних детей заставляет своё свободное время проводить не в секции футбола, плавания, танцев или, чего уж там греха таить, перед монитором или телевизором, а маршируя по плацу?

Большинство детей стали заниматься зарницей, потому что прикасались к этому где-то раньше, либо в семье, либо в начальной школе. Например, 11-летний Кирилл из 44-ой школы, говорит, что видел, как старшие товарищи этим занимаются, и потом тоже захотел принять участие.

-А почему ты не выбрал какую-нибудь спортивную секцию, или другой вид досуга? – Спрашиваю я.

-Футбол – это просто движение, а здесь я получаю огромную пользу. – Ответил он.

У 13 летней Вероники папа входил в отряд «Гвардеец», и поэтому когда она пошла в ту же школу, то тоже стала там заниматься.

На мой вопрос – «А ты пошла бы в армию, если бы брали девушек?» Она ответила, что пошла бы, потому что там физическая подготовка, и она любит ходить строем.

А Светлана, из 383 школы, говорит, что если бы это было не обязательно, то пошла бы. Это интересно. Только еда плохая, - заключает она. По словам Светланы, патриотизм – это любовь к своей родине:

-Я нахожу в России свои минусы – меня не устраивает экология, политики, которые думают только о деньгах и о себе, но я верю, что Россия будет развиваться.

А Александр, которому скоро исполниться 18 лет хочет поступать в военно-медицинскую академию и стать военным врачом.

-Я занимаюсь «зарницей», потому что хочу остаться в памяти друзей, сделать что-то полезное, оставить след в истории. Патриот – для меня это такой человек, который имеет активную гражданскую позицию. – Заключает он.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против