Офтоп
Никита Лихачёв

Автор расследований «Новой газеты» о суицидальных пабликах выпустит книгу

Журналистка «Новой газеты» Галина Мурсалиева, автор нашумевшей истории про сообщества «ВКонтакте», объединявшие подростков с суицидальными настроениями, собирается выпустить книгу в издательстве АСТ под названием «Дети в сети». По её словам, её основным источником информации и помощником в расследовании истории был бывший следователь, 58-летний помощник прокурора Дмитрий Плоткин.

Галина Мурсалиева. Кадр из интервью «Радио Свобода»

По словам Мурсалиевой, Плоткин сам обратился к ней через письмо в редакцию, после чего помогал встречаться с семьями подростков, покончивших жизнь самоубийством. Изначально предполагалось, что он станет одним из героев публикации в «Новой газете», однако перед сдачей материала с внешним давлением выступило начальство Плоткина.

«Убери меня отовсюду, у нас возникло недоразумение, пока вынужден покинуть поле боя». Как выяснилось позже, Москва в срочном порядке запросила дела погибших в Рязани детей, и, видимо, произошли ещё какие-то события, из-за которых началось невероятной силы давление на Дмитрия Плоткина: «Что ты вечно поднимаешь шум, из-за тебя мы всегда в центре всех проверок», и т. д. Теперь же старший помощник прокурора Рязанской области Дмитрий Плоткин называть себя мне разрешил.

Галина Мурсалиева, «Новая газета»

Тему внешнего давления Мурсалиева активно поднимает впоследствии. Она раскритиковала ту часть аудитории, которая после прочтения назвала происходящее вокруг суицидальных пабликов «бредовой теорией заговора» и отказалась рассматривать ситуацию в контексте преступления.

Первая публикация на тему, прежде табуированную, о сложном, многомерном явлении, невероятно тяжелом по эмоциональной нагрузке, изложенная в редком объемном для газеты формате — на восьми полосах, требовала как минимум какой-то рефлексии и как максимум — изучения, а потом — обдумывания. Но вирус ее обесценивания, отрицания самой сути явления вбросился (или выбросился?) практически мгновенно, громко, ретиво, бесстыдно и агрессивно. По законам джунглей — сначала ударь, потом получишь голос… трафики, лайки, деньги.

Ударили вполне себе грибоедовские «княгини марьи алексевны» и «первые парни» части модных тусовок Москвы, сетевые павлины. Тысячи подписчиков в интернете давно уже делегировали им все права на собственное мнение. Они для них гуру.

Галина Мурсалиева, «Новая газета»

Мурсалиева также высказалась в противовес главному редактору «Медузы» Ивану Колпакову: тот в интервью «Радио Свобода» утверждал, что мем «Ня. пока» появился сам по себе и никто его специально не продвигал. Журналистка «Новой», признавшая, что ещё недавно не была в курсе понятий «раржпег» и «сигна», стала утверждать, что мем мог вполне быть навязанным и раскрученным за деньги неизвестными.

Я не знаю, свято ли верил в то, что он говорил, представитель «Медузы», но здесь вариантов всего два — он либо врал, либо абсолютно не компетентен в вопросе, по которому так самоуверенно и с таким апломбом просвещал студию и слушателей радио. В мире, где в рекламу вкладываются миллиарды долларов, говорить о том, что нельзя создать искусственный мем, просто смехотворно.

Галина Мурсалиева, «Новая газета»

В первом отрывке книги Мурсалиева рассказывает, что когда она начала заниматься расследованием, то нашла сторонников — людей, которые уже изучали ситуацию вокруг «групп смерти». Одним из таких активистов оказался Антон Андросов, руководитель белгородской общественной организации «Скорая молодежная помощь» (СМП).

Один из активистов СМП от имени девушки Ксении ещё в 2015 году переписывался с персонажем под ником Море Китов и просил у него «номер» для совершения самоубийства и интересовался подробностями организации суицида. Море Китов хотел записать его смерть на видео, а перед суицидом просил удалить всю переписку по теме.

Кроме того, при последующем общении с Морем Китов активиста, выступившего уже под другим именем, администратор «групп смерти» интересовался Ксенией и якобы испытал облегчение, узнав, что она всё-таки совершила суицид. По мнению Мурсалиевой, обстоятельства разговоров доказывают то, что у провокаторов были серьёзные намерения.

Когда именно выйдет книга, не сообщается. На сайте издательства АСТ информации о ней не указано.

Дмитрий Плоткин

Плоткин — один из известных советских и российских следователей, он занимался расследованиями убийств, связанных с «Айрапетовской» и «Слоновской» ОПГ и дела серийного убийцы Вячеслава Маркина. В конце 2000-х следователь стал помощником прокурора по взаимодействию со СМИ в прокуратуре Рязанской области, где и работает до сих пор.