[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 49, "likes": 44, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "35032", "is_wide": "" }
Вадим Елистратов
19 741

Сумасшедший, но дворянин: TJ о российском блокбастере «Дуэлянт»

29 сентября в прокат вышел «Дуэлянт» — главный российский фильм осени и первый высокобюджетный проект режиссёра Алексея Мизгирёва («Кремень», «Бубен, барабан»). Шеф-редактор TJ посмотрел картину и с сожалением отмечает, что почти безупречное кино к финалу всё-таки немного заваливается на бок.

Поделиться

В избранное

В избранном

Минувшей весной казалось, что во всех смыслах удачный «Экипаж» на пару с «Дуэлянтом» станут двумя яркими точками, которыми запомнится Год российского кино. У картин почти одинаковые бюджеты, они обе сняты при поддержке корпорации IMAX, и, что самое главное, обе являются чисто русскими блокбастерами, а не очередными кальками с Голливуда.

В том, что «Дуэлянт», как и «Экипаж», станет кассовым хитом, сомневаться не приходится. У фильма дорогая рекламная кампания, которая помимо постеров на каждом углу двух столиц включает в себя и подозрительную активность «лидеров мнений». Хором признаются в любви фильму в своих блогах и Варламов, и Собчак, и другие люди, к миру кино имеющие посредственное отношение.

Но больше всего «Дуэлянту» должен помочь именно «Экипаж», который наверняка сработает для него как «Аватар» для «Алисы в стране чудес» — затянет в свою ауру успеха.

Однако тех, кто ждёт от «Дуэлянта» столь же вылизанного и в целом удачного российского кино, что и фильм Лебедева, придётся разочаровать первым делом. Новая работа Мизгирёва ни в коем случае не плоха, но и комфортной её не назовёшь.

Сам режиссёр на пресс-конференции после петербургского показа рассказывал, что намеренно пытался сделать картину «колкой», но после просмотра эти слова кажутся лукавством. Очень уж удобная это позиция: если фильм вам не нравится, то так было задумано.

Впрочем, начинается «Дуэлянт» нисколько не колким, а, напротив, практически безупречным. Картина одновременно напоминает и классику российской литературы, и первого нолановского Бэтмена, и гайричьевских «Шерлоков Холмсов», и причудливый вестерн.

В основу фильма легла не книга и не комикс, а случайно попавшийся на глаза Мизгирёву дуэльный кодекс, поэтому стреляются здесь очень много. В первый час «Дуэлянта» кажется, что герои не умеют разрешать конфликты никаким другим способом, кроме как пулей в лоб.

Но в данном случае Мизгирёва не хочется ругать. Он так смакует лучи солнца, прорывающиеся через щели в стенах, настоящие дуэльные пистолеты, отреставрированные для съёмок, смольно-чёрные наряды героев и тени на их лицах, что этой любовью невозможно не проникнуться.

Фетиши Мизгирёва и чистая работа оператора Максима Осадчего делают «Дуэлянта» одним из самых красивых фильмов года. Не только российских, а вообще.

Впрочем, у красоты фильма есть одно серьёзное «но». «Дуэлянт» хоть и выглядит раз в шесть дороже своего реального бюджета, но выше головы всё же не прыгает. Ближе к середине хронометража начинаешь замечать, что одни и те же декорации используются неприлично много раз, а герои как будто бы катаются по одной и той же улице Петербурга туда-сюда.

О городе в «Дуэлянте» хочется поговорить отдельно. Петербург на экране — это Петербург, в котором, как говорит сам Мизгирёв, у строителей было в два раза больше денег, чем на самом деле. Поэтому над Невой зачем-то строится чисто нью-йоркский мост, а атлантов в Новом Эрмитаже у Дворцовой площади вдвое больше, чем положено.

Многие ключевые сцены фильма происходят именно в Новом Эрмитаже, который превратился в дворец из «Игры престолов». Поверить в то, что в Петербурге в любое время года мог существовать показанный в «Дуэлянте» зал с огромными незастеклёнными проёмами, решительно невозможно.

Впрочем, самая абсурдная локация фильма — это ветхая рыбацкая деревушка у стен Казанского собора, в которую главный герой вновь и вновь приходит погрустить или выпить.

При рассмотрении мизгирёвского Петербурга создаётся стойкое ощущение, что режиссёр стремился к некому подобию стимпанка, хоть и сам это упорно отрицает. Однако стимпанк требует колоссальной работы в области построения мира и дизайна, поэтому Мизгирёв ограничился более доступным «Петербургом на стероидах».

Но странная версия города нисколько не портит впечатления от «Дуэлянта», а вот начинающий запинаться к финалу сценарий — вполне.

Внимание: дальше идёт рассуждение о сюжете фильма. Если вы не хотите о нём ничего знать, лучше прекратить чтение на этом месте.

Начинается фильм как некая смесь истории становления супергероя, «Графа Монте-Кристо» и «Выжившего». Главный персонаж (Пётр Фёдоров) попадает под горячую руку идейного альфонса графа Беклемишева (Владимир Машков), теряет титул дворянина и по пути на военную службу, которой ему заменяют каторгу, попадает в кораблекрушение, где шаманы из племени алеутов дают ему волшебную способность не умирать.

В тайне вернувшись в Петербург, герой Фёдорова начинает пользоваться своей суперсилой и за деньги участвовать в дуэлях за тех, кто этого делать не хочет или не в состоянии, чтобы хотя бы за крупную сумму вернуть себе дворянский титул.

Волшебные способности дуэлянта носят скорее фандоринский характер, чем супергеройский: они как бы есть, но их как бы и нет. Поэтому нервничать всё-таки получается.

Мизгирёв, за что ему низкий поклон, блестяще справляется с интригующей завязкой, но когда дело доходит до прямой конфронтации между главным героем и злодеем, теряется.

Протагонист постоянно говорит, что не любит дуэли, но Беклемишева хочет убить именно в поединке. При этом дуэль с графом сама по себе не поможет восстановить персонажу Фёдорова дворянский титул, а приспешников графа он убивает вообще без всяких церемоний — и голыми руками, и пулей исподтишка.

Не лучше у Мизгирёва получилась и любовная линия. Такое ощущение, что режиссёру кто-то зачем-то сказал, что она обязательно нужна, но сам он не понимает, зачем. Поэтому как только в третьем акте фильма доходит до романтики, герои начинают вести себя откровенно глупо, говорить шаблонные фразы и без всякой причины то отталкивать друг друга, то, наоборот, притягивать.

Но больше всего разочаровывает именно концовка. Режиссёр сначала издевательски вводит зрителя в заблуждение, а потом резко включает титры, оставив множество вопросов неотвеченными.

В стремлении избежать чисто голливудского разжёвывания Мизгирёв сделал финал скомканным.

Режиссёр намеренно попытался уйти от формата типичного фильма о мести, но так и не придумал, чем заменить связанные с ней штампы. Главный герой в перспективе вроде бы и должен получить назад то, чего хотел, но стоил ли его титул всех жертв, которые он ради него принёс — большой вопрос.

Да и стремление вернуть себе имя, используя дар для убийства незнакомцев за деньги — занятие как минимум лицемерное. Из этого вытекает, что «Дуэлянт» — фильм о том, как меньшее из двух зол побеждает большее, но от этого всем причастным становится только хуже. Кто-то окончательно потерял себя, а кто-то — самых близких людей. Быть может, это и жизненно, но фильм Мизгирёва слишком красив, чтобы заканчиваться вот так.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против