Новости
Женя Кузьмин

Реклама, звёзды и чуть-чуть футбола: гид по Супербоулу

Всё, что нужно знать о главном спортивном событии Америки.

Материал изменён к 55-му Супербоулу, который состоится в ночь на 8 февраля 2021 года.

В ночь (начало — в 2:30 мск) на 8 февраля 2021 года на стадионе «Реймонд-Джеймс» в Тампе пройдёт Супербоул — финал Национальной футбольной лиги (НФЛ) США. В нём встретятся команды «Тампа-Бэй Бакканирс» и «Канзас-Сити Чифс». Завершающая игра сезона — крупнейшее ежегодное событие в американском спорте. Финал привлекает рекордную аудиторию, компании готовят для телеэфира дорогие ролики, а в перерыве выступают мировые звёзды, в этот раз это будет The Weeknd.

Посмотреть матч в России можно будет бесплатно. Трансляция пройдёт на телеканале Viasat Sport, который включён в пакет бесплатного телевидения на MEGOGO.

TJ собрал главное об американском футболе, истории суперкубка и командах, участвующих в нём.

Основные правила

В американский футбол играют на поле длиной в 100 ярдов (примерно 91 метр), поделённом на пятиярдовые отрезки. При этом каждые десять ярдов (около девяти метров) для удобства подписаны. Задача команды в нападении — пройти всё поле и занести мяч в зачётную зону противника (зону, в которой считается «тачдаун»). Соответственно, защита должна помешать им это сделать.

Главное отличие американского футбола от многих других командных видов спорта — динамика игры. В баскетболе или обычном футболе команды могут перехватывать инициативу, держать мяч у себя или проводить сразу по несколько атак подряд. Здесь же каждый матч состоит из отдельных розыгрышей (или «даунов»). Каждый «даун» — это отдельная атака, во время которой один из клубов с помощью той или иной комбинации старается как можно дальше продвинуться вперёд по полю.

В большинстве случаев розыгрыш длится несколько секунд, после чего берётся пауза, чтобы футболисты перевели дух и получили указания от тренеров. Всего на прохождение поля до зачётной зоны даётся четыре попытки. Если за эти четыре розыгрыша команда прошла более десяти ярдов (именно для этого нужна специальная разметка), то их число сбрасывается.

Если команда за первую попытку продвинулась, например, на шесть ярдов, то следующая комбинация начинается с линии, где остановилась игра в предыдущем моменте. Тогда для сброса розыгрышей игрокам остаётся преодолеть ещё четыре.

Фото AP

Набор ярдов — одна из важнейших особенностей игры. В трансляциях игр НФЛ постоянно указывается, какую по счёту попытку исполняет команда и какое расстояние ей осталось пройти. Если нападающие не могут преодолеть десять ярдов за четыре попытки, то владение переходит защите.

Комбинация считается законченной в случае, если игрок с мячом падает после контакта с соперником или выходит за пределы поля. Защита же может свалить футболиста, перехватить мяч или спровоцировать потерю (атакующий роняет мяч).

У команды есть два способа продвинуться вперёд: с помощью паса и «выноса». Пасовую комбинацию чаще всего проводит главный человек в нападении — квотербек. За розыгрыш он имеет право сделать только одну передачу вперёд и сколько угодно назад.

«Нью-Инглэнд» проводит второй розыгрыш из четырёх.  Для сброса «даунов» им нужно преодолеть ещё восемь ярдов (оранжевая линия). С помощью паса футболисты успешно переходят линию и получают ещё четыре попытки

«Вынос» заключается в попытке пробиться через защиту с помощью бега с мячом. Такие комбинации менее эффективные, но более безопасные: пас легче перехватить и сложнее поймать.

Атакующая команда набирает необходимые десять ярдов на втором розыгрыше с помощью «выноса»

Если нападение совершает тачдаун (то есть заносит мяч в зачётную зону противника, находящуюся сразу за полем), то команда зарабатывает шесть очков. Это лучший способ обойти соперника в счёте, поскольку другие результативные действия приносят меньше очков.

Игрок получает мяч от квотербека и заносит его в зачётную зону соперника, делая тачдаун

После тачдауна команда может набрать дополнительные баллы. Один из способов — бонусная атака возле зачётной зоны, за которую дают два очка. Однако чаще всего футболисты выбирают филдгол — попытку забить мяч ногой в вертикальные ворота (одно очко). Его можно пробить и во время обычного нападения, если команда решит заработать три балла.

История Супербоулов

Первый матч за кубок в 1967 году стал условием слияния двух лиг в стране — Национальной футбольной лиги и Американской футбольной лиги (АФЛ). Победители каждого из чемпионата встречались в последней игре, чтобы выявить «Чемпиона мира». «Супербоулом» финал начали называть только в 1969 году, тогда же появилась традиция писать номер матча римскими цифрами (официально в этом году мероприятие называется Super Bowl LV).

Название приписывают одному из создателей АФЛ Ламару Ханту. Во время обсуждения он предложил вариант Super Bоwl на встречах по объединению лиг. По словам Ханта, название он выбрал из-за того, что его дети называли футбольный мяч «супермячом» (Super Ball). Он объединил это название с термином «Bowl games»: так в начале 20 века прозвали некоторые матчи по американскому футболу в студенческом чемпионате.

Позже лиги окончательно превратились в единую НФЛ, но традиция осталась: в Супербоуле участвуют победители Национальной футбольной конференции (НФК) и Американской футбольной конференции (АФК).

Билет на первый матч между лигами НФЛ и АФЛ под названием «Игра за звание чемпиона мира», фото Тони Томсика

Главный матч сезона проводится в заранее выбранном городе. В 2021 году им станет Тампа. «Тампа-Бэй» станет первой командой в истории, которая проведет матч Супербоула на домашнем стадионе. За всё время существования Супербоула матч переносили один раз: в 1991 году Финикс лишили права принять финал из-за того, что в штате Аризона отказались признать День Мартина Лютера Кинга официальным праздником.

Большой ежегодный интерес к матчу объясняется не только популярностью вида спорта в стране. В других западных лигах — НБА, НХЛ и МЛБ — победитель чемпионата определяется с помощью серии игр до четырёх побед. В НФЛ же традиционно проводится только один матч.

В 2015 году 49-й Супербоул побил национальный рекорд — его средняя телеаудитория составила 114,4 миллиона человек, при этом исследование не учитывает людей, смотрящих финал чемпионата в барах и большими компаниями. При этом другими рекордсменами также являются главные матчи НФЛ: в 2014 году игру за кубок посмотрели 112,2 миллиона, а в 2016 — 111,9 миллиона человек.

Супербоул 2013 года запомнился болельщикам блэкаутом на стадионе в Новом Орлеане и вошёл в историю лиги под названием Blackout Bowl. Свет отключили почти на всей площади стадиона в начале третьей четверти матча после выступления Бейонсе на шоу в перерыве. Подачу электроэнергии восстановили только через 34 минуты.

Фото Reuters

В 2021 году из-за пандемии власти ограничили вместимость 75-тысячной арены до 25 тысяч человек. В связи с этим нынешний матч установит антирекорд посещаемости. Рекорд посещаемости зафиксировали в 1979 году — тогда на игре побывали 104 тысячи человек. Антирекорд до предстоящего финала принадлежал прошедшему в 1967 году первому розыгрышу Супербоула — 62 тысячи.

Много рекламы, но мало действия

В американском футболе команды играют четыре четверти по 15 минут. Однако из-за большого количества остановок матчи на самом деле длятся намного больше. При этом большую часть времени занимают паузы и подготовка игроков к новому розыгрышу.

В 2013 году The Wall Street Journal подсчитал, что в среднем игра в Национальной футбольной лиге длится 3 часа 12 минут, но непосредственно действие занимает только 11 минут. Во время телетрансляции остальное время «забивается» повторами (17 минут) и наблюдением за игроками, тренерским штабом и судьями (75 минут).

Значительное место занимает и реклама. Игры НФЛ считаются очень удобными для продвижения товаров и брендов: постоянные паузы, частый показ в прайм-тайм и большая аудитория. Средний матч включает в себя более 20 специальных «рекламных перерывов», во время которых зрителям показывается около ста роликов. По данным издания, вместе они длятся около часа из трёх часов игры.

Супербоул, ежегодно привлекающий более ста миллионов телезрителей, давно стал местом, где компании показывают свои лучшие рекламные ролики. Они стали неотъемлемым элементом игры: опрос Prosper Insights and Analytics показал, что почти 18% взрослых американцев считают рекламу важнейшей частью мероприятия.

На первом Супербоуле в 1967 году реклама длиной в 30 секунд стоила около 42 тысяч долларов. С ростом популярности лиги у телезрителей «слоты» на финальную игру становились всё дороже. В 1995 году стоимость размещения ролика впервые превысила миллион долларов.

В январе 2017 года СМИ сообщили, что размещение 30-секундного ролика во время трансляции 51-го Супербоула обойдётся в 5,5 миллионов долларов. При этом рекламодатели настолько уверены в большой аудитории, что не обращают внимания на то, кто сыграет в финале: 90% слотов владелец прав на трансляцию Fox продал в декабре 2016 года, когда участники матча ещё не были известны.

В Sports Illustrated напомнили, что аналогичные по длине ролики показывали в финале Мировой бейсбольной серии за 500 тысяч долларов, а на Оскаре — за 2 миллиона.

По данным агентства Kantar Media

По мнению редакции Fortune, компании стараются сделать к Супербоулу свои лучшие ролики, чтобы о них продолжили говорить после окончания игры. Самая интересная реклама с финала НФЛ появляется в подборках различных СМИ и набирает миллионы просмотров в соцсетях. Ещё до начала игры в интернете отслеживают тизеры и утечки роликов.

По данным Emarketer, с 2006 по 2015 год пять крупнейших компаний потратили на слоты Супербоула более 745 миллионов долларов. В их число вошла крупнейшая американская пивоваренная компания Anheuser-Busch, PepsiCo и Coca-Cola, а также Chrysler Group и General Motors.

В 2020-м торги за 30-секундный рекламный слот начали с 5,6 миллиона долларов. Но если в 2019-м все слоты раскупили к ноябрю, спустя год это затянулось до января 2021-го, так как из-за убытков, причинённых пандемией, компании урезали свои рекламные бюджеты. По данным Adweek, некоторые компании заплатили меньше 5,6 миллионов долларов за слот.

Производитель «Пепси» в последние годы является спонсором выступления звёзд в большом перерыве матча (Halftime Show). Во время самого первого Супербоула в паузе между четвертями свою программу показывали симфонические оркестры университетов Аризоны и Мичигана, но с 1991 года появилась традиция приглашать звёзд первой величины.

В разные годы участниками Halftime Show стали Майкл Джексон, Пол Маккартни, Бейонсе и Мадонна. Мини-концерты на главном матче сезона длятся около получаса, что почти в три раза превышает время игровых моментов.

Хэдлайнером 2021 года станет певец The Weeknd. К мероприятию он совместно с Национальной футбольной лигой, лейблом Roc Nation и компанией Bravado представил линейку одежды.

Дуэль квотербеков

«Канзас-Сити Чифс» — действующие чемпионы НФЛ, именно они выиграли трофей год назад, причём до этого команде не удавалось получить награду 50 лет. «Бакканирс» свой единственный приз завоевали в 2002 году. Из всех людей на поле нужно знать хотя бы двоих — квотербеков команд.

Квотербека «Тампа-Бэй» зовут Том Брэди, ему 43 года и он играет в НФЛ уже 20 лет. Супербоул в Тампе станет для него десятым в карьере. Свои шесть чемпионских перстней Брэди выиграл в составе «Нью-Ингленд Пэтриотс», но в этом сезоне спортсмен на правах свободного агента ушёл в «Бакканирс» — и снова оказался в финале.

Квотербек «Канзас-Сити» Патрик Махоумс пришёл в лигу в 2017 году. В первом полноценном сезоне он взял награду лучшему игроку сезона, забросив 50 тачдаунов. Во второй сезон Махоумс вывел «Чифс» в Супербоул и стал MVP финальной игры.

«Канзас» считается явным фаворитом, но в начале сезона никто не мог подумать, что «Тампа» дойдёт до финала, даже имея Брэди. Букмекеры же отдают предпочтение команде Махоумса: коэффициент на победу «Чифс» — 1,60, на «Бакканирс» — 2,45.

#спорт #супербоул