[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дамир Камалетдинов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 45, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "41547" }
Дамир Камалетдинов
6 974

Фоторепортаж: Поездка на настоящем паровозе

В конце февраля РЖД Тур открыла сезон паровозных экскурсий в Санкт-Петербурге. Корреспондент TJ по заданию редакции отправился в необычное путешествие, чтобы узнать, правда ли у компании есть на ходу настоящий паровоз и куда на нём можно доехать.

Поделиться

В избранное

В избранном

Внутренности Витебского вокзала

Дорога к городу Пушкину началась для туристов с первого появившегося в России вокзала — Витебского. Туристическая группа собралась у входа в здание в 10 часов утра, но из-за того, что экскурсия проходила в воскресенье, вокруг было совсем мало людей.

Наш экскурсовод Валерий Борисович Столов начал свой рассказ с причин появления железнодорожного сообщения в России. По его словам, первые транспортные пути носили исключительно военно-стратегический характер. Россия пошла по примеру Пруссии и решила заменить крепости на вокзалы и железные дороги, чтобы армия стала более мобильной. Вся линия к Витебску и одноимённый вокзал были построены в целях подготовки к будущему конфликту с Австро-Венгрией, который произошёл в 1914 году и стал частью Первой мировой войны.

На «заднем дворе» Витебского вокзала расположился «Царский павильон» — небольшое здание, которое служило точкой доступа к специальному железнодорожному пути, выделенному для императора и его приближённых. Этот путь напрямую ведёт к городу Пушкину (ранее — Царское Село), где располагалась постоянная резиденция императора. Оттуда правитель мог попасть и в другие части страны по выделенным маршрутам.

Сбор у входа в вокзал
Памятник солдатам Первой мировой войны
«Царский павильон»
Фасад «Царского павильона»

Из-за воскресной безлюдности казалось, что мы посетили музей, а не действующий вокзал одного из крупнейших городов страны.

Зал третьего класса («эконом») старого Витебского вокзала

Раньше весь вокзал был поделён на несколько залов, удобство которых зависело от класса обслуживания. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году все помещения были отреставрированы практически до первоначального вида. Я с Витебского вокзала никогда не уезжал, поэтому для меня оказалось большим открытием, что внутри здания сохранился антураж 19-го века.

Окна с кассами в зале третьего класса

Первый зал, который служил местом для багажа и пассажиров эконом-класса был самым скудным на интересные детали: в нём находились только высокие скамейки. Как нам пояснили, на них размещались не только вещи пассажиров, но зачастую и они сами, ведь периодически ждать пересадки на следующий поезд приходилось по двадцать часов.

Холл занимает два этажа по высоте и почти все его детали намекают на то, что через него на вокзал попадали обеспеченные аристократы. В нём находится мраморная лестница, очень большие окна с витражными стёклами, бюст императора Николая I и много искусственных ламп, в отличие от предыдущего зала.

Витражное окно в холле для элитных пассажиров
Холл для аристократов

Если подняться по мраморной лестнице, то на втором этаже вокзала можно найти бывший зал ожидания для привилегированных пассажиров. На этом же уровне находятся и сами платформы с поездами. Они расположены выше городских улиц из-за близости Обводного канала, через который в своё время построили высокий железнодорожный мост.

Сам зал ожидания для пассажиров первого класса оказался не таким грандиозным, как дорога к нему. Основное отличие от бюджетного зала в том, что сидения не такие длинные и широкие, зато выглядят более культурно и утончённо. Кроме того, в помещении висят картины, на которых изображены некоторые эпизоды из истории развития железных дорог в России.

Рядом с залом находится ресторан для первого класса, в котором пассажиры могли поесть «на дорожку». При появлении железных дорог пассажиры приезжали на станции на несколько часов раньше времени из-за боязни, что поезд уедет без них. Поэтому обрела широкую популярность идея проводить время в ожидании поезда в ресторанах. Это вошло в привычку и осталось актуальным и по сей день.

Зал ожидания для пассажиров первого класса («бизнес»)

Железнодорожные станции стали ассоциироваться со словом «вокзал» благодаря инженеру Францу фон Герстнеру, построившему для Российской империи первую железную дорогу. Он предложил расположить рядом с одной из первых станций в Павловске увеселительное заведение «воксал» — помещение или сад, в котором обычно проходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками. Этот тип заведений был чрезвычайно популярен в Европе: первое подобное заведение открылось ещё в 1660 году неподалёку от Лондона и называлось «Воксхолл-Гарденз».

«Воксал» было предложено открыть по соседству с Павловской станцией для того, чтобы увеличить пассажиропоток по Царскосельской железной дороге. В результате среди жителей Петербурга появилась мода ездить в Павловск ради музыки и вечеринок, а на следующий день возвращаться обратно. Филологи склоняются к мнению, что после этого за станциями закрепилось название «воксал», а чуть позже под влиянием русского слова «зал» оно превратилось в ныне используемое «вокзал».

После знакомства с залами ожидания мы отправились непосредственно в сторону поезда и оказались в вестибюле перед выходом к путям. Это выполненное из металла помещение резко контрастирует на фоне прошлых залов. Из-за огромных стальных сводов, состоящих из множества металлических заклёпок, создаётся антураж в стиле стим-панка.

При первом взгляде на это помещение возникает чувство, что ты буквально переместился в другую эпоху: его портят только современные киоски с сувенирами и едой.

Вестибюль Витебского вокзала
Вид на паровоз из дверей вестибюля

Знакомство с паровозом

На Витебском вокзале располагается очень точная копия старого поезда с паровозом «Проворный», который совершил первую поездку по российским железным дорогам в 1837 году. Ранние железнодорожные составы были лишены возможности перехода из вагона в вагон: фактически пассажиры оказывались заперты со своими попутчиками в замкнутом пространстве на протяжении всего пути. Как нам пояснили, в случае с вагонами «эконом-класса» это могло быть опасно, так как никакой охраны в поездах предусмотрено не было и очень часто фиксировались случаи изнасилований, грабежей и даже убийств во время поездок.

По пути к макету мы увидели ретро-поезд, который должен был отвезти нас в Пушкин. Он уже был подан на отдельный путь, где ловил удивлённые взгляды пассажиров и обслуживающего персонала самого вокзала.

Когда я ещё издалека услышал звуки работающего паровоза, я поймал себя на такой мысли: люди, не смотревшие старых фильмов и не вникавшие в историю паровозостроения, вероятно, как и я, впадут в некоторый ступор от самого факта, что этот механизм стоит на железной дороге и может работать. Мне приходилось встречаться с паровозами на картинках и в некоторых фильмах, но это не идёт ни в какое сравнение с увиденным. Чтобы преодолеть возникший когнитивный диссонанс мне потребовалось около минуты: на протяжении неё я мог только стоять и обдумывать, происходит ли это на самом деле.

К нашему возвращению случайных зрителей стало только больше. Паровоз ещё никуда не ехал — он просто стоял и «пыхтел», но этого было достаточно, чтобы приковать внимание как совсем молодых, так и очень пожилых жителей и гостей города. От своей работы отвлеклись даже сотрудники полиции и другие машинисты: поддавшись ситуации, они достали телефоны и начали снимать паровоз (в кадр, к сожалению, не попали).

Чем ближе я подходил к ретро-поезду, тем отчётливее чувствовал себя частью истории. В голове даже начали всплывать образы пассажиров второй половины 19-го века, для которых паровозы были такой же обыденностью, как для нас сейчас «Сапсан». К сожалению, вагон, в котором мы ехали, не был аутентичным. Но когда состав тронулся с места, это отошло на второй план.

Улётный трип

Когда едешь на паровозе, чувствуешь себя близким другом какой-нибудь голливудской звезды: все вокруг пытаются сделать удачную фотографию, стоят с открытым ртом или хотят подружиться.

Поездку на паровозе невозможно ни с чем перепутать. Во время начала движения он быстро разгоняется из-за особенностей работы паровой машины, а в моменты, когда сцепное дышло (так называется металлическая планка, соединяющая колёса) оказывается максимально высоко над железнодорожным полотном, происходит эффект «проскальзывания», который выражается в рывках при движении. Поначалу это непривычно и немного раздражает, но спустя две минуты всё проходит и поездкой начинаешь наслаждаться.

Пожалуй, самое необычное в такой поездке — в окне постоянно видишь маленькие облачка дыма, испускаемые паровозом. Ни в одном фильме, где поездку на паровозе демонстрируют изнутри вагона, я не видел этого эффекта: почему-то его упорно игнорируют. Даже в недавно вышедшем сериале «Мир Дикого Запада», сеттинг которого связан с временами использования паровозов, поездка на них была воспроизведена неточно.

Периодически машинисты использовали характерный паровозный гудок, который в совокупности с другими особенностями паровозов создавал эффект полного погружения во времена Царской России.

До станции «Детскосельская» (в народе — 21-й километр) в Пушкине мы доехали примерно за 10 минут. Во время поездки сотрудники РЖД вежливо пригласили туристов попить чаю из стаканов с классическими железнодорожными подстаканниками. Кроме того, каждый мог угоститься овсяным печеньем, сладкими трубочками или конфетами.

Проводница ретро-поезда наливает всем по чашке чая и предлагает угощения

По приезде на станцию у туристов появилась возможность впервые за экскурсию сфотографировать движущийся паровоз. Специально для нас его задержали, и, когда все были готовы к съёмке, он отправился на перегон, чтобы развернуться и освободить путь для электричек и других поездов.

Паровоз трогается с места из Пушкина

В Пушкине тургруппа остановилась примерно на час для изучения работы Малой Октябрьской железной дороги, или как её называют в народе детской железной дороги.

За кулисами детской железной дороги

Малая октябрьская железная дорога отличается от «больших» дорог узкоколейными путями и тем, что на ней вместо взрослых работают дети до 15 лет. В отличие от большинства других детских железных дорог, МОЖД несёт не только образовательную, но ещё и транспортную функцию. Она объединяет три станции на юге Санкт-Петербурга и две станции на Севере, а общая длина путей — почти 13 километров.

Депо МОЖД
У юных железнодорожников даже скамейки — тематические

К сожалению, мы не смогли увидеть дорогу в действии из-за того, что работает она только в летнее время, однако познакомились с действующими «детскими» составами, юными железнодорожниками и особенностями работы в МОЖД.

Экскурсию для нас проводили ребята, которые учатся и работают на МОЖД, каждому из них было не больше 16 лет. Я никогда не интересовался закулисьем работы на железной дороге, поэтому для меня внешний вид диспетчерского пульта стал открытием. Оказалось, что на нём в реальном времени отображается местонахождение всех поездов на конкретном участке пути. У меня сразу возник вопрос: где находится оборудование, которое обеспечивает работу всей МОЖД и диспетчерской комнаты. Как нам пояснили, некий аналог «серверной» поддерживается взрослыми из-за своей сложности, и когда я увидел количество проводов и различных переключателей, я уже не мог с этим не согласиться.

В депо детской железной дороги на время зимы разместились все составы, действующие летом на южной ветке. Все поезда МОЖД удивляют своей простотой и изяществом исполнения. Снаружи они похожи на миниатюрные вагончики для аттракционов или лилипутов, но внутри поездов очень просторно и комфортно: в проход без особых проблем помещается два человека.

Дрезина не работала, но самым юным участникам экскурсии это не помешало

Обратный путь в Петербург

Ретро-поезд прибывает, чтобы отвезти туристов обратно на Витебский вокзал

На обратной дороге нам пришлось немного подождать ретро-поезд. К счастью, на улице было не так холодно и воздух за городом был более чистым, поэтому никто из нашей группы не жаловался. К тому же благодаря задержке все получили возможность заснять приближающийся издалека паровоз.

На время нашей экскурсии работу станции «Детскосельская» не останавливали, поэтому на платформе помимо туристов оказались и случайные пассажиры. Два молодых человека с вином в пакетах не упустили возможность прокатиться на паровозе «зайцами». Останавливаться, чтобы избавиться от незваных попутчиков, не стали, несмотря на их некультурное поведение.

Обратная дорога по времени не отличалась от пути в Пушкин, но показалось, что мы ехали около часа: настолько в глубине души хотелось продлить эту атмосферу.

В своей гостеприимности сотрудники РЖД в этот раз, кажется, зашли слишком далеко. На экскурсию я приехал с задержкой примерно в пять минут из-за того, что долго ждал такси: куда мне идти я понял только по большому скоплению людей у входа в Витебский вокзал. Я ожидал, что у меня попросят паспорт или хотя бы спросят фамилию, чтобы подтвердить участие в экскурсии, но, видимо, меня приняли за часть группы, когда я просто стал перемещаться вместе со всеми и фотографировать. Я думал, какую-нибудь проверку устроят при входе в ретро-поезд, но и там достаточно было просто зайти: ни имени, ни документов не спрашивали.

Так в состав участников экскурсии попали самозванцы. После осмотра «Царского павильона» Витебского вокзала ко мне подошёл мужчина, который уже замаскировался под участника экскурсии, и начал спрашивать: из чего она состоит, куда мы едем. Я спокойно рассказал, но затем он задал вопрос, который выдал в нём диверсанта: он поинтересовался, на чём мы едем. После ответа «на паровозе» мужчина переспросил и попросил пояснить, что именно это значит. Когда мы уже садились в ретро-поезд, на вопрос сотрудницы «РЖД Тур» о том, является ли он участником экскурсии, диверсант уверенно сказал «да» и окончательно влился в состав туристической группы.

«Элвис покинул здание»

Даже если вам совсем не интересно, с чего начинался один из самых популярных видов транспорта нашего времени, паровозный тур может приятно удивить хотя бы уровнем своей организации. Лично у меня опыт взаимодействия с РЖД почти всегда негативный: то у компании не работает сайт, когда мне нужно оформить билеты, то я переплачиваю, поведясь на «фирменный» поезд, а внутри окажется неудобное купе.

Поэтому и в этот раз я ехал с ожиданиями каких-то ошибок, недочётов или негатива от сотрудников. Но больше всего я ожидал, что паровоз окажется ненастоящим, и в итоге мы поедем на обычном поезде, который только задекорирован под старину. К счастью, все мои опасения были напрасны: мероприятие прошло по расписанию с точностью до минут, а сотрудники были вежливы, добры и позитивны в отношении всех туристов.

Хорошее отношение персонала можно было бы списать на то, что эта экскурсия проводится впервые, но оказалось, что подобные мероприятия проходят с завидной регулярностью. Прокатиться на паровозе можно примерно раз в три недели: следующая экскурсия назначена на 26 марта.

По-видимому, активно рекламировать экскурсии на паровозах в интернете компания начала только недавно: несколько человек из группы, включая меня, узнали о подобной возможности через объявления в социальных сетях. Так как я отправлялся на мероприятие по заданию редакции, для меня оно было бесплатным, но на самом деле на взрослого человека билет стоит 2 тысячи рублей. Впрочем, если появится возможность ещё раз отправиться в подобное путешествие уже платно — я с радостью поучаствую.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против