[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Ольга Жигулина", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 21, "likes": 45, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "42044", "is_wide": "" }
Ольга Жигулина
10 495

Красавица и чудовище: от назидательной сказки для девочек до фильма за 160 миллионов долларов

Как за века изменилась история о девушке, полюбившей заколдованного принца в обличье монстра.

Поделиться

В избранное

В избранном

Книжная иллюстрация Уолтера Крейна, вторая половина 19-го века

Истоки сказки

Сложно точно определить, когда сложился сюжет «Красавицы и чудовища», но исследователи сказочных архетипов находят его элементы ещё в «Метаморфозах» Овидия (1 век н.э.) или в «Амуре и Психее» Апулея (2 век н.э.). Однако в том, что касается традиционных вариантов сказки, самой старой из известных считается версия французской писательницы Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнёв, жившей в 18-м веке.

Другая известная француженка, педагог и писательница Жанна-Мари Лепренс де Бомон, сократила сказку своей соотечественницы, выбросив из неё истории королевского происхождения обоих главных героев и подробное описание чудес в замке чудовища. У неё Белль превратилась в купеческую дочь, и именно этот вариант истории обычно публикуют в приложении к сказкам Шарля Перро.

Лепренс де Бомон была преподавателем в школе для девочек и даже разработала собственную педагогическую систему. Её сказки имели ярко выраженную мораль — «Красавица и чудовище» в этом плане не исключение, так как даёт девушкам нравственный урок и объясняет, почему доброе сердце человека намного важнее, чем его внешность.

Эта мысль во французской сказке была воплощена не только в истории чудовища. По сюжету у Белль есть две сестры — они так же красивы, как она сама, но жестоки и завистливы. Именно сёстры едва не стали причиной смерти чудовища: они обманом убедили красавицу задержаться в гостях в отцовском доме в надежде, что зверь разозлится и разорвёт Белль, когда та вернётся к нему. В финале сказки злодейки становятся статуями у дверей замка сестры и её мужа. Это не просто наказание, это воспитательный момент: фея, заколдовавшая обеих, уточняет, что они будут оставаться каменными до тех пор, пока не осознают свою вину и не подобреют. Правда, замечает, что такой день едва ли когда-нибудь наступит.

«Ты встань, пробудись, мой сердечный друг»

В непереводную российскую литературу сюжет «Красавицы и чудовища» принёс писатель и общественный деятель Сергей Аксаков. Его «Аленький цветочек (сказка ключницы Пелагеи)» был опубликован во второй половине 19-го века в качестве приложения к автобиографической книге «Детские годы Багрова-внука».

Сказка, которую Аксаков не считал нужным публиковать отдельно, позже стала его самым издаваемым произведением.

Русская версия сюжета обросла фольклорными оборотами, присущими народным сказкам. Интересно, что в этом варианте сказки героиня — не первая девушка, попавшая в заколдованный дворец.

Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, ещё малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силою нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдётся красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, — и тогда колдовство всё покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим.

И жил я таким страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, а ты была двенадцатая.

«Аленький цветочек (сказка ключницы Пелагеи)», Сергей Аксаков

Экранные версии «Аленького цветочка» знакомы российскому зрителю, вероятно, не меньше, чем книжная. Особенно это касается мультипликационного варианта, выпущенного в 1952 году «Союзмультфильмом».

Его героиня Настенька напоминает диснеевскую Белоснежку (1937 год) — её так же любят животные, а птицы так же подпевают её песням.

«Аленький цветочек», 1952 год

Несколько раз «Аленький цветочек» адаптировали и для киноэкрана. В одной из таких картин чудовище сыграл 24-летний Александр Абдулов.

«Мне нравится бояться с тобой»

Всего на пять лет раньше, чем знаменитый советский мультфильм, Красавица и её чудовище вышли на экран Каннского кинофестиваля. Жан Кокто — художник, драматург и одна из крупнейших фигур во французской культуре 20-го века — снял собственную версию сказки. Роль зачарованного принца в ней сыграл спутник жизни Кокто, актёр Жан Маре, более известный российскому зрителю по кинотрилогии о Фантомасе.

Кокто привнёс в старую сказку эротические символы, дух сюрреализма и свой излюбленный мотив зеркал и отражений. Маре у него исполнил также роль Авенана, друга брата Белль, влюблённого в неё и отверженного ею. В финале фильма сёстры-завистницы убедили Авенана ограбить чудовище, он пошёл на преступление и погиб, превратившись в зверя, а зверь благодаря влюблённому взгляду девушки обернулся принцем с лицом Авенана.

— Ты разочарована тем, что я похож на друга твоего брата?

— Да. Нет.

— В первый раз, когда я обнял тебя, я был чудовищем. Ты счастлива?

— Придётся к этому привыкнуть. Куда ты отведёшь меня?

— В моё царство. Там ты будешь королевой и воссоединишься с отцом, а сёстры будут нести шлейф твоего платья. Ты не боишься?

— Мне нравится бояться с тобой.

диалог чудовища и красавицы из фильма Жана Кокто

Такой финал оставлял пространство для воображения. Согласно одной из популярных трактовок, чудовище и Авенан — в действительности два воплощения одного человека, а девушка начинает видеть в нём человеческое только после того, как побеждает страх перед незнакомцем.

«Красавица и чудовище», 1946 год

Ещё один полнометражный фильм по сказке де Вильнёв французы сняли в 2014 году. К этому времени сказочная классика обросла большим количеством интерпретаций, от первой американской версии 1962 года до фантастической мелодрамы «Страшно красив» 2011 года, где сюжет был перенесён в современную старшую школу.

Режиссёр Кристоф Ганс, работавший над новым европейским прочтением, не скрывал, что одним из главных референсов его фильма была картина Кокто, и, как и знаменитый предшественник, он старался насытить её неочевидными эротическими символами.

Если вглядеться, в фильме полно образов, которые отдалённо напоминают половые органы — мужские или женские. На самом деле, я хотел добиться этого эффекта, чтобы было что-то, что воздействовало на подкорку взрослого зрителя, но при этом с этим взрослым мог спокойно находится рядом ребёнок, который бы ничего не понимал.

Это было интересно. В этом и идея сказки, что можно обращаться к любому зрителю — вне зависимости от его возраста. Добиться этого непросто, но я попытался.

Кристоф Ганс, режиссёр

Зрители похвалили визуальный ряд картины, в которой заглавные роли исполнили Леа Сейду и Венсан Кассель, но раскритиковали за то, что на фоне роскошных кадров «откровенно теряются как готическая красота истории, так и актёры».

«Красавица и чудовище», 2014 год

«Сказка старая, как само время»

Анимационный фильм «Красавица и чудовище» от Walt Disney Pictures стал одним из самых больших успехов студии и одним из её самых затянувшихся «долгостроев». Идея фильма появилась ещё в 30-е годы, позже к ней неоднократно возвращались, но потребовалось почти 50 лет для того, чтобы появились технические возможности, позволяющие воплотить замысел.

Диснеевская Белль отличается от своих сказочных предшественниц как в вариациях на тему «Красавицы и чудовища», так и в других фильмах студии. Она уже не просто красивая обладательница доброго сердца, как Белоснежка, Золушка или Аврора из «Спящей красавицы», но также немного чудачка и бесстрашная мечтательница.

«Красавица и чудовище», 1991 год

В анимационном фильме также впервые было показано развитие отношений героев. Чудовище выступает не только в качестве щедрого покровителя, как у Кокто или Аксакова, — оно проводит время с Белль, смешит её, проявляет себя как защитник, как друг и как романтический партнёр по танцам, и в итоге само сильно изменяется под её влиянием.

Фильм «Красавица и чудовище» вышел в 1991 году и стал первой анимационной лентой в истории, номинированной на «Оскар» как «Лучшая картина». На статуэтку претендовали сразу три песни из мультфильма («Beauty and the Beast», «Be Our Guest» и «Belle»), и заглавная получила премию Киноакадемии. Ещё один «Оскар» достался фильму за «Лучший оригинальный саундтрек».

«Вы наш гость»

История экранизации, премьера которой в России назначена на 16 марта, началась в 2009 году — тогда стало известно, что для большого экрана адаптируют чрезвычайно популярный бродвейский мюзикл, поставленный на основе диснеевского мультфильма.

Позже проект был приостановлен и претерпел ряд изменений, в результате чего от начальной идеи решено было отказаться. В итоге из экранизации бродвейского шоу фильм превратился в киноремейк оригинального мультфильма.

Сравнив обе диснеевских картины, издание DTF отметило только несколько незначительных различий. Например, обновлённая Белль читает уже не сказки, а романы о любви.

«Красавица и чудовище», 2017 год

Непосредственно накануне российской премьеры разгорелся скандал: в сети оказались приватные снимки Эммы Уотсон, сыгравшей Белль. Представитель актрисы оперативно подтвердил подлинность только тех кадров, где она запечатлена в купальнике, однако фотографии более откровенного содержания, также приписываемые Уотсон, продолжили разлетаться по интернету.

Это не первая неоднозначная ситуация, сложившаяся вокруг картины. Ещё в начале марта стало известно, что в фильме есть персонаж нетрадиционной сексуальной ориентации, и эта новость была неоднозначно встречена потенциальными зрителями. От показа «Красавицы и чудовища» отказались владельцы кинотеатра Henagar Drive-In в Алабаме, заявившие, что не станут показывать такое кино, на показе которого «не мог бы спокойно присутствовать Иисус».

Министерство культуры РФ присвоило фильму возрастной рейтинг 16+, но признаков гей-пропаганды в нём не обнаружило.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против