[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Roman Persianinov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 71, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "43275" }
Roman Persianinov
24 611

Старая трагедия под микроскопом технологий

С помощью научных разработок учёные и авторы массовых произведений пытаются раскрыть детали гибели «Титаника».

Поделиться

В избранное

В избранном

Батискаф изучает носовую часть «Титаника». Фото National Geographic

История «Титаника» десятки лет не покидает сознание людей. Грандиозная трагедия, которой 15 апреля 2017 года исполнилось 105 лет, оставила после себя множество вопросов, на которые лишь не так давно начали находить ответы. Специалисты отправляют батискафы на поиски руин лайнера и детально воссоздают последствия крушения, а массовая культура удачно транслирует эту информацию в одновременно трагичном и увлекательном формате.

Научные экспедиции

Измученные, но выжившие пассажиры «Титаника» прибыли в Нью-Йорк на борту парохода «Карпатия» через три дня после катастрофы. Они едва успели уведомить родственников о спасении и отбиться от вопросов журналистов, чтобы почти сразу по возвращении на твёрдую землю попасть на допрос к местной полиции.

Следователям требовалось узнать все подробности трагедии: какие повреждения получил корабль, как эвакуировали людей, сколько человек погибло. Отсутствие этики и простой жалости к напуганным пассажирам лайнера объяснялось довольно легко — все люди, в том числе и следователи, жаждали узнать, как погиб «Титаник».

Родственники умерших задавались другим вопросом — «смогут ли им вернуть тела погибших?». В ответ специалисты предложили забросать предположительное место крушения динамитом, чтобы взрывная волна подняла трупы на воду. Идею моментально отвергли, но эта была та первая, хоть ещё и сумбурная попытка выяснить детали катастрофы.

Вслед за этим выдвигались предложения отправить субмарину для поиска корабля, но многомиллионная цена таких проектов отбивала интерес у желающих, а вскоре начавшаяся Первая мировая война затмила гибель «Титаника». Интерес к лайнеру вернулся только в 1960-е годы, когда различные специалисты и авантюристы при финансовой поддержке предпринимателей строили планы погружения к «Титанику».

Среди первых учёных был исследователь океана и офицер ВМС США Роберт Баллард (Robert Ballard). Он интересовался судьбой затонувшего судна и собрал несколько экспедиций для поиска корабля, но все они провалились. Возможность провести глубокое исследование появилась у Балларда только в 1980-м году.

Здесь находилась парадная лестница «Титаника». Фото National Geographic

К учёному обратились с предложением американские спецслужбы — им требовался человек со знанием океанских глубин, способный отыскать затонувшие атомные подлодки «Скорпион» и «Трешер». Взамен власти пообещали профинансировать перспективный проект Балларда «Арго» — удалённо управляемую подлодку с сонаром и камерами наблюдения.

В 1985 году Баллард обнаружил потерянные военные корабли и получил вместе с «Арго» аналогичный ему аппарат «Ясон». Вместе со специалистами исследователь прочёсывал примерную зону крушения «Титаника» с помощью сонара, но не нашёл следов корабля под водой.

Тогда Баллард сменил тактику и воспользовался камерами для наблюдения. В сентябре 1985 года в объективы видеокамер «Арго» на глубине примерно 3000 метров попал котёл «Титаника». Счастливые специалисты рассчитывали сразу же обнаружить и носовую часть, однако она, к удивлению исследователей, покоилась в 600 метрах от кормы. До этого считалось, что корабль затонул целым.

После открытия Балларда к обломкам «Титаника» совершили 17 экспедиций и подняли на поверхность свыше пяти тысяч предметов — в основном личные вещи пассажиров и мелкие фрагменты корабля. Самой значительной находкой стал 17-тонный кусок обшивки. Из-за развития технологий многие люди незаконно отправляются в батискафе к «Титанику» и забирают вещи для продажи. К примеру, в 2016 году на аукционе продали ключ от шкафчика с корабля за 95 тысяч евро.

Во время экспедиций специалисты изучили динамику разрушения корабля с момента катастрофы, запечатлели изменения интерьера и увидели новых обитателей корабля — рыб, моллюсков и микробов. Учёные подсчитали, что к 1996 году около 650 тонн массы «Титаника» съели подводные существа.

Обломки судна покрылись плотным слоем микроорганизмов и ржавчины: на корпусе проживает больше 20 видов беспозвоночных. Человеческие тела давно разложились или были съедены морскими червями.

Моделирование крушения

Благодаря камерам глубоководных аппаратов и подлодок в поисках «Титаника» случился прорыв, но они не могли ответить на все вопросы. На глубине больше 3000 метров даже с мощным фонариком видно не дальше пары метров, и поэтому полностью охватить масштабы катастрофы нельзя. Однако в 2011 году группа учёных при финансовой поддержке американского журнала National Geographic нашла способ внимательнее изучить затонувший лайнер в рамках проекта «Осушить „Титаник“» (Drain the Titanic).

Смоделированная версия обломков «Титаника»

Специалисты запрограммировали батискафы опуститься на глубину «Титаника» и тщательно просканировать территорию, где покоятся обломки. После этого учёные отправили роботизированный аппарат для съёмки места крушения лайнера. Он сделал больше тысячи фотографий носа и кормы лайнера, а также разбросанных обломков.

Следующие четыре недели аппараты раз за разом погружались под воду, а специалисты создавали из отсканированных участков трёхмерное изображение. Параллельно с этим они полгода собирали из присланных фотографий «Титаника» цельный облик корабля. Исследование заняло четыре года, но благодаря этому специалисты тщательно изучили место крушения.

Выяснилось, что носовая часть, где находились лучшие каюты, бассейн с подогревом, пятиэтажная парадная лестница и спортзал, осталась почти нетронута. Это показалось учёным странным — в первых исследованиях крушения корабля утверждалось, что айсберг пробил в носовой части лайнера 100-метровую брешь.

Однако при такой пробоине, как считают специалисты, «Титаник» затонул бы за несколько минут. В реальности кораблю потребовалось 180 минут, чтобы уйти под воду. Изучив визуализацию корабля, специалисты не нашли крупной бреши в «Титанике». Вместо неё обшивка корабля в основном исполосована многочисленными мелкими отверстиями, через которые постепенно поступала вода.

Второй целью исследования стала загадка большого расстояния между носом и 120-метровой кормой лайнера. Задняя часть судна выглядела разрушенной, вокруг неё лежали сотни мелких фрагментов, тогда как передняя часть «Титаника» осталась почти нетронутой.

Изучив место столкновения кормы с океанским дном, учёные увидели чёткие отметины приземления, перед которым задняя часть корабля активно вращалась. Благодаря этим данным стало известно, что после разлома частей корабля корма закрутилась под водой и стала опускаться со скоростью 80 километров в час, тогда как носовая часть благодаря обтекаемости разрезала потоки воды и опускалась медленнее.

В своём исследовании учёные также заметили стремительное разрушение «Титаника». Как говорят специалисты, уже в ближайшие десятки лет палубы корабля не выдержат собственного веса и свалятся друг на друга. Подобное увядание лайнера замечали и раньше, но лишь в 2010 году специалисты внимательнее изучили обшивку корабля.

Она почти полностью покрылась большим слоем «сталактитов»
жёлтого, зелёного, красного и оранжевого цвета. Изучив этот материал в лаборатории учёные обнаружили, что внутри «сталактитов» живут бактерии, питающиеся металлом. По мнению микробиологов проекта «Осушить „Титаник“», из-за бактерий примерно через тысячу лет от лайнера останутся лишь частичные обломки, а большая часть исчезнет.

Воссоздание «Титаника» в массовой культуре

Самый большой вклад в реставрацию знаменитого лайнера вложил фильм «Титаник» 1997 года выхода за авторством американского режиссёра Джеймса Кэмерона. Голливудская работа ценой в 200 миллионов долларов продемонстрировала точный интерьер корабля, хаос в последние часы жизни лайнера и общую трагичность гибели 1,5 тысяч людей.

Перед написанием сценария Кэмерон изучил записи судебных разбирательств по крушению и показания свидетелей. Он прочитал биографию пассажиров лайнера и связывался с их родственниками, пытаясь собрать цельную картину произошедшего.

Сентиментализм, с которым режиссёр подходил к созданию фильма, проявился в сюжетной линии, завязанной на любви между бедным юношей и богатой девушкой. А внимание Кэмерона к деталям выразилось в стремлении увековечить реально существующих людей в фильме. Это касалось не только капитана «Титаника» или наблюдателя, первым увидевшим айсберг. Суммарно режиссёр увековечил память больше чем о 30 реальных людях, включив их в сцены картины.

Кадр из фильма «Титаник»

Для воссоздания атмосферы начала 20-го века Кэмерон с командой дизайнеров изучали модные издания тех времён и архивные фотографии. Кроме этого режиссёр нанял специалистов по этикету, преподававших актёрам уроки манер для аутентичности их действий в кадре —правдоподобность была для Кэмерона важной частью съёмок.

К примеру, во время финальных сцен затопления корабля многие актёры, в том числе и актриса главной роли Кейт Уинслет, заболели пневмонией или простудили почки, потому что Кэмерон решил использовать в сценах настоящую воду, а не компьютерную симуляцию.

Для режиссёра история «Титаника» стала одновременно трагичным и увлекательным событием. Его поражала величина судна, считавшимся самым большим транспортом в мире на момент создания, и пребывание на «Титанике» множества людей различных социальных слоёв.

Кто-то отправился на лайнере с потрёпанным чемоданом, рассчитывая начать новую жизнь в США, а для кого-то это была лишь очередная деловая поездка в другую страну. После выхода «Титаника» и сборов свыше двух миллиардов долларов Кэмерон не забыл о лайнере. В 2012 году режиссёр спустился под воду в батискафе, чтобы своими глазами увидеть затонувший корабль.

С развитием технологий «Титаником» заинтересовалась не только киноиндустрия, но и видеоигровая сфера. За год до выхода фильма Кэмерона американская компания GTE Entertainment выпустила «Титаник: Приключение вне времени» (Titanic: Adventure Out of Time) — нелинейную видеоигру в жанре квест. Сюжет повествует о британском агенте, который попадает на лайнер из будущего. Задача шпиона — остановить Первую мировую войну, Революцию 1917 года и Вторую мировую войну, выполняя различные задания на корабле.

Схожий по структуре проект Titanic: Honor and Glory разрабатывает с 2014 года американская инди-студия. Сюжет видеоигры, исход которого зависит от решений игрока, строится на молодом пассажире «Титаника». Его подставили по делу об ограблении и убийстве, и он должен найти реальных преступников на корабле.

По словам разработчиков, в каждую комнату на лайнере можно зайти, изучить интерьер и прочитать письма, которые сохранились после крушения. После столкновения судна с айсбергом игроку выделят 180 минут, чтобы попытаться сбежать, оправдать имя главного героя или помочь бедствующим, среди которых будут реально существовавшие люди.

В 2016 году авторы Titanic: Honor and Glory опубликовали детальный процесс затопления корабля.

В 100-летнюю годовщину трагедии в 2012 году международная организация ЮНЕСКО внесла обломки «Титаника» в список культурного наследия. Судно, ставшее причиной гибели 1,5 тысяч человек, теперь с каждым годом всё сильнее увядает.

Роберт Баллард, который с момента нахождения лайнера внимательно следит за его судьбой, в 2012 году пообещал отправить новую подводную экспедицию. По плану исследователя, к месту крушения «Титаника» отправят роботизированный аппарат. Он обработает обшивку корабля противообрастающей эмалью, чтобы замедлить процесс разрушения судна.

Точная дата начала операции неизвестна, но теперь, когда добраться до лайнера стало гораздо проще благодаря развитию технологий, эта кампания по сохранению теперь уже важного культурного объекта выглядит осуществимой.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против