Офтоп
Роман Персианинов

«Я понял, что на мониторе отображается информация обо мне»

Посетитель норвежской пиццерии обнаружил, что рекламные экраны отслеживают внешность посетителей и записывают их реакцию.

Рекламный экран Peppe's Pizza с веб-камерой, Осло. Фото Петтера Стокка (Petter Stokke)

В начале мая житель норвежской столицы Осло Ли Гэмбл (Lee Gamble) заметил в местной пиццерии Peppe’s Pizza странный сбой: вместо фотографий пиццы на одном из рекламных экранов появилось окно программы, отслеживающие данные о посетителях. Там были указан пол, возраст, детали внешности вроде очков, время, которое человек потратил на просмотр, и его реакцию (улыбка, например).

Над экраном была расположена камера, записывающая проходящих людей. Девушкам, по словам Гэмбла, экраны зачастую предлагали салаты, а мужчинам — пиццу с мясом. Фотографию своего открытия мужчина опубликовал на Reddit, она быстро разошлась по интернету. Пользователь соседнего треда, якобы некогда работавший с программами по отслеживанию, объяснил, что подобные вычислительные технологии применяют давно.

Лог программы, отслеживающий реакцию посетителя. Фото Ли Гэмбла.

Новость вызвала обсуждение в интернете: в основном люди утверждали, что подобный сервис будет распоряжаться информацией нечестным образом. Якобы различным слоям населения будут показывать рекламу с более дешевой едой, а кому-то — со скидками. Также критиков смущает, что программа показывает девушкам салаты, словно бы они не могут заказать пиццу с мясом. Это, по мнению осуждающих, признак дискриминации.

Представитель компании по разработке программного обеспечения в Норвегии и автор сервиса по отслеживанию ProntoTV заявил, что люди неправильно понимают суть подобной системы. Они якобы видят в этом угрозу как в фильме «Особое мнение», а на деле эти данные используют лишь для теста рекламных объявлений на экране.

После скандала представитель Peppe’s Pizza сообщил, что компания «убрала видео-сенсоры» с рекламных экранов. Это решение якобы никак не связано с критикой и планировалось заранее. В ProntoTV подтвердили эти слова и заявили, что сервис всё ещё разрабатывают и он предназначен исключительно для маркетинговых целей. Сервис анализирует лица посетителей, оценивает их пол, возраст, расу и время, потраченное на просмотр рекламы. Затем данные используют для повышения эффективности рекламы.

Задняя стенка рекламных экранов Peppe’s Pizza с устройством для отслеживания посетителей. Фото Петтера Стокка (Petter Stokke)

По словам представителей компании, в данном случае веб-камеры нельзя считать скрытым устройством видеонаблюдения. В организации уточнили, что работа алгоритма системы устроена по схеме, созданной 10-15 лет назад, и не предполагает хранения личных данных о посетителях.

В ProntoTV опровергли информацию о том, что рекламный экран якобы показывал женщинам только салаты, а мужчинам — только пиццу. По словам разработчиков, система не была так устроена и лишь проверяла, как изменятся продажи салата, если перестать показывать его мужчинам.

На критику устройства в организации ответили сдержанно, пояснив, что «неправильное использование информации, собранной сервисом, может стать проблемой, но разумное может принести большую выгоду для клиентов и брендовых компаний».