[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Roman Persianinov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 37, "likes": 37, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "44633", "is_wide": "" }
Roman Persianinov
9 763

Лучше, чем отпечаток пальца

Китайские технологии для распознавания стремительно захватывают рынок, помогают возвращать в семьи пропавших детей и выбирать еду в KFC.

Поделиться

В избранное

В избранном

Система распознавания лиц Face++ сканирует китайскую туристку. Фото компании Baidu

В мае 2017 года житель Китая воссоединился со своей семьёй спустя 27 лет благодаря системе распознавания лиц Face++. Уже год эту технологию продвигает корпорация Baidu, распространяя сервис в различные социальные сферы. Систему используют в общественных местах и применяют в рекламных целях, чтобы анализировать желания клиентов.

Китайские IT-эксперты считают технологию важным элементом безопасности для страны, хотя западные страны активно критикуют сервис, якобы его создатели могут нарушить частное пространство пользователей.

История одного похищения

Шестилетнего Фу Гуя (Fu Gui) похитили в 1990 году, когда он возвращался из школы в китайском городе Чунцин. Неизвестные перевезли его в округ Цюйчжоу и продали приёмным родителям. Долгие годы у ребёнка не было возможности связаться с настоящей семьёй.

Подобные трагедии происходят в Китае довольно часто. По разным оценкам, ежегодно в стране похищают от 10 до 70 тысяч детей. Зачастую их продают приёмным родителям, используют как рабов или в проституции.

Самая известная китайская общественная организация по воссоединению семей называется Baby Back Home (Baobeihuiji). Родители или похищенные в прошлом дети отправляют туда фотографию ребёнка, а организация занимается поиском.

Чтобы ускорить процесс, в 2013 году Baby Back Home начала использовать систему распознавания лиц. Пользователь приложения загружал фотографию нужного человека или себя, а система автоматически искала в архивах похожие изображения, загруженные вторым участником поиска. За первые две недели приложение скачало 20 тысяч человек, а два ребёнка, по словам авторов, нашли родственников. У системы был один существенный изъян — она могла сопоставлять лишь те фотографии, на которых были изображены люди примерно одного возраста.

Схема работы сервиса Face++ по распознаванию лиц. Фото Baidu

В 2009 году повзрослевший Фу Гуй загрузил фотографию десятилетнего себя в базу данных организации, однако совпадений не обнаружилось. А в марте 2017 года крупнейшая китайская IT-компания Baidu предложила Baby Back Home новую программу по распознаванию лиц Face++. Если верить компании, она должна была находить совпадения на фотографиях с вероятностью в 99,77%. Организация сразу согласилась на новую технологию.

Несколькими месяцами ранее отец Фу Гуя загрузил в систему фотографию четырёхлетнего сына. Искусственный интеллект Baidu сумел правильно сопоставить два изображения одного человека, сделанные с разницей в шесть лет, и уведомил об этом отца. Весной 2017 года родители наконец увидели сына по видеосвязи и навестили его. Их родство подтвердил тест ДНК.

Гуй общается с матерью по видеосвязи. Фото Baidu

Масштабы рынка

За последние несколько лет технология распознавания лиц захлестнула Китай и нашла применение в системах наблюдения, а также в быту: с её помощью счета можно оплачивать без наличных или карты и проходить авторизацию в различных сервисах. На фоне развития технологии всё чаще технологические издания заявляют, что сервис вскоре может изменить работу полиции, банков, магазинов и транспортной инфраструктуры.

Face++ — популярная китайская программа по распознаванию лиц, оценка стоимости которой составляет миллиард долларов. Главный офис владельца приложения расположен в Пекине. Когда человек входит в здание, программа автоматически сканирует лицо посетителя с 83 разных позиций и лишь затем пропускает внутрь.

Baidu хочет использовать Face++, чтобы улучшить жизнь людей. Технологии всегда сначала используют в сферах, где они требуется, а уже после размышляют о других перспективах и оценивают её общественный вклад.

представитель компании Baidu

Технологию распознавания лиц применяют в нескольких известных китайских приложениях. К примеру, платёжный сервис Alipay, принадлежащий сервису покупок Alibaba, использует для подтверждения покупок только скан лица пользователя. Ведущий китайский сервис вызова такси Didi использует технологию распознавания лиц, чтобы пассажир мог подтвердить заказ и оценить профессиональный уровень водителя.

Девушка испытывает сервис распознавания лиц на пекинской выставке технологий. Фото China Group

По мнению авторов Face++, в Китае к технологиям распознавания лиц относятся с большим доверием, чем в западных государствах. В стране даже существует централизованная база фотографий граждан, которую полиция использует для поиска подозреваемых на камерах слежения, которыми наполнена страна. В США, к примеру, такой крупной базы данных нет.

Специалист в области компьютерной техники и доцент Пекинского университета Чжан Шилян (Shiliang Zhang) подтверждает, что китайский рынок технологий распознавания лиц растёт. По его словам, для Китая очень важно развивать систему, способную обеспечить дополнительную безопасность в густонаселённой стране.

Сканеры в аэропортах и туалетах

В туристической зоне у Храма Неба в Пекине систему Face++ используют для предотвращения кражи туалетной бумаги в общественных уборных, откуда её постоянно крадут местные жители. В контейнеры с бумагой встроена камера, которая после 30-секундного сканирования лица выдаёт человеку 60 сантиметров бумаги. Чтобы получить новую порцию нужно ждать девять минут. Китайские власти утверждают, что спустя три дня после установки таких камер расход туалетной бумаги в общественных туалетах сократился в пять раз.

Оснащённые сканерами контейнеры с туалетной бумагой в Пекине. Фото Би-би-си

С ноября 2016 года системой распознавания лиц оборудовали территории туристических достопримечательностей Китая: при входе люди больше не показывают билеты или удостоверения, а проходят сканирование. Такая же система работает в номерах отелей. Практика использования отпечатков пальцев была неудобной: сканеры работали медленно, и люди задерживались у дверей. Система Face++, по словам руководства сервиса, работает лучше. При сканировании прибор фиксирует движения лица, так что его нельзя обмануть, поднеся к камере фотографию.

Схожая практика использования лицевых сканеров используется в аэропортах Тайваня и Гонконга. Система фиксирует лица людей старше 12 лет при наличии биометрического паспорта. Аналогичные сервисы работают в Канаде, Австралии, Великобритании, Японии, Сингапуре и США.

Сканеры в университетах

В Сычуаньском университете один из преподавателей уже больше года использует технологию распознавания лиц, чтобы следить за реакциями студентов на лекции. Программа строит интерактивный график интереса каждого ученика, основываясь на выражении его лица. По словам автора системы, она помогает ему определить степень вовлечённости студентов в тему.

В апреле 2017 года Пекинский педагогический университет установил технологию распознавания лиц в женском общежитии, чтобы обезопасить девушек от несанкционированных вторжений. Если технология окажется полезной, ей воспользуются ещё девять университетов.

Для доступа в здание девушки должны назвать своё имя, показать идентификационную карту и посмотреть в камеру для сканирования. Если доступ разрешён, система скажет: «С возвращением домой!». При выходе из общежития она попросит девушек «быть красивыми». Система также информирует руководство университета, если студентка не посещала общежитие больше 24 часов.

Формально технология не может запретить незарегистрированному человеку пройти в общежитие — она не способна заблокировать дверь или любым другим способом остановить нарушителя. Однако она фотографирует всех людей у порога здания и, в случае нарушения, отправляет его фото охране университета.

Сканеры в кафе

С января 2017 года компания Baidu сотрудничает с пекинскими ресторанами сети быстрого питания KFC. Систему распознавания лиц, встроенную в рекламные экраны, учат предлагать еду, основываясь на возрасте и настроении посетителя. Среднестатистическому 20-летнему мужчине сервис может предложить жареную картошку, гамбургер с мясом, куриные крылья и газировку, а 50-летней женщине — кашу и соевое молоко.

Сотрудник KFC демонстрирует работу системы распознавания лиц. Фото Эми Хоукинс, The Guardian

Журналистка британского издания The Guardian Эми Хоукинс проверила работу системы и подтвердила, что сервис выдаёт результаты, отталкиваясь от внешних качеств клиента, но иногда неправильно определяет возраст. Если предложенный заказ не устраивает посетителя, он может выбрать другие варианты. Иными словами, технология предоставляет клиенту сокращённую версию меню.

Система дорабатывается, поэтому всё ещё плохо запоминает предпочтения. Сейчас посетители редко пользуются устройствами, предпочитая стоять в очереди к кассирам, но Baidu рассчитывает выстроить более эффективную технологию в будущем.

Неизвестно, как у Face++ сложится будущее в мире, где люди всё чаще беспокоятся о вторжении в их частную жизнь. 10 мая 2017 года в Осло разразился скандал из-за схожего сервиса распознавания лиц в местной пиццерии, который собирал информацию о вкусовых предпочтениях клиента.

Предупреждая подобные скандалы в Китае, руководство Baidu заверило, что их технология будет использовать собранную информацию только в целях повышения эффективности сервиса компаний, а не для слежки за клиентами.

«В Китае у тебя всё равно нет частной жизни», — заявила посетительница пекинского KFC, когда журналистка The Guardian спросила её мнение о возможной слежке.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против