[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Oleg Uppit", "author_type": "self", "tags": ["\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441\u044b","\u043a\u0438\u0431\u0435\u0440\u0431\u0435\u0437\u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b"], "comments": 25, "likes": 50, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
19 713

Petya и Misha: кто придумывает названия компьютерных вирусов

Краткий экскурс в историю нейминга вредоносных программ.

Поделиться

В избранное

В избранном

Логотип вируса Petya.A

27 июня по меньшей мере 80 российских и украинских компаний подверглись атаке вируса Petya.A. Программа заблокировала информацию на компьютерах ведомств и предприятий и также, как и известный вирус-вымогатель WannaCry, потребовала у пользователей выкуп в биткоинах.

Имена вредоносным программам обычно дают сотрудники компаний-разработчиков антивирусов. Исключением становятся те шифровальщики, вымогатели, разрушители и похитители личных данных, которые помимо компьютерных заражений вызывают медийные эпидемии — повышенную шумиху в СМИ и активное обсуждение в cети.

Однако вирус Petya.A — представитель нового поколения. Имя, которым он сам представляется — часть маркетинговой стратегии разработчиков, направленной на повышение его узнаваемости и рост популярности на даркнет-рынке.

Субкультурное явление

В те времена, когда компьютеров было мало и далеко не все они были соединены между собой, самораспространяющиеся программы (ещё не вирусы) уже существовали. Одной из первых таких стал Creeper, шутливо приветствовавший пользователя и предлагавший поймать его и удалить. Следующим стал Cookie Monster, требовавший «дать ему печеньку», введя слово «cookie».

Ранние вредоносные программы тоже обладали чувством юмора, хотя оно и не всегда касалось их названий. Так, Elk Cloner Ричарда Скрэнта, предназначенный для компьютера Apple-2, раз в 50 загрузок компьютера читал жертве стишок, а имена вирусов, часто скрытые в коде, а не выставленные на показ, отсылали к шуткам и субкультурным словечкам, распространённым в среде гиков того времени. Они могли ассоциироваться с названиями металл-групп, популярной литературой и настольными ролевыми играми.

В конце 20 века создатели вирусов особо не скрывались — более того, часто, когда программа выходила из под контроля, старались принять участие в устранении принесённого ей вреда. Так было с пакистанским Brain и разрушительным Червём Морриса, созданным будущим сооснователем бизнес-инкубатора Y-Combinator.

Поэтические способности демонстрировал и один из российских вирусов, упомянутых Евгением Касперским в его книге 1992 года «Компьютерные вирусы в MS-DOS». Программа Condom-1581 время от времени демонстрировала жертве стихотворение, посвящённое проблемам засорения мирового океана продуктами человеческой жизнедеятельности.

География и календарь

В 1987 году вирус Jerusalem, известный также как Israeli Virus, получил название по месту своего первого обнаружения, а его альтернативное название Black Friday было связано с тем, что он активировался и удалял запускаемые файлы, если 13 число месяца приходилось на пятницу.

По календарному принципу получил название и вирус Michelangelo, вызвавший панику в СМИ весной 1992 года. Тогда Джон Макафи, позже прославившийся созданием одного из самых назойливых антивирусов, во время сиднейской конференции по кибербезопасности, заявил журналистам и публике: «Если вы загрузите инфицированную систему 6 марта, все данные на жёстком диске испортятся». Причём здесь Микеланджело? 6 марта у итальянского художника был день рождения. Впрочем, ужасы, которые предсказывал Макафи, в итоге оказались чрезмерно преувеличенными.

Функциональность

Возможности вируса и его специфика часто служат основой названия. В 1990 году один из первых полиморфных вирусов получил имя Chameleon, а его современник, обладающий широкими возможностями скрывать своё присутствие (а значит, относящийся к категории стелс-вирусов), был назван Frodo, намекая на героя «Властелина Колец» и скрывающееся от глаз окружающих Кольцо. А, например, вирус OneHalf 1994 года получил своё название из-за того, что проявлял агрессию только заразив половину диска атакуемого устройства.

Служебные названия

Большинство вирусов уже давно получают названия в лабораториях, где их разбирают на части аналитики.

Обычно это скучные порядковые имена и общие «семейные» названия, описывающие категорию вируса, то, какие системы он атакует и что с ними делает (вроде Win32.HLLP.DeTroie). Однако иногда, когда в коде программы удаётся выявить намёки, оставленные разработчиками, вирусы получают немного индивидуальности. Так появились, например, вирусы MyDoom и KooKoo.

Впрочем, это правило работает не всегда — скажем, вирус Stuxnet, остановивший обогащающие уран центрифуги в Иране, не стал называться Myrtus, хотя это слово («мирт»), содержащееся в коде, и было почти прямым намёком на участие в его разработке израильских спецслужб. В данном случае победило уже ставшее известным широкой публике название, присвоенное вирусу на первых этапах его обнаружения.

Задачи

Часто бывает и так, что вирусы, требующие большого внимания и сил для своего изучения получают у антивирусных компаний красивые названия, которые проще говорить и записывать — так случилось с Red October, собиравшим дипломатическую переписку и данные, способные повлиять на международные отношения, а также с IceFog, занимавшимся крупномасштабным промышленным шпионажем.

Расширение файлов

Ещё один популярный способ наименования — по расширению, которое вирус присваивает зараженным файлам. Так, один из «военных» вирусов Duqu, был назван так не из-за графа Дуку из «Звёздных войн», а благодаря префиксу ~DQ, который отмечал создаваемые им файлы.

Так же получил своё название нашумевший этой весной вирус WannaCry, маркирующий зашифрованные им данные расширением .wncry.

Более раннее название вируса Wanna Decrypt0r, не прижилось — оно хуже звучало и имело разночтения при написании. Не все удосуживались ставить «0» в качестве «о».

«Вы стали жертвой вируса-вымогателя Petya»

Именно так представляется самая обсуждаемая сегодня вредоносная программа, завершив шифрование файлов на атакованном компьютере. У вируса Petya A. есть не только узнаваемое имя, но и логотип в виде пиратского черепа с костями, и целая стратегия маркетингового продвижения. Замеченный вместе со своим братом «Misha» ещё в прошлом году, вирус обратил на себя внимание аналитиков именно этим.

Из субкультурного явления, пройдя через период, когда для такого рода «хакерства» требовались довольно серьёзные технические знания, вирусы превратились в орудие кибер-гоп-стопа. Теперь им приходится играть по рыночным правилам – и кто получает больше внимания, тот и приносит своим разработчикам большие прибыли.

#вирусы #кибербезопасность #разборы

Статьи по теме
Эксперты из США установили возможную национальность создателей WannaCry по грамматической ошибке
Кто пострадал от вируса-вымогателя Petya.A и как от него защититься
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против