[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 89, "likes": 82, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "46397" }
Никита Лихачёв
23 839

Как будет работать закон о цензуре в соцсетях

Главный редактор TJ прогнозирует последствия от возможного принятия резонансного законопроекта.

Поделиться

В избранное

В избранном

Сначала вспомним, что говорится в законопроекте

12 июля в Госдуму внесли законопроект, по которому крупнейшие соцсети будут обязаны удалять недостоверную информацию по жалобам пользователей. Более того, речь идёт и о той информации, которая «явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды», а также «порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность».

На самом деле, законопроектов два — первый обязывает соцсети удалять информацию по жалобам пользователей и поручает Роскомнадзору контролировать процесс их обработки. Второй налагает на соцсети многомиллионные штрафы за отказ удалять такую информацию: их будут назначать через возбуждение административных дел. На рассмотрение заявок и проверку легальности и достоверности информации соцсетям в законопроекте будет дано 24 часа с момента подачи жалобы.

Одно из недооценённых публикой требований в документе — необходимость иметь на территории России официальное представительство соцсети, то есть офис.

Скорость принятия

14 июля спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что депутаты могут рассмотреть законопроект в первом чтении в течение недели. Глава профильного комитета Госдумы Леонид Левин сообщил, что с поправками определятся после 18 июля: без одобрения профильного комитета документ не пройдёт.

Левин пообещал, что законопроект «в любом случае» будет дорабатываться с участием представителей индустрии. Технически его могут окончательно принять даже до завершения весенней сессии — у Госдумы осталось ещё два пленарных заседания, на которых его могут принять хоть сразу в трёх чтениях (19 и 21 июля). Но Володин заявил, что о принятии закона в целом пока речи «точно не идёт» — только о первом чтении.

Если верить Володину и допускать, что до 21 июля закон не будет окончательно принят, значит, его рассмотрение уйдёт на осеннюю сессию Госдумы. В любом случае, если его и примут, он вступит в силу только 1 января 2018 года.

Наблюдаемую сейчас спешку в рассмотрении законопроекта можно объяснить тремя вероятными причинами. Первая — Госдума должна отчитаться перед кем-то на высшем уровне, доказать, что работа по борьбе с клеветой в интернете идёт, и показать соответствующие результаты. Вторая — к работе над законопроектом не хотят допустить сами соцсети, чтобы они не смогли кардинально его поменять. Третья — сейчас закон быстро протолкнут до первого чтения, вой пользователей и СМИ поутихнет, а осенью его быстро дотолкают до третьего чтения, и дальше уже дело в шляпе.

Что скажут сами соцсети

По большому счёту крупных российских соцсетей, которые могли бы резко раскритиковать законопроект, всего две — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Представитель первой уже назвал его «атакой на интернет» и заявил о невыполнимости закона, но и только. Представители второй лишь сказали, что законопроект было бы неплохо обсудить с интернет-индустрией.

На заседании 13 июля Володин попросил пригласить к обсуждению инициативы представителей крупнейших соцсетей. В «Одноклассниках» и «ВКонтакте» заявили TJ, что приглашения не получали. В Mail.Ru Group, которая владеет обеими соцсетями, ничего о таких приглашениях не знают.

Помимо Mail.Ru Group, единственная крупная компания, которая обычно принимает участие в рабочих группах при Госдуме и сопротивляется принятию репрессивных законов, — «Яндекс». Но у «Яндекса» нет социальных сетей.

Когда принимали закон о «праве на забвение», «Яндекс» резко критиковал его, а Google и Mail.Ru Group молчали — в результате громкие репутационные иски по этому закону преследуют «Яндекс», а не Mail.Ru Group.

Я не верю, что кто-то из представителей зарубежных соцсетей действительно озаботится участием в «совершенствовании» этого законопроекта. Практика прошлых лет показывает, что Google, Twitter и Facebook (владеет компаниями Instagram и WhatsApp) максимально дистанцируются от любого участия в законотворчестве. Формально текущие формулировки в документе затрагивают и крупные мессенджеры, в числе которых Viber и Telegram — они тоже в таких процессах никогда не участвовали.

Вряд ли Mail.Ru Group сможет в одиночку (несмотря на всю мощь компании и её связи) противостоять принятию законопроекта, даже если выступит против него. Скорее всего, он будет принят. Рассмотрим его в том виде, в котором он существует сейчас.

Как будет исполняться закон

Во-первых, закон грозит огромной загрузкой в работе служб поддержки социальных сетей. Чтобы вообще хоть как-то обрабатывать новые жалобы, соцсетям придётся нанять дополнительный штат модераторов. Это стоит денег компании и рабочего времени сотрудников.

Удаление записей по жалобам пользователей нельзя автоматизировать, иначе кто-нибудь хитроумный автоматизирует процесс подачи жалоб и начисто удалит всё, что есть в этих соцсетях. Поэтому модераторы нужны, но из-за потока заявок на удаление информации они будут меньше времени уделять решению других проблем. Даже сейчас во «ВКонтакте» среднее время ожидания ответа от поддержки — 17 часов. С введением закона оно только увеличится, и решению других проблем пользователей будет уделяться ещё меньше внимания.

Соцсети не смогут игнорировать эти жалобы — их будет контролировать Роскомнадзор. Как именно будет происходить контроль, никто не знает: 12 июля пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский только от TJ узнал, что Роскомнадзор вообще упоминается в новом законе.

В целом процедура может быть похожа на то, как ведомство работает с провайдерами через «Ревизор»: появится система, в которую будут стекаться все жалобы, сотрудники ведомства будут контролировать их исполнение соцсетями и в случае нарушений возбуждать административные дела. Это значит, что Роскомнадзору тоже нужно будет нанять штат специалистов для проверки жалоб (что потребует уже бюджетных, а не корпоративных средств) или автоматизировать этот процесс, то есть выписывать штрафы по факту любой не удалённой жалобы.

В любом случае, даже один такой штраф для соцсети будет чувствительным — в законопроекте их суммы составляют от 30 до 50 миллионов рублей для юрлиц. Соцсетям будет проще удалять любую хоть мало-мальски неоднозначную информацию, чем рисковать получением огромного штрафа. А это уже означает введение механизма цензуры: по запросу любого пользователя будет удаляться любая такая «неоднозначная информация», причём эту цензуру будут фактически осуществлять сами соцсети, а не Роскомнадзор или другой государственный орган.

Что мы получим в итоге

Крупнейшие российские соцсети точно будут выполнять этот закон, рискуя получить штраф через суд. Но иностранные соцсети в суд так просто не вызовешь, если у них не будет представительства в России — поэтому как раз закон и требует, чтобы они таким представительством обзавелись.

Будут ли этот закон исполнять Facebook, Twitter и Google, пока большой вопрос. Известно, что у Google есть представительство в России, но у него нет популярных в стране соцсетей, которые нужно было бы остро регулировать. Facebook и Twitter офисов в России не имеют, однако Facebook и Google в июне объявили о поиске менеджеров для взаимодействия с властями — то есть переговорщиков.

Пока что ни Фейсбук, ни Твиттер не зарегистрировались в реестре организаторов распространения информации (ОРИ), куда с таким шумом Роскомнадзор добавлял Telegram.

Складывается впечатление, что регулировать западные соцсети российские власти не спешат, но это лишь вопрос времени. Пока американцы технично оттягивают неизбежное и играют на страхе государства поднять массовый бунт из-за блокировок, но доберутся и до них.

Сценария здесь три. Первый — маловероятный: Фейсбук и Твиттер в ближайшее время вынудят зарегистрироваться как ОРИ, они откажутся от сотрудничества и их сразу заблокируют. Второй — более вероятный: западные соцсети согласятся ввести цензуру, но только на территории России. Через VPN всё можно будет по-прежнему смотреть, но недолго — закон о запрете VPN уже прошёл первое чтение.

Третий сценарий — по моему мнению, наиболее вероятный: условные Фейсбук и Твиттер продолжат «вести переговоры» с властями, а на самом деле будут максимально оттягивать свою блокировку. Немаловажное обстоятельство — огромный риск для американских компаний заводить представительства в России в условиях санкций и напряжённых международных отношений.

Когда в 2018 году «ВКонтакте» и «Одноклассники» начнут массово удалять записи пользователей по жалобам других пользователей, зарубежные соцсети и сервисы будут лишь расти в популярности. Рано или поздно их всё равно придётся начать блокировать, однако к этому моменту там будет сконсолидирована наиболее активная аудитория рунета — потому что «ВКонтакте» и «Одноклассники» этим законом превратят в выжженное поле, откуда будут уходит производители контента, а следом за ними и аудитория. Блокировка в этот момент уже вызовет гораздо больший подъём протестного настроения.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против