TJ
3 610

Как я стал суровым

Иван Засурский объяснил, почему студенты журфака пишут курсовые про хэштеги

Поделиться

В избранное

В избранном

Автор: Иван Засурский

16 декабря TJournal обнаружил портал, на котором публикуются курсовые работы студентов факультета журналистики МГУ. Мы попросили заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации Ивана Засурского рассказать, зачем создан проект и почему студенты пишут работы на такие странные для российской системы образования темы.

Зачем нужен портал

Идеи, которые приходят к нам в голову, согласно моим наблюдениям, обязаны своим появлением тем или иным обстоятельствам, навыкам или знаниям, задачам выживания. Можно сказать, что жизнь ставит нас в трудные ситуации для того, чтобы найти решение. Я преподаю на факультете журналистики уже много лет, и каждый раз под новый год у меня есть одна серьёзная задача: принять зачёт у 5 курса.

По большому счёту, если бы не эта проблема, я бы никогда не доделал проект социального архива учебных работ (vernsky.ru — о нём писал TJournal). Потому что пока я читал курс все эти годы, я понял для себя, в чём состоит наша главная проблема в данный момент истории, а запустить архив пришлось хотя бы для того, чтобы принять зачёт — заодно и протестировать прототип платформы.

На некоторых факультетах на 5 курсе студенты задумываются о том, куда пойти работать. На факультете журналистики МГУ многие студенты работают с 3 или 4 курса. Не все из них могут посещать занятия. Мы относимся к этому с пониманием, ведь главное — научить человека думать и помочь интегрироваться в профессию. Однако если вы преподаёте на последнем курсе и принимаете зачёт, это проблема.

Ключевая проблема образования в России — это плагиат. В некоторых вузах каждая пятая, а в каких-то четыре из пяти работ скопированы из сети целиком или частично, либо написаны на заказ (если говорить о дипломах и диссертациях). Причём слабая интернет-грамотность преподавателей и слабая распространённость систем вроде Антиплагиата сделала эту практику почти совершенно безопасной, а наше образование — такой же фальсификацией, как цены на томографы, причём найти эту болезнь по «критериям эффективности вузов» невозможно, а заставлять всех публиковать работы страшно, это вам не диссергейт, а избиение младенцев по всей стране будет.

Можно было бы пойти по пути тестов наподобие ЕГЭ, заставить всех выучить факты и сделать шпаргалки. Можно было бы сидеть и слушать то, что студенты говорят. В лучшем случае я это уже знаю. Вы понимаете. В худшем — жалко, потому что последний курс… Так я пришёл к письменной работе. Поначалу я делал свободной не только тему, но и форму работы – и не просил многого, чтобы не провоцировать списывание. Потом стал требовать реферат, курсовую или эссе — то есть расширенную заметку, — чтобы как-то упорядочить жанры. Самым важным для меня было узнать от студентов что-то новое и интересное, потому что у многих ребят уже есть и интересы, и опыт, и знания. И, конечно, важно способствовать тому, чтобы у тех, кто учится на журфаке, был хоть какой-то задел в плане дипломной работы или трудоустройства. Поэтому моим главным требованием всегда было: работа должна быть связана с тем, что делают или собираются делать студенты.

Но довольно часто я получал «гладкие» работы, которые были явно написаны кем-то другим, умным и безличным. Поэтому начал требовать предварительно утверждать тему, стараясь сделать в ней такой поворот, который сделает плагиат бесполезным. Но даже сейчас я стараюсь согласовать тему с интересами студента — чтобы она не звучала формально, хотя очень часто я соглашаюсь с одним из предлагаемых вариантов работы. Грубо говоря, я веду себя как редактор газеты, которому журналист предлагает статью. Ты выбрал эту тему? Отлично! А теперь постарайся найти в ней интересный поворот и скажи нам что-то, что мы ещё не знаем.

А теперь представьте себе, как это происходило раньше: у меня до сих пор хранятся стопки рефератов 2009 года, а где-то в почте зарыты тысячи работ других лет. Несколько самых восхитительных были опубликованы в «Частном Корреспонденте», остальные сгинули без следа. Обработка этих данных изнурительна — наверное, именно поэтому мало кто решается давать отчётность в виде письменных работ на «поточных» курсах. Однако как показывает опыт, далеко не все работы стоит читать. Поэтому лично для меня одна из важнейших составляющих платформы — это интеграция с Антиплагиатом, который уже сейчас показывает общую сумму заимствований в каждой работе в общей информационной сводке. Это помогает сразу вывести многих хитрецов на чистую воду. В других случаях помогают коллеги: например, сегодня я получил сообщение о том, что один из моих студентов скопировал целиком тезисы одного из научных сотрудников журфака. Я бы никогда не узнал об этом, если бы работы не были выложены публично.

Поэтому «Вернадский» — это не только моя последняя надежда (в этой сессии), но и реальный способ сделать учёбу живее и интереснее (особенно если дать студентам самим выбрать тему работы). Коллективное обсуждение и фильтрация работ позволяет дать студентам мотивацию лучше справляться со своим учебным заданием и создаёт представление о том, как будет выглядеть будущее, в котором вузы так или иначе обяжут публиковать дипломы. Будущее, судя по реакции на рефераты и курсовые, довольно суровое. На ошибки в опубликованных работах люди реагируют жестко, хотя им стоило бы начать с того, чтобы загрузить пару своих рефератов, потому что иначе трудно оценить невероятную силу и смелость моих студентов, каждый из которых берётся за новую тему.

Что будет дальше и что делать с образованием

На самом деле, сейчас в Думе обсуждается возврат к почти советской системе распределения, речь даже заходит о том, что если кто из студентов не захочет идти работать туда, куда ему сказали, то ему или ей придётся возвращать деньги назад по коммерческим ставкам. В сочетании с высокими задачами по созданию рабочих мест, вырисовывается будущее, которое похоже на ГУЛАГ в мире трудоустройства — возможно, с похожей географией распределения ресурсов.

Проблема в том, что на самом деле на выпускников в России много жалуются. Этого не знают, того не знают (ещё бы, столько лет списывали!). А если брать по распределению, то выяснится ещё, что их не интересует работа. Мы получим слабо мотивированных, неопытных и неумелых людей. Поэтому если эта затея будет реализована, то только для того, чтобы с треском провалиться — и дать источник заработка ректорам и деканам, потому что от плохого трудоустройства будут откупаться, как от армии (и платить за хорошее).

А распределение должно быть конкурсным, на основании учебных работ — прежде всего, курсовых и диплома. При этом желательно, чтобы работодатели могли как выдвигать темы конкурсных работ (чтобы у учащихся была возможность подумать над решением реальных проблем бизнеса, прикладных задач), так и выбирать из учащихся, которые сами взяли тему. При этом призами в конкурсе могут быть как практика и стажировка (на младших курсах), так и трудоустройство (на старших), а также места в аспирантурах ведущих вузов и гранты на продолжение исследований. Причём я полагаю, что организаторами всех этих конкурсов могут быть не только бизнесы и органы власти, но также некоммерческие и научные организации — короче, все те, кому нужны молодые специалисты. А конкурс поможет подобрать на место лучшего кандидата, то есть студента, реально интересующегося чем-то, которому не нужна переподготовка, чтобы начать работать.

Но больше всего меня интересует, конечно, возможность направить внимание молодых людей на реальные проблемы. В моей логике, отказа от плагиата и появления новых инструментов коллективной работы может оказаться достаточно, чтобы «включить мозг». Судите сами: новые медиа соединили нас в сети и научили взаимодействовать в режиме реального времени. Если мы сможем объединить усилия для решения общих задач — хотя бы с точки зрения исследований — то, поверьте мне на слово, этот мир никогда не будет прежним. «Вернадский» — очень ранний прототип того, на что это будет похоже.

#Колонка #Иван_Засурский #журфак_МГУ #курсовые_журфака

{ "author_name": "TJ ", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0438\u0432\u0430\u043d_\u0437\u0430\u0441\u0443\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","\u0436\u0443\u0440\u0444\u0430\u043a_\u043c\u0433\u0443","\u043a\u0443\u0440\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435_\u0436\u0443\u0440\u0444\u0430\u043a\u0430"], "comments": 3, "likes": 12, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "49124", "is_wide": "1" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]