TJ
9 792

Моя изнурённая гомофилия

Андрей Коняев научно объясняет причину, по которой его лента в Фейсбуке превратилась в говно

Поделиться

В избранное

В избранном

Автор: Андрей Коняев

Сооснователь SMM-агентства «Мохнатый сыр» и кандидат физико-математических наук Андрей Коняев в колонке для TJournal объясняет с научной точки зрения, почему его лента новостей в Фейсбуке превратилась в нечитаемую смесь из политики, футбола и странных новостей, которые ему неинтересны.

Надо признать честно и объективно: моя лента Facebook в последний пару месяцев превратилась в полное говно. Причем не какое-нибудь там унылое, а говно с ярко выраженной мозаичной психопатией — Украина, футбол, креаклы, колорады, снова Украина и выход пятого GTA на ПК. Разумеется, самое простое и логичное объяснение всего этого скрыто в названии одной песни с альбома Iowa группы Slipknot, но мы не ищем лёгких путей. 

Я попытался найти научный ответ на этот важный для меня вопрос.

Для начала мы поговорим о гомофилии и гетерофилии. Оба этих термина относятся к довольно молодой области знаний — теории социальных сетей, а вовсе не к геям и гетеросексуалам, как мог бы подумать депутат Милонов. Нет, конечно, изучать общество с точки зрения структурного функционализма начал еще Эмиль Дюркгейм в XIX веке, однако по-настоящему репрезентативную статистику стало возможным получить только с возникновением социальных сетей в смысле платформы в интернете. Поэтому область знания всё-таки молодая.

Так вот, в формировании социальных сетей есть две противоположные тенденции. Первая носит название гомофилия и обозначает стремление людей сбиваться в достаточно однородные кучки — скажем, по возрасту или политическим предпочтениям. Это стремление понятно: если у людей общие интересы, то им проще общаться и заводить знакомства. Фанатам футбола есть о чём поговорить с фанатами футбола и так далее.

Вторая тенденция — стремление людей формировать коллективы, состоящие из разнородных персонажей. В 60-х годах Эверетт Роджерс показал, что по такому принципу устроены наиболее успешные научные коллективы: гетерофильная среда способствует формированию новых идей, столкновению интересов и многим другим заведомо полезным вещам.

Третий эффект, о котором идёт речь, связан с особенностями восприятия человеком информации и относится к когнитивной науке. Это искажение, вызванное соглашением: людям свойственно доверять информации, которая подтверждает их точку зрения, а не опровергает. 

Ещё одним проявлением этого эффекта является интерпретация несвязанных событий в собственную пользу. И защитники, и противники присоединения Крыма к России, например, пользуются одним и тем же набором событий для подтверждения собственных точек зрения.

Наконец, четвертый эффект относится скорее к философии — это парадокс релевантности. Он говорит, что проверить, является ли та или иная информация релевантной, можно только узнав её. Этот парадокс только кажется умозрительным: в прошлом веке строительство ирригационных систем в Африке привело к резкому росту заболеваний шистозомой. Причиной стало то, что инженеры, решая свои собственные инженерные проблемы, просто не знали о существовании такого заболевания, а, главное, технических решений для простой и эффективной борьбы с его распространением.

Держа в уме эти эффекты из разных областей человеческого знания, мы теперь в состоянии ответить на поставленный в начале колонки вопрос — если кто не помнит, он был «почему лента Facebook превратилась в говно». 

Искажения соглашения приводит к доминированию гомофилии. Вызванный этим застой не способствует распространению новых, свежих мыслей и идей. А я, вместо того, чтобы поудалять нахер всех, кто мне не нравится, пытаюсь бороться с парадоксом релевантности.

Жаль, непонятно, что с этим делать,
Андрей Коняев,
Специально для TJournal

#Колонка #Facebook #социальные_сети #как_работает_лента_новостей_Facebook #новостная_лента #освещение_новостей_об_Украине #Андрей_Коняев #гомофилия #гетерофилия #Эверетт_Роджерс #парадокс_релевантности

Статьи по теме
Женя Густман как зеркало
{ "author_name": "TJ ", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","facebook","\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0442\u0438","\u043a\u0430\u043a_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0435\u0442_\u043b\u0435\u043d\u0442\u0430_\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439_facebook","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u043d\u0430\u044f_\u043b\u0435\u043d\u0442\u0430","\u043e\u0441\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435_\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439_\u043e\u0431_\u0443\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0435","\u0430\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439_\u043a\u043e\u043d\u044f\u0435\u0432","\u0433\u043e\u043c\u043e\u0444\u0438\u043b\u0438\u044f","\u0433\u0435\u0442\u0435\u0440\u043e\u0444\u0438\u043b\u0438\u044f","\u044d\u0432\u0435\u0440\u0435\u0442\u0442_\u0440\u043e\u0434\u0436\u0435\u0440\u0441","\u043f\u0430\u0440\u0430\u0434\u043e\u043a\u0441_\u0440\u0435\u043b\u0435\u0432\u0430\u043d\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438"], "comments": 45, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "51331", "is_wide": "1" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]