[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u043c\u0435\u0434\u0438\u0430","\u0438\u0442\u043e\u0433\u0438_2014"], "comments": 44, "likes": 0, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section": "default" }
8 516

Итоги 2014: Российские СМИ

10 событий года в медиа: лидерство РБК, проблемы «Дождя», ТВ идёт в интернет, уход Дурова и прения на «Эхе Москвы»

Поделиться

В избранное

В избранном

2014 год запомнился по нескольким крупным скандалам на рынке медиа, из-за которых общее настроение среди журналистов сформировалось как упадническое. Казалось, хороших СМИ остаётся всё меньше и меньше, новых не появляется, а спрос на хорошую журналистику падает.

TJ составил список главных событий и трендов в российских медиа за год, оценив, насколько сильно они повлияли на общую ситуацию на рынке и являются ли они «звеньями» той самой цепи.

1. «Дождь» едва справляется

Год для «Дождя» начался с опроса о блокаде Ленинграда, казалось, задавшего весь вектор дальшейшего развития. На волне недовольства телеканалом операторы кабельного ТВ начали выкидывать «Дождь» из своих пакетов, и зарабатывающее на рекламе СМИ стало терпеть серьёзные убытки.

В апреле телеканалу пришлось сильно сократить штат (СМИ сообщали об увольнении половины сотрудников), с «Дождя» ушёл один из знаковых ведущих — Никита Белоголовцев. В стремлении сохранить бизнес руководство компании подняло стоимость платной подписки, проводило телемарафоны по сбору средств на «сохранение независимости», сделало акцент на продаже сувениров (зонтов, маек и кружек) с символикой «Дождя».

Сильнее всего по «Дождю» ударил, пожалуй, запрет на рекламу на платных телеканалах. Как рассказал Путин на декабрьской пресс-конференции, за этой инициативой стояли руководители федеральных каналов. Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева сделала вывод, что крупные игроки решили забрать себе долю рекламного рынка, хотя у платных каналов она составляла всего 2,5% от всей телерекламы в России. 7 января стало известно, что части кабельных каналов (в том числе LifeNews) удалось «проскочить» в цифровой мультиплекс и выйти из-под закона, продолжая показывать рекламу — но не «Дождю».

Сам «Дождь», поменяв бизнес-модель и увеличив долю платной подписки в выручке до 60%, пока что выстоял, хотя уже и не так крепок, как раньше: он всё чаще даёт промахи в SMM, а из рейтингов по цитируемости его вытеснил набирающий обороты LifeNews. А вот остальным каналам, коих по оценкам Синдеевой около трёхсот, предстоит закрыться.

Звенья цепи: 5 из 10, благодаря расхожему мнению, что банкротство «Дождя» лишь вопрос времени из-за недостаточной востребованности платного ТВ и одновременно невысокой общей квалификации текущей команды телеканала. С другой стороны, обстоятельства действительно складываются не лучшим образом для «Дождя», как будто его преследует злой рок.

Наталья Синдеева. Фото РИА Новости

2. Уроки вежливости «Ленты.ру»

12 марта собственник «Ленты.ру» Александр Мамут уволил главного редактора Галину Тимченко, руководившую изданием с 2004 года. Спустя месяцы после произошедшего Мамут так и не рассказал публично, что заставило его принять такое решение.

С тех пор часть команды «Ленты.ру» разошлась по другим изданиям, часть продолжила работать при новом главном редакторе Алексее Гореславском (до этого занимал пост руководителя внешних коммуникаций в «Афише-Рамблер-СУП»), а остальные ушли вместе с Тимченко, основав новое СМИ Meduza в Латвии. Через некоторое время руководство холдинга взял в свои руки лично Александр Мамут.

Алексей Гореславский в декабре ответил на вопросы слушателей «Эха Москвы», рассказав о 35-40 процентном росте аудитории по сравнению с прошлым годом и новой «тональности» материалов без «троллинга ньюсмейкеров». На новой «Ленте.ру» появилась жёсткая цензура и снятие статей по звонку, шутя говорил Гореславский — но цензура качества и по звонку главного редактора (а не собственника, надо предполагать).

После прихода нового главреда поменялась существенная часть команды: SMM-щики «Ленты.ру» провозгласили себя «вежливой редакцией», по всей видимости, проводя параллель между занятием здания на Даниловской мануфактуре и присоединением Крыма к России. Правда, через какое-то время присказка «вежливой редакции» отвалилась, не прижившись, но отношение к власти и тональность материалов издания заметно поменялись.

Появились и скандалы: в октябре «Ленту.ру» обвинили в расизме и нацизме за инфографику о этнической принадлежности богатейших бизнесменов России, а в декабре раскритиковали за расистскую запись об Обаме. Тут и там появлялись фейки, которых не было раньше: то про новые правила Facebook, то про оргию стариков, которые издание не спешило опровергать.

В декабре стало известно, что «Лента.ру» сократит около 10 процентов сотрудников.

Звенья цепи: 10 из 10, всё говорит о том, что журналистский коллектив Тимченко оказался не востребован у лояльного власти Мамута.

Алексей Гореславский (в центре) берёт интервью у министра труда Максима Топилина

3. Запуск «Медузы»

Уйдя 12 марта с поста главного редактора «Ленты.ру», Галина Тимченко ничего не говорила о своих планах по созданию новых медиа ровно три месяца: по словам Антона Носика, к этому её обязывало соглашение с Александром Мамутом.

Но и 12 июня стало известно немногое — лишь намерение Тимченко заняться созданием нового СМИ под своим руководством. Первыми о подробных планах Тимченко сообщила, как ни странно, «Газета.ру», входящая в один с «Лентой.ру» холдинг Rambler&Co.

К запуску издания заметно подогрел интерес и выход книги «Дорогая редакция» бывшего руководителя отдела специальных корреспондентов «Ленты.ру» Ивана Колпакова. В неё вошли истории бывших сотрудников «Ленты» — от Вячеслава Варванина и Антона Носика до Галины Тимченко и Андрея Коняева.

Meduza открылась 20 октября в виде сайта и мобильных приложений. Спустя 2,5 недели работы издание отчиталось о достижении миллионной аудитории. За лёгкий налёт пафоса вокруг запуска («Кажется, вам снова есть что читать») и написание книги о своей работе «Медузу» много критиковали среди коллег, включая даже сотрудников самой «Медузы» (спецкор Илья Азар признался в этом в своём новогоднем обращении).

У «Медузы» тоже появились свои проблемы. Уже на следующий день после запуска издание заблокировали в Казахстане после репортажа Ильи Азара из Усть-Каменогорска. А сам Азар, кстати, взял премию GQ как лучший журналист года и прошёл в финал аналогичного голосования на сайте Олега Кашина.

Звенья цепи: 5 из 10, пока издание ещё только раскачивается и работает над новым сайтом, но акценты в информационной повестке уже многое говорят об общественно-политических предпочтениях редакции.

Команда «Медузы» в офисе в Латвии

4. «Лентач», «Образовач» и проекты Носика

Как бы ни складывалась история «Ленты.ру» после увольнения Тимченко, издание оставило своё наследие в сети.

Уже через неделю после ухода Тимченко сообщество «Ленты.ру» во «ВКонтакте» превратили в отдельный проект, «отбив» его у новой администрации издания. Паблик среди читателей именовался не иначе как «Лентач», и такое название за ним и закрепилось.

Администраторы сообщества — Игорь Белкин и Андрей Коняев — решили отдать его наиболее активным читателям, костяку фанатов «Лентача». Они объединились в распределённую географически редакцию и какое-то время публиковали ссылки на другие издания, а затем стали писать и собственные заметки на платформе «ВКонтакте». По словам Коняева, «Лентач» добился впечатляющих результатов, причём без копейки вложений на одном лишь краудсорсинге.

В апреле медиаменеджер Антон Носик пообещал запустить четыре проекта взамен «утраченной» «Ленты.ру». Тогда он не конкретизировал, что это будут за проекты, но намекнул, что планирует возродить рубрику «Наука и техника» на «Ленте.ру».

В середине августа Андрей Коняев вместе с бывшим редактором рубрики «Наука и техника» Александром Ершовым запустили издание «Образовач» — также как и «Лентач», оно функционировало на базе сообщества «ВКонтакте». В разговоре с TJ Коняев не подтвердил, что «Образовач» связан с обещанными Носиком изданиями, а от конкретизации дальнейших планов отказался, но работают редакторы в том же офисе, что и другие проекты медиаменеджера — «Мохнатый сыр» и «ИзоЛента».

В декабре Носик рассказал, что на фоне финансового кризиса в России ему пришлось на время заморозить «ИзоЛенту» и распустить её сотрудников. Часть из них позднее трудоустроилась в проект BigPicture Сергея Барышникова, чтобы заняться его перезапуском.

Звенья цепи: 4 из 10, проекты не незаменимы, но затянувшиеся сложности Носика в поиске инвестиций звонят для российских медиа тревожным звоночком.

Антон Носик

5. РБК на вершине

После того, как контентные проекты РБК в начале 2014 года возглавила бывший главный редактор Forbes Елизавета Осетинская, а гендиректором холдинга стал медиаменеджер Николай Молибог (до этого возглавлявший «Афишу-Рамблер»), информационное агентство пережило множество изменений.

Из Forbes за Осетинской перешла часть «звёздной» команды, были сформулированы основные постулаты журналистики нового РБК, разрозненные отделы РБК были объединены в одну общую редакцию под её руководством. А затем подтянулся и сам холдинг, официально объявив о небольшом ребрендинге (ИА «РБК» превратилось просто в РБК) и проведя перезапуск морально и технически устаревшего сайта.

РБК и раньше занималось освещением информационной повестки дня, и хотя делало это достаточно эффективно, но явно не впечатляюще. При новом шеф-редакторе РБК наполнился журнальными статьями в стиле расследований, заметки стали пестрить настойчиво-агрессивными «[ньюсмейкер] не ответил на звонок РБК», а согласно рейтингу цитируемости «Медиалогии» РБК в июле занял устойчивое первое место среди федеральных интернет-ресурсов, вытеснив лидировавшую ранее «Ленту.ру».

В начале ноября стало известно об ещё одном знаковом назначении: в РБК на должность замглавреда перешёл Юрий Синодов, руководитель и основатель интернет-издания Roem.ru. Синодов стал руководить отделом медиа, технологий и коммуникаций, но свою долю и работу в Roem.ru не бросил: 25 декабря он впервые за семь лет изменил внешний вид и платформу у своего издания.

Звенья цепи: 9 из 10, благодаря новым стандартам в работе и значительно обновившейся команде РБК встал на уровень «Ведомостей» по глубине проработки материалов и информационной значимости его продуктов.

Елизавета Осетинская

6. Уход Дурова, приход Добродеева

Основатель «ВКонтакте» Павел Дуров после долгих тяжб покинул свой пост 21 апреля 2014 года. Нельзя сказать, что после его ухода стали внешне заметны какие-то радикальные изменения во «ВКонтакте», но всё-таки изменения были.

Уже весной соцсеть начала предпринимать первые шаги по увеличению монетизации: в марте появились стикеры, количество платных пакетов которых серьёзно увеличилось за прошедшие месяцы. В августе «ВКонтакте» призналась о планах по созданию отдельных приложений для прослушивания музыки, отправки личных сообщений и публикации фотографий. По крайней мере, можно надеяться, что таким образом соцсети удастся выйти из бесконечной череды отклонений её приложения VK App из магазина Apple: проблемы возникали по разным причинам, но главным камнем преткновения долгое время была именно музыка.

В компании произошло сразу несколько изменений, вероятно, невозможных при Дурове. Маркетингом соцсети занялся предприниматель Ярослав Андреев («Эльф-торговец»), Альбертом Усмановым (бывший SMM РИА Новости и СТС) стал евангелистом. У компании появилось ещё одно «карманное» издание LIVE Plus на базе сообщества «ВКонтакте», но на этот раз бизнес-тематики, касающейся деятельности компании — им занялся бывший редактор РБК Евгений Красников.

В начале осени «ВКонтакте» наконец-то выбрала новым генеральным директором Бориса Добродеева. Однако с момента улаживания конфликта с Дуровым ни Добродеев, ни другие топ-менеджеры компании (Дмитрий Сергеев и Андрей Рогозов) не действуют публично — по крайней мере так, как это делал Дуров. Пользователи видят лишь то, как начинает изменяться внешний вид сайта, а в его работе наблюдаются регулярные лаги, ошибки и падения.

Звенья цепи: 7 из 10, хотя уход Дурова и был неожиданным для многих пользователей соцсети, для него самого это было явно одним из этапов затянувшейся войны. Возможно, он и не проиграл: кто знает, как он чувствует себя со стремительно растущим «Телеграмом» и выручкой от продажи доли «ВКонтакте», отложенной про запас.

Борис Добродеев и Дмитрий Сергеев на новогодней вечеринке «ВКонтакте»

7. «Эхо Москвы» против Лесина

Нашумевшая история с «Эхом Москвы», казалось, началась ещё в июле, когда главный редактор Алексей Венедиктов заявил о готовности выкупить радиостанцию у холдинга «Газпром-медиа». Тогда журналист утверждал, что такие попытки предпринимались последние 14 лет, однако незадолго до этого он снова обсуждал эту возможность с Михаилом Лесиным, главой «Газпром-медиа» на тот момент. Тем не менее полностью «Эхо» Венедиктов пока так и не выкупил: он продолжает лично владеть 18%, а «Газпром-медиа» — 66%.

В начале ноябре на «Эхе» закрутился скандал из-за некорректного твита журналиста Александра Плющева о погибшем сыне главы администрации президента Сергея Иванова. Плющева уволили на следующий день после твита приказом генерального директора Екатерины Павловой (заняла должность в феврале 2014 и тесно связана с Управлением пресс-службы и информации президента, возглавляемого Дмитрием Песковым) в связи с «нарушением всех допустимых морально-этических норм». Как утверждалось, решение принял лично Михаил Лесин.

Решение об увольнении Плющева принималось незаконно — в обход устава редакции. Лесин с этим хоть и не спорил, но отменять приказ не собирался и даже намекал Венедиктову, что если тот не перестанет отстаивать своего сотрудника, то может быть уволен и сам. Ситуация осложнилась и внезапным переносом совета директоров радиостанции на более раннюю дату: на нём предполагалось обсудить возможную отставку Венедиктова.

Однако заседания совета директоров так и не произошло: Венедиктов договорился с Лесиным, что Плющева не уволят, а лишь отстранят от эфира на два месяца. Со своей стороны журналистский коллектив пообещал выработать правила поведения в соцсетях. Его разработкой занялась помощница Венедиктова Олеся Рябцева вместе с экспертной группой, и 27 декабря правила были утверждены в устав редакции.

19 декабря стало известно, что Михаил Лесин покинул должность главы «Газпром-медиа», однако СМИ связывали это не с конфликтом вокруг «Эха Москвы», а с обнаруженным командой Алексея Навального имуществом Лесина в США.

Звенья цепи: 3 из 10, пока никаких радикальных изменений на «Эхе» не произошло, а вызвавшие нездоровый ажиотаж правила поведения журналистов оказались лишь формализацией неписаных (для российских журналистов) стандартов.

Леся Рябцева и Алексей Венедиктов. Фото Георгия Мальца

8. Новый «Спутник»

Конец 2013 года ознаменовался разгоном старой редакции РИА Новости: оттуда ушла главный редактор Светлана Миронюк и большая часть старой команды. В агентстве появилось новое руководство: гендиректором которого назначили телеведущего Дмитрия Киселёва, а главным редактором — Маргариту Симоньян, одновременно работающую на той же должности на телеканале Russia Today (RT).

Что удивительно, РИА Новости внешне за год не поменялись никак — разве что в конце октября со здания на Зубовском бульваре сняли старую вывеску, а новую так и не повесили. Хотя структура теперь формально называется международным информационным агентством «Россия сегодня», оно всё ещё работает на старый бренд, путая многих читателей и журналистов.

А вот для всего, что находится за пределами России, Киселёв и Симоньян запустили ещё одно международное новостное агентство — Sputnik, вещающее через сайты и радиостанции и имеющее информационные центры сразу в десятках стран. Sputnik задумывался как своебразный «голос России»: пропагандистская функция агентства не то что не скрывается, а официально подчёркивается. Ирония запуска сайта агентства sputniknews.com оказалась в том, что его домен купили за 100 долларов у жителя украинского Луганска, не знавшего, кому он его продаёт.

Звенья цепи: 4 из 10, поскольку Sputnik всё-таки вещает не на русском языке, а Киселёв и Симоньян пока не могут похвастаться какими-то необычными менеджерскими решениями в «России сегодня».

Дмитрий Киселёв

9. Космизм «Русской планеты»

В конце ноября инвесторы издания «Русская планета» потребовали увольнения Павла Пряникова с поста главного редактора. На встрече с редакцией инвесторы так и не смогли сформулировать свои требования и причины недовольства, ограничившись лишь тут же ставшей мемичной фразой «Космисты вы, ребята, слабые» — имея в виду, что издание слабовато прославляет космическое значение России, то есть не выполняет, как можно предположить, определённые пропагандистские функции.

Пряников уволился, а за ним ушли и другие журналисты, отказавшиеся работать с новым руководством «Русской планеты». Они открыли сайт «Зима.Медиа», где стали заниматься поиском работы и средств к финансированию нового медиапроекта с участием старой команды «РП».

Инвесторы «РП» — строительная компания «Мортон», и её участие в медиапроектах таинственно перекликается с историей взаимоотношений «КамАЗа» и портала гражданской журналистики «Ридус». В декабре 2013 года стало известно об 3 миллионах инвестиций «Мортона» в похожий на «Ридус» проект «Рустория»: его предназначение можно проследить по заголовкам «Чего ждать России от будущего президента США» и «Как уйти от парня и перестать бояться одиночества».

Примечательно, что волнения в «РП» по поводу грядущих увольнений или смены редакционной политики явно начались ещё задолго до ухода Пряникова. Ранее издание покинул бывший шеф-редактор Сергей Смирнов, в сентябре вместе с журналистами «РП», «Дождя» и участницами Pussy Riot открывший СМИ о правовой защите и судебных процессах «Медиазона».

Разгон «Русской планеты» многие журналисты сравнивали с мартовским увольнением Тимченко: Пряников был таким же бесспорным лидером среди своих сотрудников.

Звенья цепи: 8 из 10, хоть случилось и неминуемое, но потерян оказался действительно качественный проект. Остаётся надеяться, что команде удастся найти деньги или перейти в другое издание до того, как она распадётся.

Команда «Русской планеты»

10. Телевизор идёт в интернет

В целом на телевидении давным давно понимают важность интернета и то, что за ним стоит будущее, однако до сих пор ТВ не сильно дружило с новейшими технологиями. Это объяснялось просто: доля рекламного рынка в интернете до сих пор несоизмеримо мала с тем, что удаётся зарабатывать каналам с телеаудитории.

Однако подвижки уже начались. Конкуренты внимательно следят друг за другом, и уже сейчас ясно, что по итогам прошедшего года 2015-й станет годом повального пришествия телевидения в интернет — разными способами.

Первый канал собирается запустить «Первый. Digital». Уже летом видеоматериалы телеканала стали появляться в статьях и заметках на «Ленте.ру» в рамках интеграции с Rambler&Co. Однако ничего похожего на обсуждение сериалов «Шерлок» или «Оттепель» с шоу «Голос» в 2014 году не наблюдалось.

СТС создал приложение второго экрана, позволяющее получать информацию прямо по ходу просмотра сериала «Молодёжка», и игру на основе его сюжета. Судя по тому, что рассказывают источники TJ в кругах медиа, в эту же сторону движется и основной конкурент СТС — ТНТ.

Известная телеведущая Марианна Максимовская, задававшая «острые вопросы» на интервью Медведева пяти телеканалам, покинула РЕН-ТВ и перешла на работу в PR-агентство «Михайлов и партнёры», фактически повторяя путь своей коллеги по рынку медиа. В конце 2013 — начале 2014 года главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк покинула свой пост и ушла в PR-агентство КРОС, основателем которого является её муж Сергей Зверев.

Уходу Максимовской предшествовало закрытие её аналитической программы: в начале августа шоу «Неделя с Марианной Максимовской», выходившее в течение 11 лет, было закрыто. В конце августа стало известно, что РЕН-ТВ занялся активным продвижением в соцсетях и обновлением сайта, а для SMM-услуг привлекли Антона Коробкова-Землянского.

Звенья цепи: 7 из 10, пока что «ходьба в интернет» ещё в зародышевом состоянии, но интересы и возможности ТВ-акул недооценивать не стоит.

Балет «Лебединое озеро»

#Категория_Статья #медиа #итоги_2014

Статьи по теме
Итоги 2014: Главные скандалы года
Итоги 2014: Лучшие фильмы и продолжения сериалов по версии «Инспектора»
Итоги 2014: Главные флешмобы года
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против