[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u043a\u0430\u043a_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0435\u0442_wi_fi_\u0432_\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e","\u043a\u0430\u043a_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0435\u0442_wi_fi_\u043d\u0430_\u0441\u0430\u043c\u043e\u043b\u0451\u0442\u0435","\u043a\u0430\u043a_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0435\u0442_wi_fi_\u0432_\u043f\u043e\u0435\u0437\u0434\u0435","wi_fi_\u0432_\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442\u0435"], "comments": 59, "likes": 0, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "53928" }
Вадим Елистратов
27 083

Интернет в движении

Как устроена работа беспроводной сети Wi-Fi в самолёте, поезде и метро

Поделиться

В избранное

В избранном

Поскольку Wi-Fi в последние годы стал без всякого преувеличения одной из самых важных потребностей человека, TJ решил разобраться, при помощи каких технологий он работает в труднодоступных местах вроде поезда, самолёта или метро.

В метро

Реализация Wi-Fi в подземке — нетривиальная задача. Чтобы получить интернет на станции, достаточно просто спустить вниз кабель с поверхности, проведя соответствующие монтажные работы. Однако большую часть времени пассажиры метро находятся в движении по забетонированным изгибающимся тоннелям, что для любого вида беспроводной связи — самые неблагоприятные условия из всех возможных.

Тем удивительнее, что впервые проблему удалось решить именно в московском метрополитене: в начале 2014 года там появился Wi-Fi на кольцевой, а 2 декабря число охваченных линий уже достигло двенадцати.

Эта система куда более экономична и удобна в установке и обслуживании, чем капризный излучающий кабель. По всей длине ветки с шагом в 450 метров размещаются базовые станции, между которыми по ходу следования состава переключаются плавниковые антенны, установленные на крайних вагонах поезда. Скорость интернета с этой технологией составляет до 100 мегабит в секунду.

Сигнал от роутеров, расположенных под антеннами, по кабелю идёт вдоль всего состава, где в каждом вагоне размещено по одной точке доступа. Система реализована такими образом, что её не надо каждый раз вручную переподключать после отцепления частей состава: каждый из крайних вагонов создаёт собственную сеть.

Прокладка оптоволоконного кабеля в тоннеле, а также в самих вагонах осуществляется в ночное время в соответствии со строгими требованиями безопасности московского метро. За одну смену удаётся подключить порядка 2-3 километров тоннеля. С вагонами ситуация сложнее: после многих лет эксплуатации они имеют особенности, требующие индивидуального подхода.

Wi-Fi в московском метро будет и дальше оставаться бесплатным и монетизироваться с помощью демонстрации рекламы и портала vmet.ro. При этом Wi-Fi специально не работает на станциях, чтобы люди ради него не заполняли и без того перегруженные транспортные узлы, а также его использование настрого запрещено машинистам.

Бывший пресс-секретарь соцсети «Одноклассники» Илья Грабовский, ныне работающий в «Максима Телеком», занимающейся проектом Wi-Fi московского метро, в разговоре с TJ подчеркнул уникальность московского проекта и в общих чертах рассказал о дальнейших планах по его развитию.

Илья Грабовский,руководитель направления внешних коммуникаций «Максима Телеком»

Насколько знаю, именно так, на данный момент, в мире нигде Wi-Fi не работает: Москва здесь уникальна. Везде он доступен на станциях, здесь — в подвижном составе, где пассажир проводит порядка часа в день. Что касается планов: постоянно работаем над повышением качества и других технических показателей сети. Также много планов, касающихся портала: появятся новые сервисы, да и сам портал преобразится в достаточно ближайшем будущем: как с внешней, так и с внутренней (технической) стороны.

На поезде

С точки зрения используемых технологий организация работы Wi-Fi в самолёте или поезде отличается не так сильно, как может показаться на первый взгляд. Что в первом, что во втором случае стабильным сигналом необходимо обеспечить замкнутые вытянутые помещения (а, значит, одним роутером явно не обойтись), с большой скоростью передвигающиеся в пространстве.

Решения в обоих случаях есть всего два: подключение к наземным подстанциям и более дорогое и надёжное подключение к спутнику.

Первые испытания Wi-Fi в поезде РЖД начали проводить ещё в 2011 году, а в 2012 запустили его на нескольких маршрутах дальнего следования, включая составы «Москва — Петербург», «Москва — Нижний Новгород» и «Москва — Хельсинки». Эти направления были выбраны неслучайно: большую часть пути на них поезда находятся в сети 3G.

Для достижения полностью бесперебойного подключения в поездах устанавливают гибридные системы, которые автоматически переключаются на спутник, когда пропадает мобильный интернет, и возвращаются обратно — когда сигнал вновь становится сильным.

В таком случае при полной исправности системы сеть пропадает только в тоннелях (тут недоступен как спутник, так и 3G). Эту проблему можно решить при помощи прокладки излучающего кабеля по всей длине перегона, однако чаще всего особой необходимости в этом нет: поезд быстро проходит проблемный участок и возвращается в нормальное состояние.

В остальном, если не сильно погружаться в технические детали, Wi-Fi в поезде не так уж радикально отличается от Wi-Fi, который пользователь любого современного смартфона может раздавать самостоятельно. Расположенная в одном из вагонов подстанция принимает сигнал 3G и преобразует его: дальше нужно решить уже чисто механическую задачу — расставить точки доступа по всей длине состава, чтобы исключить появление «мёртвых» зон.

Впрочем, нельзя сказать, что на момент написания заметки все проблемы железнодорожного Wi-Fi решены. Полностью полагаться на эти системы (особенно, если услуга предоставляется бесплатно) не стоит: зачастую эффективнее подключиться к 3G своего оператора, предварительно активировав роуминг, чем гадать, когда же вновь подаст признаки жизни Wi-Fi в вагоне.

В самолёте

Ещё несколько лет назад длинный перелёт для любителей социализации представлял собой муку: пассажирам приходилось отказываться от всех средств связи и развлекать себя фильмами, книгами и другими занятиями.

Сейчас большинство авиалиний требует отключения электроники только при взлёте и посадке, а некоторые перевозчики отказались от этого правила вовсе. Соответственно, у пассажиров появилась потребность подключаться к интернету, находясь на высоте в несколько километров.

У российского «Аэрофлота» Wi-Fi на борту появился только в 2012 году и продолжает оставаться дорогим удовольствием: за наиболее выгодный пакет в 40 мегабайт придётся заплатить 30 американских долларов и по 1,5 доллара за каждый следующий после превышения лимита. С таким количеством трафика в лучшем случае можно проверить почту. На авиалиниях других стран безлимитный Wi-Fi можно получить за 10-20 долларов, а то и дешевле.

На момент написания заметки существует несколько систем подключения к интернету на борту самолёта, которые отличаются между собой скоростью подключения, источником сигнала (спутник или подстанции на земле) и местом расположения на фюзеляже.

Наиболее успешными первыми шагами в этой области стали системы под названием Air-To-Ground («воздух-земля»). Появившиеся несколько лет назад ATG (3,1 мегабита в секунду) и ATG4 (9,8 мегабита в секунду) размещаются на нижней части фюзеляжа и принимают 3G-сигнал с земли.

Позже на смену ATG пришли спутниковые системы Ku (10-30 мегабит в секунду) и 2Ku (70 мегабит в секунду), размещающиеся на верхней части самолёта. Заметный прирост в скорости 2Ku получила из-за того, что у неё две антенны: одна принимает сигнал, а другая — отправляет.

Система 2Ku

И, наконец, существует гибридный вариант под названием Ground to Orbit (GTO). Несмотря на своё название, в действительности система принимает сигнал со спутника (антенна сверху), а отправляет на землю (передатчик снизу). Таким образом обеспечивается скорость до 60 мегабит в секунду.

Развитие

Что касается Wi-Fi в метро, о его установке уже задумались в Лос-Анджелесе, однако речь идёт только о роутерах на станциях, а не в тоннелях. Аналогичные сети уже функционируют в Торонто, Лондоне и Санкт-Петербурге. При этом московский проект в ближайшее время сохранит свою уникальность: в других крупных городах вроде Сеула Wi-Fi в вагоне работает на базе ненадёжного излучающего кабеля.

Будущее интернета для путешествий на поверхности, судя по тенденциям последних лет, может вскоре оказаться в руках IT-компаний вроде Google. Преимущества спутникового подключения перед трудоёмким и медленно развивающимся наземным очевидно, а улучшить ситуацию смогут дешёвые и лёгкие в обслуживании суборбитальные дроны и воздушные шары. Для использования первых Google купила Titan Aerospace, а для вторых у неё есть Project Loon.


#Категория_Статья #как_работает_Wi_Fi_в_метро #как_работает_Wi_Fi_на_самолёте #как_работает_Wi_Fi_в_поезде #Wi_Fi_в_транспорте

Статьи по теме
И в интернете посидеть, и Собянина не видеть
Apple оказалась популярнее Samsung среди пользователей Wi-Fi в московском метро
Шестеро британцев согласились обменять своих первенцев на бесплатный Wi-Fi
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против