[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "TJ ", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u043c\u0438","\u0430\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440_\u043f\u043b\u044e\u0449\u0435\u0432","\u0436\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430","\u044d\u0445\u043e_\u043c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b","\u0430\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0439_\u0432\u0435\u043d\u0435\u0434\u0438\u043a\u0442\u043e\u0432","\u043c\u0435\u0434\u0438\u0430","\u0440\u0430\u0434\u0438\u043e","\u043b\u0435\u0441\u044f_\u0440\u044f\u0431\u0446\u0435\u0432\u0430","\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430_\u043d\u0430_\u0440\u0430\u0434\u0438\u043e","\u043d\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435_\u044d\u0444\u0438\u0440\u044b"], "comments": 61, "likes": 0, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section": "default" }
11 319

Наступает ночь, включается радио

Леся Рябцева об экспериментах «Эха Москвы» с ночными эфирами

Поделиться

В избранное

В избранном

Автор: Леся Рябцева

Помощница главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» за прошедшие месяцы успела стать, без преувеличения, одним из самых скандальных колумнистов по общественно-политическим темам.

Но сегодня не о скандальном, а профессиональном: после года экспериментов с ночными эфирами Леся Рябцева рассказывает об их специфике и о том, как введение их в программную сетку повлияло на успешность радиостанции.

Леся Рябцева в офисе «Эха Москвы». Фото Георгия Мальца

Сегменты радиоэфира

Во время своей работы радиожурналистом столкнулась с понятием сегментации эфира. Надо сказать, ещё в университете я писала на эту тему диплом: «Утренний сегмент и его отличие от остальных». И уже тогда единственное, что мне попадалось — это изречения журналистов и исследования экспертов из-за рубежа. В отечественной же теории журналистики об этом почти ничего нет, разве что только комментарии теоретиков, а не практиков.

Вспомнить эту теорию мне пришлось совсем недавно при переформатировании эфирной сетки «Эха Москвы». Очередным вызовом для нас стало появление ночного эфира, зачинщиком которого стал главный редактор.

Мало того, что о сумасбродности Венедиктова ходят легенды, так ещё и 25 лет — нужно же чем-то опять козырнуть. Да козырнуть так, чтобы остальные завидовали. Ведь ни у одной российской радиостанции подобного ещё не было. «Слямзывать» пришлось у зарубежных коллег, о которых ниже.

В мировой практике

За рубежом всё просто и понятно. Есть ночной эфир, есть чудесный журналист, который может и публику развлечь, и выдержать двух-трёхчасовой эфир с болтовней, песнями и плясками. Которому слушатель будет доверять, с которым захотят разговаривать и делиться самым сокровенным.

Например, Up All Night — это английская программа на BBC Radio 5 Live. Издание The Washington Post однажды назвало данную программу лучшей ночной во всем мире. В эфире обсуждаются различные новости, начиная от музыки и видеоигр, заканчивая новостями из мира науки и политики. Ведущие: Род Шарп (понедельник — среда), Дотан Адебайо (четверг — воскресенье).

Coat to Coast AM — американо-канадское шоу, в котором обсуждаются теории заговоров и паранормальные явления. Построено в формате длинных разговоров и звонков слушателей. Ведущие: Джордж Нури и Джордж Кнэп.

Late Night Live — австралийское радио, в котором обсуждается «всё интересное», как говорит основатель: теология, философия, политика, искусство, наука, археология, местные новости. Ведущий: Филипп Адамс.

Red Eye Radio — ежедневная ночная радиопрограмма, выходящая в США и освещающая последние новости. Формат передачи — разговорный. Ведущие: Гэри Макнамара и Эрик Харли.

Late Night Talk — ночная разговорная радиопрограмма, выходившая в Ирландии с 2003 по 2014 года. Ведущий: Мюрэнн О’Коннел.

У нас всё, конечно, было не так просто и красочно, как у зарубежных коллег. Ведь, по логике, на новый, экспериментальный и совершенно неизвестный эфир нужно сажать человека профессионального. А это значит, что его придется снимать с других рейтинговых передач. Да, ещё нужно быть уверенным, что снимаешь ты его не напрасно.

Эксперимент

Идея ночного разговорного эфира появилась год назад. «Ночной» — это с 20:00 до 06:00. Тогда в неё никто не верил. Плющев, которому Венедиктов доверил вести целых два слота (ночь с пятницы на субботу, ночь с субботу на воскресенье, по три часа), думаю, долго мысленно крутил пальцем у виска. Хотя из-за природной воспитанности вслух ничего не сказал, только беспрекословно подчинился. Так появился «Один».

Эксперимент, который мы начали год назад, удачно стартовал, прочно засел уже не в двух слотах, а в трёх. Глядишь, скоро и четвёртый появится.

«Один» или «одИн» (или женский вариант «Одна» или «однА») — это один журналист, без гостей, без экспертов в студии. Цитируя Алексея Алексеевича: «Один со всем миром». Ведущий общается со слушателями наедине и со всеми возможными вызвонами: например, делает включения корреспондента с улицы или из бара. Как ни крути, но эфир-то в ночь с «тяпницы» на субботу, грех не поиграть с этим.

До прямого ночного эфира в этих же слотах были повторы дневных передач, записи эфиров и музыкальные часы. Аудиторию «до» и «после» запуска ночного эфира можно сравнить ниже по данным TNS Gallup.

Перевожу на русский язык. Если весной 2011 года ночной эфир «Эха Москвы» слушало 20,09 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,4 (при доле «Радио Шансон» 11,7), то уже зимой 2014-2015 годов — 48,9 тыс человек каждые 15 минут с долей 10,6.

Ночной эфир со вторника на среду осенью 2014 года слушало и того меньше: 12,9 тысячи человек каждые 15 минут с долей 4,3. Уже зимой цифры выросли до 30,1 тысячи человек каждые 15 минут с долей 8,2.

Специфика

Ночной сегмент эфира отличается от утреннего, дневного и вечернего своей атмосферой. Слушатели более разговорчивы, им хочется делиться своими историями, им не с кем поговорить, они не спят, нужно чем-то занять свое время.

В отличие от дневных эфиров, ночной слушают не в пол-уха, пока едут в машине, и не фоном, пока занимаются домашними делами. Ночь сама по себе располагает к тому, чтобы забыть про проблемы, поболтать, послушать других, рассказать и поделиться. Ночь расслабляет, тем более если ты находишься по другую сторону телефона: тебя никто не видит. Можно фантазировать, жаловаться и врать. Куда уж больше раздолья!

Считается, что эфир в ночное время слушают те, кто в это время работает: медработники, дальнобойщики, дежурные сотрудники. Но, как оказалось, ночью не спит никто. За то время, что мне удалось повести «Одну», позвонившими были в основным люди, которые ехали с работы, из тренажерного зала, сидели дома, вышли покурить или «тусили в падике». Мне уже даже хотелось, чтобы очередным позвонившим стал басоватый водила на дальние расстояния — зря что ли пугали?! Ан нет, ни одного.

В основном, звонили мужчины за 30, с семьей или в поисках любви, работой или в поисках себя, но всем охота поговорить. Реже звонили женщины за 40, с семьёй или счастливо одинокие, с работой или уже на пенсии: они были готовы рассказывать чуть меньше.

Каждый слушатель становился участником эфира. Задача журналиста — не только включить или выключить микрофон позвонившего. Он должен сделать историю живой, придать объём человеку и его проблеме. К тому же, кроме как на аудиторию, журналисту расчитывать больше не на кого.

Изначально хотелось выбирать темы, которую можно обсудить абсолютно со всеми: образование, работа, чувства, истории любви и путешествия. Но постепенно в некоторых частях ночного эфира появились и нишевые форматы: например, обсуждение музыки, сериала или фильма.

Ночной эфир — это всё, что угодно, всё, о чем можно говорить. И споры, обсуждения, и монологи, и слёзы, и пьяные разговоры по душам, и даже психологические консультации между позвонившими радиослушателями и журналистом.

Это огромный пласт работы, в который мы (не) верили, но очень хотели попробовать. И который мы смогли плотно и успешно, о чём говорят цифры, отработать за год.

#Категория_Колонка #СМИ #Александр_Плющев #журналистика #Эхо_Москвы #Алексей_Венедиктов #медиа #радио #Леся_Рябцева #работа_на_радио #ночные_эфиры

Статьи по теме
Вопросы по существу
Восемь миллионов
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против