[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0438","\u0440\u043e\u0441\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","\u043e\u0441\u0432\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435_\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0430","\u0431\u0430\u0439\u043a\u043e\u043d\u0443\u0440","\u0448\u0430\u0442\u0442\u043b\u044b","\u0431\u0443\u0440\u0430\u043d_\u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f","\u0440\u0430\u043b\u044c\u0444_\u043c\u0438\u0440\u0435\u0431\u0441"], "comments": 81, "likes": 0, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Никита Лихачёв
24 092

Фото: Руины советских шаттлов

Фотограф рассказал о текущем состоянии некоторых кораблей «Буран», до сих пор хранящихся на Байконуре

Поделиться

В избранное

В избранном

Русскоязычный блогер, пишущий в ЖЖ под именем Ральф Миребс (Ralph Mirebs), опубликовал снимки из заброшенных ангаров на космодроме Байконур в Казахстане. В них до сих пор хранятся старые космические шаттлы программы «Буран-Энергия» (считается ответом на американскую Space Shuttle), развитием которой перестали заниматься более двадцати пяти лет назад.

Снимки были опубликованы Миребсом 3 июня, а спустя неделю на них обратили внимание западные СМИ вроде DailyMail. Судя по инстаграму фотографа, он посетил эти места не позже начала мая 2015 года. Свою публикацию Миребс посвятил 60-летию Байконура, которое космодром отмечал 2 июня.

Миребс проник в монтажно-заправочный комплекс (МЗК) на стартовой площадке Байконура №112 в сооружении №80. Там находится два «Бурана» — технологический макет для отработки предстартовых операций (выглядит, как настоящий корабль) и второй лётный экземпляр «Буря», готовность которого ко взлёту в 1993 году составляла 93-97%.

Как отмечает фотограф, устройство МЗК подразумевало полное отсутствие пыли, для чего здание было оборудовано герметичными дверьми, за которыми создавалось повышенное давление.

Время и люди не пощадили корабли и их нынешнее состояние весьма плачевно. Часть плиток теплозащиты отвалилось, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помёта, скопившегося на двадцать с лишним лет. […]

Внутри макета почти всё так же, как и на «взрослом» корабле. Лишь некоторые элементы заменены на деревянные кубики с указанием названия и массы блока. Конечно, уже непонятно, что стало с отсутствующим оборудованием — не было установлено или выдрано на драгоценные металлы. В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто.

Ральф Миребс, фотограф

Всего было выпущено 14 полноразмерных шаттлов. Некоторые из них до сих пор находятся в конструкторских бюро, в музеях, другие продали, разобрали или уничтожили. Один из «Буранов», использовавшийся для повторно-статических прочностных испытаний, выставлялся на набережной в московском парке им. Горького, где его переоборудовали под аттракцион.

По мнению фотографа, российская космическая отрасль до сих пор находится в упадке, используя наследие Советского Союза (например, ракеты «Протон-М» были разработаны в середине 60-х годов). Однако программы вроде «Буран-Энергия» давали надежду на то, что Россия останется лидером мировой космической промышленности.

Во времена противостояния политических систем гонка двух сверхдержав оказывала благотворное воздействие на научно-технический прогресс. Возможное военное и идеологическое применение рождало десятки всевозможных проектов. Да, большинство из них не выходило за рамки чертежей и макетов, но те, что просачивались сквозь сито испытаний и комиссий, получали неограниченную поддержку.

Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено ещё до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам.

Ральф Миребс, фотограф

По данным сайта Buran.ru, в 90-е годы у государства не хватило денег не только на продолжение программы «Буран-Энергия», но и на её официальное закрытие: консервацию или утилизацию оборудования, перепрофилирование производства, а также списание дебиторской задолженности. Единственный «Буран», совершивший беспилотный полёт в 1988 году, оказался уничтожен в 2002 году при обрушении крыши ангара на Байконуре.

#Категория_Статья #фотографии #Роскосмос #освоение_космоса #Байконур #шаттлы #Буран_Энергия #Ральф_Миребс

Статьи по теме
СК: «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс» упал из-за вставленных не той стороной датчиков
«Никогда такого не было, и вот опять»
Видео: Ночь из космоса
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против