[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Roman Persianinov", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438"], "comments": 17, "likes": 20, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "57655" }
Roman Persianinov
1 862

Клининговый шпионаж

«Умные» пылесосы Roomba могут начать собирать информацию о домах своих хозяев. Безопасно ли это?

Поделиться

В избранное

В избранном

Сооснователь iRobot Колин Анжел и «умный» пылесос Roomba. Фото AP

В конце июля издание Reuters рассказало о планах компании iRobot, выпускающей «умные» пылесосы Roomba, собирать информацию о расстановке мебели в доме пользователя с его разрешения. Авторы утверждают, что эта инициатива может начать революцию в технологии «умного дома». Однако у предложения сразу появились противники. Они увидели в нём стремление IT-компаний «шпионить» за клиентами.

«Умный» пылесос становится ещё умнее

Несколько лет назад имя сооснователя компании iRobot Колина Анжела было известно только в узких кругах. Теперь же с его мнением считаются крупные технологические компании.

По словам Анжела, мир сильно продвинулся в создании «умных» устройств и, соответственно, «умного» дома, который выгодно изменит человеческий быт. Однако до сих пор никто из гигантов индустрии не создал устройство, которое может детально сканировать и запоминать интерьер пользовательских домов.

В разговоре с Reuters предприниматель заявил, что эту проблему можно решить с помощью «умных» пылесосов Roomba. Новые модели, которые появятся в течение ближайших двух лет, смогут запоминать расположение мебели в доме, а затем строить его карту.

Подобная функция уже существует в моделях Roomba от 2015 года, оснащённых камерами. Однако они не могут передавать накопленные данные, только хранить. Новые же версии смогут более детально запоминать расположение дома, записывать и передавать эти данные на сервера iRobot. Накопленную информацию Анжел планирует бесплатно передавать IT-компаниям, которые интересуются разработкой «умного» дома.

Маршрут движения Roomba. Фото компании iRobot

Хотя для реализации такой идеи потребуется продолжительное время, предложение Анжела сразу поддержали компании Amazon, Apple, Alphabet (которая контролирует Google). Каждая из этих фирм планирует использовать данные для улучшения своих «умных» устройств: Amazon Echo, Siri и Google Home, соответственно.

Представитель Amazon отказался комментировать обещание Анжела, пресс-отделы Apple и Google проигнорировали запросы Reuters.

Перспективы разработки

По данным аналитической компании IHS Markit, рынок устройств для «умного дома» в прошлом году стоил почти 10 миллиардов долларов, а до конца 2017 года эта цифра увеличится на 60%. Отчасти благодаря этому предложение Анжела поддержали не только технологические гиганты, но и инвесторы iRobot.

Сейчас общая рыночная цена фирмы составляет 2,5 миллиарда долларов. В прошлом году она принесла выручку в 600 миллионов долларов. Несмотря на конкуренцию с более дешёвыми аналогами Roomba, её модели, ценой от 375 до 899 долларов, занимают 88% рынка «умных» роботов-пылесосов. Неудивительно, что к словам Анжела внимательно прислушиваются.

Профессор робототехники в Корнельском университете Гай Хоффман в ответ на предложение главы iRobot заявил, что технология подробного сканирования и картографирования в Roomba станет «крупным прорывом» в создании «умного» дома.

Штаб-квартира iRobot. Фото Reuters

С помощью продвинутого сканирования, по мнению Хоффмана, робот-пылесос сможет хранить информацию об акустических качествах жилища, регулировать кондиционеры в нужное время и менять яркость ламп в доме в зависимости от расположения окон и времени дня.

На основе данных сканирования Roomba может, по словам специалистов, указать местонахождение утерянной вещи или посоветовать владельцу купить мебель туда, где есть свободное место. Amazon, Google или Apple поддержали эту перспективу неслучайно: эти компании смогут использовать данные о мебели в доме, чтобы прорекламировать пользователю товары в своих сервисах.

Для сторонников инициативы iRobot практическая выгода от идеи кажется очевидной, однако это предложение не могло не поднять этические вопросы. В ходе опросов американцы прохладно отнеслись к идее раскрыть данные о своём доме и нашли это «довольно пугающей перспективой».

Волна критики

Хотя руководитель iRobot несколько раз уточнял, что робот-пылесос сможет отправлять информацию о доме пользователя только с его разрешения, непонятно, как запрос о разрешении будет выглядеть. Это может быть яркое всплывающее окно, задающее прямой вопрос, либо небольшая строчка в пользовательском соглашении, которое читает далеко не каждый.

В разговоре с The New York Times штатный адвокат правозащитной организации EFF (Фонд электронных рубежей) Джейми Ли Уильямс пояснил, как крупные компании могут воспользоваться данными робота-пылесоса. На их основе можно вычислить средний доход человека, а в дальнейшем авторы могут научить робота определять бренды мебели. Эта технология сможет изучать стиль жизни людей, их потребности и ежедневное поведение.

​IT-гиганты уже давно собирают информацию о пользователях, постоянно увеличивая массивы данных. С помощью инициативы iRobot они смогут узнать ещё больше.

Один из руководителей Стэнфордского центра интернета и общества Альберт Гидари пояснил, что введение технологии сканирования поднимет несколько правовых вопросов. Например, что делать в том случае, если владелец дома, одобривший технологию, продаст его вместе с мебелью? В этом случае компания получит доступ к данным дома человека, который не давал согласия на их раскрытие.

Также непонятно, как долго будет храниться информация и смогут ли страховые агенты или полицейские получать её для оценки потерянного или украденного имущества. Где именно будут храниться данные? Если в облаке, то к нему смогут получить доступ злоумышленники.

Об этой проблеме уже говорили в связи со смарт-динамиком Amazon Echo. Ещё во время анонса устройства в 2014 году его авторы уточняли, что все диалоги со встроенным голосовым ассистентом записываются и отправляются в облачное хранилище, где их анализируют для повышения релевантности ответов.

Разобранная Amazon Echo, подключённая к компьютеру исследователей. Фото MWR InfoSecurity

Лишь в этом году стало известно, что в системе устройств существует уязвимость, с помощью которой в неё можно внедрить вирус. По данным исследовательской организации MWR InfoSecurity, используя брешь в системе, хакер может получить удалённый доступ к устройству, кодам подтверждения, а также микрофону гаджета. При этом никаких следов присутствия хакера в системе нельзя будет зафиксировать.

Исследователи уточнили, что уязвимости существуют в версии устройства за 2015 и 2016 год, а версия этого года лишена системной дыры. MWR InfoSecurity сообщили о найденной ошибке Amazon, и проблему вскоре должны устранить. Тем не менее эта история демонстрирует, как современные «умные» устройства могут быть использованы злоумышленниками.

Даже если в iRobot смогут закрыть все уязвимости, останется достаточно открытых правовых и этических вопросов. Если инициатива воплотится в жизнь, то компания окажется в числе тех, которых постоянно критикуют за сбор данных о пользователях.

#технологии

Статьи по теме
Amazon представила музыкальную колонку Echo с голосовым ассистентом
Следствие ведёт Fitbit
Shazam против бота «Яндекс.Музыки»
Против цензуры: как в китайский интернет возвращается «марсианский» язык
«Ты я всё остальное»: как искусственный интеллект Facebook «заговорил на своём языке»
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против