[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Саша Щипин", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0441\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044b","\u0442\u0432\u0438\u043d\u043f\u0438\u043a\u0441"], "comments": 30, "likes": 47, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "59302" }
Саша Щипин
13 905

Иллюзия неудачи: что означают низкие рейтинги «Твин Пикса»

Возвращение Дэвида Линча оказалось слишком сложным для многих фанатов и новых зрителей. Но есть ли кому-то до этого дело?

Поделиться

В избранное

В избранном

3 сентября на телеканале Showtime завершился третий сезон сериала «Твин Пикс», вернувшегося на телевидение спустя 25 лет. Принято считать, что оригинальное расследование убийства Лоры Палмер изменило телевидение и проложило дорогу многим современным шоураннерам. О влиянии нового сезона на индустрию говорить пока рано, хотя его новаторство сложно оспорить: в новом сезоне Линч окончательно отодвинул сюжет на второй план, многократно позволял себе дикие даже для сериалов 21 века вещи (например, неожиданно перебить эпизод хроникой ядерного испытания «Тринити» 1945 года) и предлагал нам теряться в догадках насчёт увиденного и строить множество фанатских теорий, ни у одной из которых нет однозначного шанса сбыться.

Тем не менее назвать новый «Твин Пикс» хитом нельзя — не позволяют его рейтинги, падающие от серии к серии. По просьбе TJ телеобозреватель Саша Щипин проанализировал «провал» возвращения Линча на телевидение.

8 апреля 1990 года, когда на экраны вышел «Твин Пикс», первую серию приключений агента Дейла Купера, искавшего убийц Лоры Палмер, посмотрели 34,6 миллиона человек. Правда, к концу второго сезона аудитория сократилась почти в пять раз — отчасти стараниями продюсеров, которые потребовали от создателей шоу, Дэвида Линча и Марка Фроста, назвать имя злодея, не дожидаясь финала. Сейчас даже эти 7,4 миллиона зрителей считались бы грандиозным успехом.

21 мая 2017 года лишь 500 тысяч человек включили свои телевизоры, чтобы узнать, что случилось с героями «Твин Пикса» четверть века спустя. Начало третьего сезона многих явно разочаровало, и в США остальные серии собирали у экранов в среднем по 250 тысяч зрителей. В России, где сериал можно было увидеть в онлайн-сервисе «Амедиатека», на платном канале Amedia Premium и на эфирном ТВ-3, ситуация была не лучше: в июле из-за низких рейтингов ТВ-3, например, начал показывать «Твин Пикс» не в одиннадцать вечера, а в час ночи. Надо быть большим поклонником Линча, чтобы смотреть его в будние дни до рассвета. После этого аудитория, разумеется, сократилась ещё больше, особенно если учесть, что многие разъехались в отпуска.

На первый взгляд всё это, конечно, выглядит катастрофой. Причём предсказуемой: вместо любимого агента Купера зрителям показывали его странных двойников, а уютный провинциальный городок, куда всем так хотелось вернуться через двадцать пять лет, появлялся на экране эпизодически. Ностальгирующая аудитория оказалась обманута в своих лучших чувствах, а младшему поколению, которое, возможно, не видело ни первых двух сезонов, ни фильма «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», вообще было сложно разобраться в происходящем.

Однако при внимательном рассмотрении этот провал оказывается совсем не таким грандиозным.

Прежде всего, не стоит сравнивать аудиторию эфирного канала ABC начала 90-х, где тогда показывали «Твин Пикс», и современного кабельного Showtime. В наши дни заставить десятки миллионов человек одновременно сесть перед телевизорами практически невозможно — если вам, конечно, не принадлежит право премьерного показа «Игры престолов». Слишком большой выбор, слишком жёсткая конкуренция. Но дело даже не в этом. В своё время «Твин Пикс» произвел на телевидении революцию, показав, что сериал может быть не только ситкомом или «мыльной оперой», но и настоящим произведением искусства — странной и приправленной щедрой долей мистики детективной историей, которая к тому же красиво снята. Точно так же и третий сезон ознаменовал наступление новой эпохи, заставив обратить внимание на то, что старые системы подсчёта рейтингов никуда не годятся.

Конечно, аналитики поняли это уже давно и даже придумали специальные понятия «live+3», «live+7» и даже «live+35» — то есть количество зрителей, которые посмотрели программу не только в день премьеры, но и спустя три дня, семь дней и пять недель. В последние годы появилось огромное количество платформ, с помощью которых это можно сделать в любое удобное время: Apple TV, Hulu, Amazon и даже Sony PlayStation. При этом похоже, что именно поклонники «Твин Пикс» больше других склонны пользоваться функцией отложенного просмотра. Если ты вовремя не увидел очередную серию той же «Игры престолов», то в социальные сети лучше не заходить, потому что случайный спойлер легко может испортить удовольствие. Фильмам Линча это почти не грозит. Во-первых, их вообще невозможно пересказывать, а во-вторых, прелесть «Твин Пикса» заключается не столько в детективной интриге (которой в новом сезоне практически не было), сколько в нюансах, атмосфере и фирменном юморе режиссера — всё это, конечно, бессмысленно спойлерить. Это надо видеть.

В итоге каждую серию третьего сезона смотрели в общей сложности около двух с половиной миллионов человек.

Такая же аудитория, между прочим, была у сериала «Безумцы», который продержался в эфире семь сезонов.

Кроме того, не стоит забывать о пиратстве — количество людей, посмотревших сериал нелегально, оценить вообще сложно, хотя в последние годы появляются методики подсчёта и этой аудитории. Например, компания MUSO недавно заявила, что если официально каждую серию последнего сезона «Игры престолов» смотрели на разных платформах примерно по 30 миллионов человек, то в действительности их аудитория была больше в шесть раз. Благодаря нелегальному стримингу и торрентам у эпизодов было в среднем ещё 150 миллионов зрителей.

Конечно, «Твин Пикс» вряд ли вызвал у пиратов такой интерес, однако даже если предположить, что на долю нелегальных платформ приходится половина всех просмотров, то получится аудитория в пять миллионов человек. Уже очень неплохо.

Ещё одним косвенным подтверждением популярности сериала может быть активность зрителей в социальных сетях. После премьеры третьего сезона он был упомянут в Твиттере 4,7 миллиона раз, а по результатам исследования, которое провели «Вконтакте» и агентство «Россия сегодня», «Твин Пикс» вошёл в десятку самых обсуждаемых телепроектов, уступив, конечно, «Игре престолов» или, например, «Ходячим мертвецам», но обойдя «Теорию большого взрыва».

В общем, провальным новый «Твин Пикс» можно считать очень условно. К тому же, если даже взять официальные рейтинги, сложно сказать, кто здесь оказался в проигрыше. Не будет четвёртого сезона? Так Линч давно уже заявил, что пока не собирается его снимать. А если его планы лет через десять изменятся, телевидение уже будет настолько другим, что все эти цифры вряд ли будут иметь большое значение. Режиссеру перестанут давать деньги на новые проекты? Так его фильмы никогда не были кассовыми, более-менее окупился разве что «Малхолланд-драйв». Зрители разочаруются в Showtime? Это вообще вряд ли: руководители канала уже заявили о беспрецедентном притоке новых зрителей, которых привлёк именно показ «Твин Пикса». Часть из них, вполне возможно, продлит подписку, чтобы смотреть, например, «Родину».

«Твин Пикс» для Showtime — проект во многом имиджевый. Во-первых, это наглядный пример того, какого уровня сериалы выходят на канале. Во-вторых, недвусмысленная декларация: «можем себе позволить». И это ещё не говоря о различных премиях, которые, скорее всего, ожидают создателей и актёров «Твин Пикса». Будет странно, если ими не отметят Кайла Маклахлена, сыгравшего, как минимум, пять ролей (настоящий Купер, плохой Купер, Купер последней серии и целых два — если не три — Даги Джонса).

Кроме того, это инвестиция в будущее. Первые сезоны действительно были революционными для 90-х, и создатели современных сериалов в один голос говорят о том, что именно Линч сделал возможным появление и «Остаться в живых», и «Фарго», и, в сущности, той же «Игры престолов». Третий сезон вполне способен снова изменить телевидение: теперь, кажется, будет пересматриваться не только система рейтингов, но и вообще подход к созданию сериалов. Потому что у сценаристов и режиссёров, которые смотрели, как в седьмой серии человек три минуты подметал пол в баре, в голове наверняка крутилась одна мысль: «Так тоже можно!»

А это значит, что в скором времени нас ждёт много интересного. Провалы Линча, как и его совы, тоже совсем не то, чем кажутся.

Фотографии: IMDb

#мнения #сериалы #твинпикс

Статьи по теме
Все песни нового «Твин Пикса»: от худшей к лучшей
Что нужно знать о возвращении «Твин Пикса»
TJ смотрит: 6 сериалов августа
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против