Офтоп
Mayya Gavasheli

«Преступный умысел»: на реконструктора возбудили уголовное дело из-за реплики мушкета XVII века

Российское военно-историческое общество не пытается ему помочь.

Копия мушкета. Фото со страницы Владимира Масюка «ВКонтакте»

На жителя Москвы, реконструктора Владимира Масюка, возбудили уголовное дело по части 1 статьи 222 УК (незаконное приобретение и хранение оружия) из-за копии мушкета XVII века, наказание по ней составляет до четырёх лет лишения свободы. Полиция утверждает, что из оружия можно стрелять, зарядив его через дуло. Масюк и его адвокат не согласны с экспертизой. По их словам, мушкет использовался только на реконструкциях. Сейчас материалы дела переданы в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.

Фестиваль «СтрЕлец» в 2016 году

С чего всё началось

Владимир Масюк рассказал TJ, что в ночь на 22 февраля 2017 года он ехал с показательного выступления. Около 00:20 его остановили на посту ДПС на Ярославском шоссе, хотя он не нарушал скоростной режим, и попросили открыть багажник, где лежала кольчуга, несколько мечей, шлем и мушкет.

По словам Масюка, на месте было два наряда ДПС. Когда они увидели мушкет, то вызвали следственную группу с экспертами, остановили понятых и начали составлять протокол. Ни пороха, ни патронов, ни фитиля в багажнике не было.

Около 02:30, после прибытия следственной группы, Масюка доставили в отделение и забрали у него мушкет, всего он провёл там около 12 часов. Примерно через 2,5 часа после прибытия ему выдали бланк объяснительной. Протокол задержания Масюк так и не получил, а протокол обследования машины ему «не выдавали до последнего». Через три дня москвич узнал о результатах исследования, которое показало, что из мушкета можно стрелять.

23 марта на Владимира завели уголовное дело по части 1 статьи 222 УК (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия), назначили баллистическую экспертизу.

Следствие вменяет Масюку умысел на незаконное приобретение огнестрельного оружия, рассказала TJ адвокат реконструктора Альфия Темир-Булатова. Её подзащитный утверждает, что никогда не считал мушкет оружием и использовал реплику только как реквизит.

Как я мог иметь умысел, если я не предполагал, что из него можно выстрелить боевым [патроном] — я думал, что его может разорвать. «Имел умысел» — на этом строится абсолютно всё, если бы этого не было — они и дело бы не завели. Умысла у меня не было, этот макет использовался только на мероприятиях, на фестивалях по XVII веку.

Владимир Масюк

Первые публикации о возбуждении дела стали появляться 25-26 сентября. Реконструкциями Масюк занимается с 2005 года, в том числе он увлекается эпохой викингов. По словам друзей, он пользуется авторитетом в сообществе реконструкторов и не раз выигрывал разные тематические соревнования. Ружьё Владимиру Масюку подарили в 2011 году. Мушкет использовался на фестивале «СтрЕлец» в Липецкой области — это атрибут стрельца Русского государства. Если в XVI и XVII веке он действительно считался оружием, то сейчас его можно найти в основном в музеях.

Экспертизы

Полиция провела две экспертизы: баллистическую и историко-культурную. Мушкет признали огнестрельным, пригодным для выстрела, дульнозарядным. Масюк и Темир-Булатова с результатами не согласны.

По российским законам оружие делится на три категории: боевое, гражданское и служебное. Гражданское оружие используется в целях самообороны, для занятий спортом и охотой, а также в культурных и образовательных целях. К оружию, которое можно использовать в культурных и образовательных целях, также относятся антикварное оружие, копии старинного оружия и реплики.

Баллистическая экспертиза установила, что мушкет изготовлен самодельным способом по типу европейского мушкета XVI-XVII века и относится к гладкоствольному огнестрельному оружию, пригодному для выстрела. Полицейские проводили эксперимент три раза: мушкет заряжался способом дульного заряжания, все выстрелы следовали без задержек и осечек.

По словам Темир-Булатовой, экспертиза не отвечает на вопрос, стреляли ли когда-либо из мушкета, и какие его основные тактико-технические характеристики. В производстве химической экспертизы, которая доказала бы, что из оружия не производили выстрелы, было отказано.

Масюк рассказал, что в историко-культурной экспертизе нет исследовательской части. Там также не указано, с какими мушкетами сравнивали оружие, чтобы доказать, что это копия или реплика. Темир-Булатова заявила, что ходатайство на историко-культурную экспертизу удовлетворили с четвёртого раза и то частично. Об этом они узнали только при ознакомлении с результатами и не смогли задать свои вопросы. Письма из Государственного исторического музея и Эрмитажа, в которых говорилось, что мушкет — реплика, отказались принимать во внимание, а эксперты, к которым обращалась полиция, заявили, что не видели все мушкеты на свете.

По словам Масюка, из всех признаков боевого и служебного оружия у мушкета есть только ствол. То, что копия мушкета является гражданским оружием, нигде не фигурирует.

Фестиваль «СтрЕлец»

Реакция сообщества

28 сентября бывший руководитель поискового направления Российского военно-исторического общества (РВИО), реконструкор Сергей Мачинский заявил, что с точки зрения закона Масюк был обязан лицензировать мушкет, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами.

Есть закон, который обозначает, что такое оружие. И реконструкторы должны либо приобретать лицензированное оружие, либо лицензировать то, которое произвели сами. Для этого надо идти в полицию, там есть эксперты, которые дают заключения.

Сергей Мачинский

Мачинский также отметил, что полиция несправедливо упускает мотивы, по которым Масюк хранил оружие. По его словам, с точки зрения полиции следует, в первую очередь определить, в чём его умысел, и если он с мушкетом рассказывал о военной истории России — это хорошее занятие. При этом Мачинский считает, что когда Масюк изготавливал мушкет, он должен был понимать, что его необходимо лицензировать.

По мнению Мачинского, мушкет могли украсть и убить кого-то с его помощью, и нужно заключение эксперта, что это не оружие, или как сделать боевой выстрел.

Друг Масюка и глава липецкого военно-исторического клуба «Копьё» Павел Семёнов обратился в РВИО. TJ ознакомился с ответом, в нём сказано, что Масюку нужно было обратиться к экспертам, которые подтвердили бы, что его мушкет — реплика. В ответе отмечается, что письма из Эрмитажа и исторического музея, на которые ссылалась сторона защиты, носят информационный характер и не могут быть заключениями госэкспертизы — она не может быть сделана по изображению предмета, нужно его визуальное изучение.

Семёнов отметил, что на его просьбу принять участие в судьбе Масюка не ответили ничего.

29 сентября на сайте «ЛипецкМедиа» опубликовали заявление Семёнова. Он рассказал, что мушкет сделан из обычной водопроводной трубы.

Если бывали на наших мероприятиях, такие штуки вы видели неоднократно. В дуло сыплется пиротехническая смесь и производится имитация выстрела. Почему имитация? Потому что сделанный из обычной трубы ствол не выдержит заряда современного пороха и его разорвёт. Любитель стрельбы получит непоправимый ущерб здоровью.​

Павел Семёнов

Каким образом полиция смогла при этом провести баллистическую экспертизу три раза — не ясно. Адвокат Темир-Булатова не уточнила, остался ли мушкет цел после экспертизы, она лишь ответила, что «порох бывает разный».

Фестиваль «СтрЕлец»

Семёнов назвал суд против Масюка судом против всего сообщества реконструкторов. Он не исключил, что фестиваль «СтрЕлец», посвящённый обороне Ельца 1618 года, прекратит свое существование. Семёнов также отметил, что такая судьба может ждать и фестиваль «Русборг», и другие фестивали исторической реконструкции, — «вдруг кто-то в правоохранительных органах решит, что меч и копья являются холодным оружием».

В материале сказано, что всё оружие, используемое на фестивалях, изготавливается как копии, которые не могут причинить реальный вред. Там также говорится, что до прецедента с Масюком против участников сообществ не возбуждали дела из-за оружия.

И вот теперь одним постановлением о возбуждении уголовного дела все движение исторической реконструкции поставлено под удар. Если один мушкет будет, вопреки данным экспертизы, признан оружием, а владение им – преступлением, то стрельцам, как и прочим русским воинам, придется вооружиться детскими пластиковыми мечами, после чего реконструкции знаменитых битв превратятся в фарс.​

из публикации «Страсти по мушкету»

Реконструкторы начали в соцсетях флешмоб в поддержку Масюка, а адвокат Темир-Булатова запустила петицию на сайте Change.org с требованием прекратить незаконное уголовное преследование реконструктора.

#разборы