[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Roman Persianinov", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043c\u0435\u043c\u044b"], "comments": 114, "likes": 85, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "60221", "is_wide": "" }
Roman Persianinov
28 300
Блоги

Современные мемы становятся скучными и вымученными

Поклонник мемов с 7-летним стажем о проблемах индустрии.

Поделиться

В избранное

В избранном

Встреча титанов в моем жутком исполнении

«He protec, but he also attac», «Обезьяна в парикмахерской», «Это фиаско, братан» — вот лишь первые три мема за последние месяцы, которые утомляют уже своим существованием. Их оригиналы нудные, а вариации надоедают. Их массовость забивает медийное пространство, поэтому когда вы заходите в интернет, то обязательно наткнётесь на эти мемы или на их скучных собратьев.

Поймите правильно, я не считаю себя экспертом в теме и просто люблю смешные картинки. Трачу на их просмотр несправедливо много времени, скидываю друзьям или читаю на TJ свежие материалы о мемах. Как и многие, я помню Fu-комиксы, Троллфейс, чувака-Fuck Yeah, «Будь мужиком» и прочую, простите за пафос, старую школу. Возможно, я сноб, а мое мнение — чушь.

Но меня беспокоит нынешнее положение индустрии. За последние несколько лет мемы набрали такую медийную силу, что их стало очень много. Если в 2011 году популярные и громкие можно было пересчитать без помощи Know your meme то теперь впору издавать энциклопедию.

К сожалению, пока эта энциклопедия напоминает сборник скучных работ, которыми не заинтересуются даже историки 22-го века. Современные мемы теряют искренность — то, что делает их важной частью культуры интернета.

Современные мемы реже высмеивают актуальные вещи и не предлагают смешных героев

Отличить хороший мем от плохого легко. Хороший обыгрывает знакомую всем ситуацию (вспомните Fu-комикс с унитазом), использует культовое произведение (Озадаченный Винсент Вега из «Криминального чтива»), содержит оригинального персонажа (Педобир, лягушонок Пепе) или обыгрывает уникальную крылатую фразу (Рилток, Пацан к успеху шёл).

В плохих мемах нет этих пунктов, либо они эксплуатируют старые наработки. Пример — мем «Это фиаско, братан». С одной стороны, здесь есть крылатая фраза (фиаско) и персонаж (собака сиба-ину), но оба пункта вымучены. Фиаско — скучный эвфемизм другого популярного слова, а сиба-ину настолько часто появляется в мемах, что уже не вызывает никаких эмоций.

Другое плохое сочетание — «Обезьяна в парикмахерской». Комизм якобы в том, что персонажа (обезьяну) подстригают известные герои (Дональд Трамп или Дэвид Боуи). Но мало просто подставить президента США на место парикмахера и рассчитывать на успех. Это подойдет только для битв фотожаб на Reddit.

Это я зашел в интернет поискать веселые мемы

«Я и мои слабости» неплох, но усилил моду на стоковые фотографии. Теперь их используют так часто и так неумело, что это вгоняет в депрессию. Пример актуальных мемов со смешными героями в 2017 году — «Он вам не Димон» от команды Алексея Навального и «Рилток, Антихайп» от Oxxxymiron и Славы КПСС.

Первый обыграл актуальную тему коррупции в России, митингов и Дмитрия Медведева, известного в мемном сообществе за «Денег нет, но вы держитесь». Фраза «Рилток» вкупе с «Антихайп» дополнительно подчеркнула ажиотаж вокруг российского баттл-рэпа. Эти мемы приятно слышать, и иногда ими даже приятно пользоваться.

Срок годности мемов стремительно сокращается

Троллфейс, Fu-комиксы, Вонни или Rick Roll — эти культовые мемы прожили год или больше. Они отпечатались в культуре, вошли в своего рода золотой фонд, потому что развлекали людей не один день, а месяцы. Современные мемы теряют эту способность.

«Ждун» набирал популярность постепенно, но продержался больше месяца в топах популярности. Политолог назвал его символом России, издание Life заказало скульптуру Ждуна из навоза, а «Почта России» воспользовалась мемом в маркетинговых целях. Такой охват удивляет, но примечательно в этой истории другое — через месяц после появления люди утомились от мема. Они хотели новый.

Рейтинг популярности мемов. Педобир актуален уже больше шести лет. Статистика Yellow Octopus

В такие моменты к делу подключаются создатели мемов. Чувствуя потребность аудитории получать новые работы каждый день, они ставят индустрию на конвейер. Но мемы, как любой культурный объект, нельзя создавать качественно в производственных масштабах.

Получаются низкопробные работы, которые живут меньше двух дней. Твиттер, Фейсбук, «ВКонтакте», Telegram — куда я не зайду, то наткнусь на подборку скучных адаптаций мема. А через неделю про него уже никто не вспомнит.

Россия отстает от индустрии мемов

Классика мемов вроде Fu-комиксов или Рикроллинга пришла из США, но ошибкой будет сказать, что российскому мемному сообществу нечего вспомнить. Опасный поцык, Мэр Харькова, крылатая фраза «Пацаны вообще ребята» и «Давай до свидания» — эти отечественные работы прожили яркую жизнь и вызывают приятную ностальгию.

Их хорошо адаптировали к западным шаблонам. Поцык отбирал деньги у Rage-чувака, а Свидетель из Фрязино появлялся на фотографиях IT-специалистов Кремниевой долины. Перечислять ту прорву отечественных мемов, которая осталась в 2011-2012-х годах, можно долго — это время ассоциируется с Золотой эпохой отечественных работ. Про Упячку и Онотоле говорить даже не стоит — это старая школа, которую я, увы, не застал.

Поцык молодец: теперь помогает раскручивать каналы на YouTube. Нажмите, чтобы увеличить изображение

Работы про Димона или Versus-баттлы — хорошие примеры российских мемов. Но теперь они встречаются редко. Стремясь насыщаться новыми мемами каждый день, российские производители («Настоящий Лентач», MDK) выбрали лёгкий путь — копировать у 9GAG или Reddit основную идею и адаптировать под российские реалии.

К примеру, мем со стоковой фотографией, где пожилой человек читает газету. Различные паблики любят прикреплять эту картинку к мрачным новостям из России, словно в десятый раз точно будет смешно. Положение дел в стране может и вечная, но старая и скучная тема. Эта картинка выглядит уже скорее как издевательство, а не попытка рассмешить.

Ещё три года назад в русскоязычном YouTube пользовались популярностью «пупы» — насыщенные монтажом и мемами ролики. В них участвовали, за редкими исключениями, отечественные мем-герои. Сейчас их заменили еженедельные подборки мемных роликов, которые сначала появляются у заграничных авторов, а потом их копируют в России.

Я не считаю, что пять лет назад не было плохих мемов. Их было очень много. Но они по крайней мере производились российскими пользователями, а не тянулись из-за рубежа, как сейчас.

Как можно защитить индустрию

Мы уже защищаем — когда протестуем против нудных или повторяющихся мемов. Я видел критику современных работ в комментариях на TJ, в группах во «ВКонтакте», слышал от друзей и знакомых. И это очень важно. Мемная культура ещё никогда не была столь популярна, но именно сейчас, в период гигантской популярности, она совершает больше всего ошибок. Критикуя и предлагая, мы поможем мемам держаться благополучного курса.

Не существует объективных критериев смешного. И не стоит их создавать — у всех разное чувство юмора, и я не хочу идти против любителей «это фиаско» или Ждуна. Это путь мемной войны, а я хочу мира. Мы должны чаще обсуждать интернет-культуру, а не спорить. Перестать эксплуатировать слабые мемы в социальных сетях. Не адаптировать западные работы, а вновь придумывать свои. И оглядываться на культовые.

Вспомните пса-Гейба, который прогавкивал песни. Его смерть в январе 2017 года стала грустной страницей для истории мемов. Он чудесно исполнял хиты, которые знают сотни людей. Этим он цеплял и образовывал некую связь между псом-мемом и его фанатами. Уверен, такой мем есть у каждого. Если искать, продвигать и не забывать о таких примерах, то с индустрией всё будет хорошо.

Уделите Гейбу две минуты внимания

PS: Простите за обложку, по ИЗО в школе я получал двойки. В клубе TJ много людей, умеющих работать с Фотошопом или круто рисовать, поэтому если есть желание сделать нормальную обложку (но в том же ключе) — скидывайте в комментарии, мы в редакции подберем самую клевую.

#мнения #мемы

Статьи по теме
Я отстоял право на мемы и победил местного провайдера
Исследование: Мемы живут дольше, чем вирусные видео, приложения и технические аксессуары
Почему я вывожу все свои мемы из «TJ»
Итоги-2016: Мемы года
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против