{ "author_name": "Покемон ВьетКафе", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 16, "likes": 59, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "62680", "is_wide": "" }
Покемон ВьетКафе
19 886
Блоги

«Чёрная пятница»: самые страшные и нелепые случаи во время распродаж

Толкучки, крики, драки и другие события во время ажиотажа.

Поделиться

В избранное

В избранном

Фото AP

В конце ноября наступает «Чёрная пятница» (Black Friday) — время, когда в магазинах стоит гвалт, а продавцы не успевают обслуживать клиентов на кассе. Ежегодная акция длится несколько дней и славится большими скидками: они могут достигать 90%. Масштабные распродажи привлекают толпы людей. Неудивительно, что порой неконтролируемая страсть к шопингу приводит к печальным инцидентам, о которых и пойдёт речь в этом материале.

Но для начала углубимся в историю.

Как появился термин «Чёрная пятница»

В августе 1869 года двое американских финансистов Джей Гулд и Джеймс Фиск, управляющие железной дорогой Erie Railroad, решили подзаработать, спровоцировав рост цен на рынках. Предприимчивые американцы скупали золото и ждали, что от этого подскочат цены на зерно. Поскольку зерно ожидаемо подорожало, за его перевозку тоже стали брать больше денег — так выросли железнодорожные тарифы.

Затем Гулд инвестировал в аферу семь миллионов долларов. После этого курс доллара подскочил на 40%. В следующие несколько дней цены на золото стремительно росли. Тогда в ситуацию решило вмешаться государство. Так как на рынке появился дополнительный запас золота, его курс снизился на 30%. Гулду удалось заработать на рыночном ажиотаже 3 миллиона долларов, однако те, кто в панике приобрёл золото по завышенным ценам, прогорели и засыпали зачинателей аферы судебными исками и угрозами расправы.

Хитроумная махинация ощутимо ударила по фондовой бирже Нью-Йорка и акциям многих железнодорожных компаний: они фактически обесценились и превратились в инструмент спекуляции. День падения курса золота на американском рынке вошёл в историю как «Чёрная пятница».

Существует альтернативная версия происхождения термина «Чёрная пятница». Он появился в Филадельфии в пятидесятые годы прошлого столетия: так называли сильные заторы на дорогах в пятницу после празднования Дня Благодарения. В речи «Чёрная пятница» (Black Friday) появилась благодаря дорожной службе штата.

В любом случае термин прижился: сейчас торговые сети называют так ежегодный сезон распродаж, когда покупатели могут сэкономить на покупках. Правда, иногда последствия шопинга сложно предугадать.

Что случилось в 2008 году

Во время старта «Чёрной пятницы» в ноябре 2008 года обезумевшая толпа покупателей насмерть затоптала 34-летнего сотрудника торгового центра Walmart Джимитая Дамура на Лонг-Айленде.

По словам коллеги погибшего, 43-летнего Джимми Оверби, на мужчину ринулись сотни покупателей. В тот день в давке пострадали ещё несколько человек, в том числе 28-летняя беременная женщина. Её госпитализировали в больницу с травмами разной степени тяжести.

Фотография погибшего Джимитая Дамура в новостях

Что случилось в 2009 году

В декабре 2009 года подготовка к Рождеству в немецком городе Ахен довела повздоривших покупателей до больницы. По словам очевидцев, пожилой мужчина попытался вырвать из рук женщины, приехавшей в магазин вместе с братом и матерью, свободную тележку для продуктов. Однако к ней на помощь поспешил младший брат, который отобрал тележку и толкнул пенсионера на пол. На этом инцидент не закончился.

Разозлённый мужчина нагнал семью в отделе сыров и колбас, где покупатели подрались. Они использовали самое разное оружие — например, палку салями и двухкилограммовые куски пармезана. Чтобы утихомирить озверевших покупателей, владельцы магазина вызвали на место происшествия полицию и скорую помощь: зачинщики драки оказались в больнице.

Страсть к шопингу во время распродаж сгубила 77-летнюю пенсионерку Джоан Каннейн. В январе 2009 года её соседи заподозрили неладное: женщина несколько дней не появлялась на улице, хотя её автомобиль стоял во дворе. Прибывшие по вызову полицейские не нашли пропавшую женщину. Только с помощью специального поискового отряда труп пенсионерки обнаружили под грудой неразобранных коробок и пакетов с покупками. По словам соседей мисс Каннейн, шопинг был её единственным увлечением. За неимением семьи пенсионерка уделяла покупкам всё свободное время.

Джоан Каннейн. Фото Cavendish Press

Что случилось в 2012 году

В ноябре житель округа Санта-Клара штата Калифорния 48-летний Арвинд Тандел отправился с женой и четырьмя дочерьми на ночную распродажу в один из магазинов. На обратном пути автомобиль семьи попал в аварию, столкнувшись с полицейской машиной. Две из четырёх дочерей Тандела погибли на месте от полученных травм.

По словам полицейских, причиной смерти стало отсутствие ремня безопасности. Позже выяснилось, что девушки были не пристёгнуты из-за большого количества покупок, разложенных в салоне автомобиля. Кроме того, из-за распродаж отец дочерей не спал больше 20 часов. Вероятно, поэтому он невнимательно управлял машиной.

Погибшие дочери Арвинда Тандел. Фото из личного архива девушек

Что случилось в 2013 году

Житель Лас-Вегаса приобрёл в магазине торговой сети Target телевизор. Мужчина решил самостоятельно донести покупку до автомобиля, припаркованного на Кембридж-стрит. Однако его остановил вооружённый пистолетом злоумышленник, потребовавший отдать коробку с покупкой. Между ними завязалась потасовка, в ходе которой уже бывший владелец телевизора получил несколько огнестрельных ранений в живот. Покупатель выжил, а вот судьба телевизора остаётся неизвестной.

Что случилось в 2015 году

В ноябре в Китае тоже проходят распродажи. Они относятся не к «Чёрной пятнице», а ко Дню холостяка, который мир отмечает 11 ноября.

Китайцы в День холостяка. Фото PA

В 2015 году скидки в честь Дня холостяка на севере Китая вынудили курьеров магазинов развозить покупки клиентам верхом на лошадях. Это произошло из-за того, что муниципальные власти запретили использовать трёхколёсные электрические велосипеды, популярные среди курьерских служб. По словам представителей одной из них, чтобы доставить покупки в срок, пришлось просто «взять десяток лошадей с местных пастбищ».

Как не купить ненужное в «Чёрную пятницу»

По словам психолога Елены Лавровой, во многих случаях всё начинается с осознанного желания сэкономить, но дальше можно выделить три фактора — ситуативный, эволюционный и «эффект толпы».

Атмосфера распродажи часто создаёт особое эмоциональное состояние. Это и музыка, которая играет в магазинах (слишком быстрая по ритму, настраивающая на быстрые действия), и завлекательные надписи (например, «Успей купить» или «Последний размер»), создающие ощущение конкуренции.

Покупка вещей на распродаже напоминает охоту. Нужно проявить себя самым сильным, ловким, умелым. Подключаются древние механизмы, подкрепляющие такое поведение: уровень адреналина в крови повышается, появляется азарт охотника.

В толпе человек ведёт себя менее рационально, чем обычно: заражается эмоциями других, а думать уже не успевает. «Все побежали и я побежал». Особенно когда вон тех кофточек осталось всего две — некогда думать, надо бежать.

Елена Лаврова
психолог

Психолог утверждает, что даже в период распродаж есть время, когда в магазинах меньше людей — например, в понедельник утром (конечно, если работа позволяет). Лучше оказаться там в это время, поскольку это уменьшит эффект эмоционального заражения.

Покупателю стоит помнить о своих целях. Они могут быть не очень конкретными, ведь тогда есть риск ничего не купить, но стоит помнить хотя бы о том, что вы не любите розовый цвет. Иногда цена на распродаже не соответствует действительности: она снижена после искусственно задранной. Поэтому нужно чаще задавать себе вопрос «Купили бы вы её за эти деньги не на распродаже?».

Ходить по магазинам в наушниках со своей музыкой — тоже спасение. Во-первых, это поможет избежать навязчивого внимания со стороны продавцов. Во-вторых, позволит быть на своей волне и не поддаваться ритмизации окружающих.

#истории

Статьи по теме
«Чёрная пятница-2015»
Чёрный день календаря
Одиночество как маркетинговый ход
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]