Новости
Mayya Gavasheli

Фотограф сжигал заброшенные дома ради фотопроекта. Теперь ему грозит проверка Минкультуры и уголовное дело

Автор хотел привлечь внимание к проблеме вымирания российских деревень.

Проект «Родина». Фото Данилы Ткаченко

Фотограф из Москвы Данила Ткаченко рискует стать фигурантом уголовного дела из-за проекта «Родина», ради которого он поджигал заброшенные дома в российской глубинке. Ему грозят проверки Министерства культуры, против его творчества выступил благотворительный фонд и «Архнадзор».

Как и зачем художник поджигал дома

Проект «Родина» посвящён вымиранию деревень. Дома художник поджигал сам — он специально находил для этого заброшенные деревни. Все фотографии сделаны в тёмное время суток.

Художник рассказал изданию Colta, что специально выбирал заброшенные дома, изучал, что оставили в них жильцы, и только потом поджигал.

Там дорога — сразу видно, ездят по ней или не ездят. Я не сжигал дома, в которых ещё можно жить. Те дома, которые я выбирал, были гнилые, с проваленной крышей. Никому ничего плохого я не делал. Я думал так: можно копаться в этом говне или сжечь, оставить площадку, завершить этап. Сейчас другой мир, где есть интернет, и опыт поколений никому не нужен. Не думаю, что это плохо. Просто переход из одного состояния в другое.

Данила Ткаченко (цитата по Colta.Ru)

У Ткаченко есть ещё один проект 2017 года — «Монументы». Он не связан с поджигом, но в нём фигурируют старые полуразрушенные храмы — художник накрывал их чёрным полотном либо изменял их внешний вид.

Проект «Монументы»

Почему проект возмутил фонды и министерства

Первым внимание на проект обратил благотворительный фонд «Крохино». 28 ноября в фейсбуке фонда появился пост, посвящённый «Родине».

Это вообще кажется неправдой, и не должно быть правдой. Страна для этого «творца» не просто мертва, но еще и годна для любых экспериментов, какие придут в его одарённую голову. Он сжигает дома, являющиеся чьей-то частной собственностью, которые счёл ненужными, украшает, уродуя и по своему усмотрению, храмы — всё это для того, чтобы вызвать эмоцию: —искусство должно будоражить человека, а не утешать, — говорит он. Ну а ещё для того, чтобы получить заслуженное признание. Говорят, на Западе это всё очень востребовано.

Фонд «Крохино»

Как выяснила «Газета.ру», фонд готовит обращение в Министерство культуры и Росимущество, а также намерен обратиться в охрану культурного наследия, чтобы там дали оценку снимкам из проекта «Родина».

Даже если дома были бесхозные, они де-юре относятся к Росимуществу.

Это опасный прецедент, что, прикрываясь искусством, человек нанёс ущерб культурному наследию. Обвинение мы выдвигать не можем, но выяснить надо. Сообщество защиты культурного наследия должно сформировать свою позицию. По этому поводу мы встречаемся с ВООПИиК (Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры — прим. TJ).

Анор Тукаева

Проект «Монументы»

Координатор «Архнадзора» Константин Михайлов заявил «Газете.ру», что в России много объектов культурного наследия, но определять их ценность или возможность восстановления могут только эксперты и реставраторы.

Это наше наследие, вне зависимости, находится ли оно в приличном виде и имеет ли статус защищённого объекта. Дома во многих случаях являются чьим-то имуществом, даже если стоят заброшенными

Константин Михайлов

Михайлов отметил, что региональные отделения организации также будут следить за ситуацией. По его словам, необходимо направить запрос в правоохранительные органы — если факт поджога реальных зданий подтвердится, то это будет сознательным уничтожением имущества, «а это уже уголовный состав».

Что грозит художнику за поджог зданий

Управляющий партнёр коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры» Владимир Старинский пояснил «Газете.ру», что действия художника можно квалифицировать как правонарушение.

Варианты наказания могут быть разными «в зависимости от конкретных обстоятельств дела». За уничтожение объектов культурного наследия Ткаченко грозит статья 243 УК, максимальное наказание по ней — лишение свободы на три года. При этом Старинский считает, что применение этой статьи маловероятно — на объектах культурного наследия есть специальные таблички и другие отличительные признаки и их сложно перепутать с обычным домом.

Вторая статья, по которой могут привлечь Ткаченко — 167 УК (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), поясняет Старинский.

Даже заброшенные здания обычно находятся либо в муниципальной, либо в частной собственности. Квалификация будет по части 2 статьи, которая предусматривает совершение деяния путем поджога. Наказание — вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Владимир Старинский

Ткаченко также могут привлечь по статье об оскорблении чувств верующих (148 УК) за вандализм в старых храмах, но обвинение может быть предъявлено только в случае, если найдутся потерпевшие от действий фотографа, уверен Старинский.

Как правило, подобные дела возбуждаются по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Наказание — вплоть до лишения свободы на срок от двух до пяти лет.

Владимир Старинский

Адвокат Александр Трещев в интервью телеканалу «360» сказал, что фотографа нельзя привлечь к уголовной ответственности, если не будет человека, который заявит о причинённом вреде.

#законы #искусство #фото