Марк Хайрутдинов
465
Блоги

Самара за 30 минут

Итак, вы решили приехать в Самару.

Поделиться

В избранное

В избранном

Я почти 30 лет живу здесь и знаю о Самаре (почти) все.

Который час?

За последние десять лет Самарское время изрядно штормило. Во время президентства Медведева Самару перевели на Московское время, и смеркаться стало немногим позже обеда, однако 4 года спустя исконный часовой пояс был возвращен в исходное положение - МСК+1. Сегодня уже мало кто помнит времена "синхронного плавания" с Москвой, как, впрочем, и президентство Медведева.

Как добраться?

Самолет. Время чистого полета, к примеру, от Москвы до Самары составит не более полутора часов. Однако от аэропорта "Курумоч" до исторического центра города порядка 50 километров, и 15 из них лежит через всю длину города. Есть выгодные варианты перелета через лоукостеров. Так, билет из Москвы может вполне уложиться в 600 рублей.

Варианты пути из аэропорта:

- Электричка. Стоимость: 100-115 рублей, время в пути: 1-1,5 часа. Отправляются дважды в день: 13:30 и 19:32 по местному времени ежедневно. Привезет на железнодорожный вокзал, откуда до Набережной, которую вы обязательно захотите посетить, придется преодолеть еще порядка двух километров.

- Маршрутки и автобусы (маршруты: 78, 392, 406). Стоимость: 25-50 рублей, время в пути: 1,5-2 часа. Ходят с 6 до 22 часов по будням и с 6 до 21 часа по выходным. До исторического центра не добраться, придется сделать пересадку и потратить еще немного времени. Также во время пробок время увеличивается, выделенных полос на маршрутах нет, а потому стоим в заторах на общих основаниях.

- Такси. Стоимость: 800-1000 рублей, время в пути 1-1,5 часа. Единственный вариант для тех, кто прибыл поздно вечером и ночью. Поезд.Подойдет для любителей покушать в поездке курочку, яйки и "дошик". Hyperloop до Самары пока не добрался, а это значит, что ежедневно железнодорожный вокзал города (примечательное, кстати, архитектурное сооружение, но об этом расскажу позже) принимает и отправляет множество ждунов-путешественников. Минимальное время от Москвы составит 13 часов (поезд "Жигули"), от Саратова и Уфы можно добраться на дневных рейсах за 7-8 часов.

Автомобиль/Автобус. Данные способы будут удобными, если вы направляетесь, к примеру, из Казани. Это позволит раза в три сэкономить время по сравнению с поездом. Автобус привезет вас прямиком в географический центр города - центральный автовокзал. Качество дороги вполне сносное (если будете планировать маршрут самостоятельно, делайте это в обход Ульяновской области - там дорог нет), трафик небольшой. Все дороги, ведущие в Самару, на подъезде к городу фиксируют превышения скорости, поэтому рекомендуется быть внимательным, чтобы избежать удорожание поездки. А вот с запада и востока России дорога будет не очень приятной: перегруженные трассы М5 и М7, не всегда отличающиеся качественным покрытием - не лучшие варианты. В прошлом году я ехал из Москвы в Самару по М7 за рулем. Дорога заняла 18 часов: ремонты дорог, плотный трафик, уже упомянутая Ульяновская область... в общем, не рекомендую.

Где в Самаре центр тяжести?

В Самаре под центром города обычно подразумевают его исторический центр - от улицы Полевой до Хлебной площади. На сегодняшний день географический центр находится в районе центрального автовокзала, а исторический "вжался" в стрелку рек Волга и Самара, сам же город растянулся вдоль этих рек и начинает расти за их пределы. Деловая активность и большая часть рабочих мест, а также учебных заведений расположена по направлению к историческому центру, включая его в себя.

Здесь есть пробки?

Геометрически Самара не очень удобна с точки зрения транспортных потоков. Расположившись на 15 километров вдоль Волги, город постепенно сужается по направлению к исторической части. Именно в этом направлении и движется трафик утром по будням, а вечером обратно. В теплое время года в пятницу вечером и утром субботы бывают пробки по направлению из города, а в воскресенье на въезде в город. Впрочем, ничего особенного. Все как и в других крупных городах. По выходным ситуация приемлемая (за исключением локальных заторов возле крупных торговых центров), однако я замечаю, что с каждым годом движение во время уик-энда становится все плотнее и плотнее. Выделенных полос для общественного транспорта нет. Т.е. кое где их можно встретить, но на основных заторообразующих дорогах придется подождать.

Выяснилось также, что два главных врага Самарских водителей - это снегопад и экс-губернатор Меркушкин. И если со снегопадом были хоть какие-то шансы совладать, то обуздать Николая Ивановича оказалось не под силу. Одновременная реконструкция двух главных вылетных дорог города серьезно обострили противостояние двух воинствующих классов: пешеходы и водители. Первые рекомендовали вторым избавиться от "кредитопомоек" и пересесть на общественный транспорт, автомобилисты же советовали завидовать молча. В результате реконструкции Московского Шоссе в рамках подготовки к мундиалю построили две дорожные развязки с туннелями, в паре мест пешеходов загнали в подземные переходы. Пробки не ушли, но несколько полезных улучшений все же пришлись к месту (карманы для общественного транспорта, поворотные полосы, разделители проезжих частей с отбойниками). А вот лампочки пока не подвезли. Последний раз, когда ехал по освеженному шоссе, было довольно трудно ориентироваться. Возможно сейчас свет уже включили, не знаю.

В целом, если не учитывать разного рода коллапсы, дорога от края до края Самары не должна занять более полутора часов даже в час-пик.

Еще одно примеченное мною событие состоялось несколько лет назад, во время одного из визитов Медведева в Самару. Нет, сам визит абсолютно не примечательный, а вот дорожная ситуация заметно преобразилась. Я как раз в самый час-пик, 6 часов вечера возвращался из центра города на окраину. Так вот, на каждом перекрестке было по регулировщику, а пробки отсутствовали как класс. Оказалось, что сотрудникам ГИБДД достаточно просто выполнять прямые обязанности. Перефразируя известный рекламный слоган, часто встречающийся на баннерах в интернет-рекламе, "Заторы уйдут, нужно всего лишь..."

Что с общественным транспортом?

Метро. В Самаре 1 ветка подземки с 10 станциями. Когда речь заходит о метрополитене, жители Самары гордо и свысока смотрят на омичей и стыдливо отводят взгляд от москвичей. Согласно обещаниям, перспективы развития города предусматривают 3 ветки и 33 станции. Средняя скорость ввода в эксплуатацию одной станции составляет 5-7 лет. Я уже составил письмо своим правнукам: "Привет, потомки, ну как вам станция Зареченская? Не зря ведь проектировали..."

А если серьезно, то несмотря на все, метро становится палочкой-выручалочкой во время снегопадов. В далеком 2008 году, во время знаменитого "Снегопада им. Тархова", названного в честь тогдашнего мэра города, оказавшегося совершенно бессильным перед стихией, метрополитен был едва ли не единственной возможностью реализовать свое конституционное право на свободу передвижения.

Также небольшой минус подземки - она располагается не в той части города, где больше необходима. Проектирование велось в давние годы, сегодня же большая часть трафика сконцентрирована ближе к Волге, что делает метро доступным не для всех. В дневное время заполненность вагонов не превышает половины. Но все же приятно, когда хоть что-то в городе существует и функционирует для комфортного проживания.

Трамвай. Еще один антипробочный, контрзаторный вариант передвижения. В историческом центре таковым не является, т.к. рельсы никак не отделены от проезжей части и трамваи вынуждены стоять в пробках, а вот в других частях города он очень полезен. Еще трамвай очень шумный (надеюсь, я доживу до того момента, когда технология тихих трамвайных путей придет в наш город). Вскоре город получит еще 2 километра трамвайных дорог стоимостью около 1 миллиарда рублей до нового футбольного стадиона. Я не силен в истории урбанистики, но учитывая удаленность от плотных застроек Самары футбольного стадиона, это будет первая ветка, на которой можно приехать прямиком в лес.

Автобус, троллейбус, маршрутки. Как уже упоминал, выделенных линий в Самаре единицы, в загруженных частях города отсутствуют, поэтому при использовании этих видов транспорта вы обречены на долгие пробкостояния.

Монорельс. К счастью, его в Самаре нет, но есть история, с ним связанная. Она опять уводит нас к мэру Тархову, который однажды предложил его построить как решение транспортных проблем. Сейчас большой интерес вызывает сериал "Симпсоны", создатели которого предсказали много интересных событий. Так вот, одна из серий под названием "Marge vs. the Monorail" (Мардж против Монорельса) также оказалась для нас пророческой (за исключением того, что в Самаре его не построили). Тархов "Симпсоны" не смотрел, а потому за бредовую идею ухватился плотно.

Однажды в Москве мне "посчастливилось" проехать на монорельсе. Худшего транспорта я еще в жизни не встречал.

Если вам интересна тема Самары и транспорта, обязательно почитайте блог Антона Буслова (mymaster). Антон вообще был уникальным человеком и профессионалом своего дела. К сожалению, он покинул нас в неравной схватке с раком.

Где жить?

Турист. Для бюджетного отдыха свои услуги предоставляют хостелы - от 300 рублей. Приличный двухместный номер с собственной ванной комнатой вряд ли получится найти дешевле 2000 рублей, хотя иногда на booking можно встретить варианты от 1300 рублей, но их мало, далеко от исторического центра и часто заняты, когда нужны. Квартиры посуточно начинаются от 1300 рублей. Для любителей шикануть есть варианты заселиться в четырехзвездочные "Реннесанс" или "Холидей Инн". Хотя и там встречаются интересные предложения цена/качество. Впрочем, думаю сами знаете, как сэкономить в путешествиях.

Постоянное место жительства (Покупка собственного). В Самаре существуют три района для покупки бюджетного жилья: Кошелев проект ("кошелек"), Южный город и Волгарь. Все они располагаются в значительном удалении от географического центра. Наиболее привлекательным представляется Волгарь, который обосновался в 3-х километрах от исторического центра. Все три варианта создают определенные логистические сложности для вас: лишнее время в пути, зависимость от маршруток или личного автомобиля (в Кошелеве есть небольшой бонус в виде станции электрички). Однако если кошелек не жмет, а жилье нужно - варианты есть. Стоимость жилья начинается от 1 миллиона рублей за черновую долевку. Но строят довольно бодро, а жилье в этих районах пользуется постоянным спросом.

Если же рассматривать географически удобные варианты, то здесь стоимость жилья стартует, как правило, от 1,7 миллионов рублей. Здесь и черновые долевки, и убитые хрущевки. Будьте бдительны, довольно много в Самаре недостроев, обманутых дольщиков и мошенников. Впрочем, снова ничего нового.

Постоянное место жительства (Аренда). В зависимости от района можно снять квартиру от 10 до 20 тысяч рублей (для однушки с нормальным ремонтом). За 10 будут все те же Кошелев и Южный, за 15-20 можно найти варианты в деловом центре города вблизи к месту работы.

Где покушать?

Проблем с общепитом в Самаре нет. На каждый кошелек найдется свое заведение, готовят практически везде хорошо. В свое время я посетил большое количество заведений и, как вы заметили, остался жив. Хвост тоже пока не вырос, из чего делаю вывод о качестве продуктов.

Где посидеть/отдохнуть?

В Самаре огромное количество кафе, антикафе, ресторанов, баров и прочих мест для посиделок. Чаще всего они работают до полуночи, максимум час ночи. Однако и более "поздние" варианты можно найти, и даже круглосуточные. Вообще, вечера и ночи пятницы и субботы проходят довольно активно. Также в городе много торговых центров, на мой взгляд, чрезмерно много. Самые крупные - Мега, Московский, Космопорт, Мегасити, Вивалэнд, Амбар, Аврора, Парк Хаус. Думаю, скоро у каждого жителя Самары в пешей доступности будет свой торговый центр.

СМИ

Хороших СМИ в Самаре не было, нет и не планируется. На одном интернет-сайте через одну криминальные новости, в другом - какой умница Меркушкин (прекратилось это только с уходом самого Меркушкина). Кроме того, комментарии городских ресурсов наполнены озлобленными комментариями, троллингом и прочими нечистотами. Вобщем, не стоит тратить на все это свое драгоценное время. А вот на что его потратить, расскажу ниже.

Что посмотреть?

В исторической части любители архитектуры найдут интересные дома из разных эпох. Местные краеведы проводят экскурсии, наполненные рассказами и историями города. Я бы хотел обратить внимание на ряд занимательных памятников.

Памятник товарищу Сухову. "Вот, доберусь до Волги, а там и до Самары рукой подать". Памятники героям фильмов - это здорово. Нам нужно больше культурных памятников и ни одного политического. Все эти Ленины, Кировы и Куйбышевы городу ни к чему. Памятник Сухову расположен на Набережной в районе ул. Некрасовская.

Памятник Юрию Деточкину. "Здравствуй, Люба, я вернулся!". Финальная сцена из любимого фильма теперь в бронзе возле железнодорожного вокзала. Установлена в честь 85-летия уроженца Самары Эльдара Рязанова, гениального режиссера. Кстати, памятник самому Рязанову тоже совсем недавно появился (ул. Фрунзе, 120)

Памятник Владимиру Высоцкому. К сожалению, в данный момент из-за реконструкции Дворца Спорта, рядом с которым памятник был установлен, его демонтировали, но обещают вернуть по окончании строительных работ. Пока остался только памятник Высоцкому в одноименном сквере, который также рекомендую посетить.

Памятник солдату Швейку. Еще один скульптурный шедевр с изображением персонажа книги Ярослава Гашека (ул. Куйбышева/Некрасовская). Возможно, увидевшие этот памятник, захотели прочитать эту книгу, а затем и множество других, что очень здорово. Еще два литературных памятника, обязательных к посещению - Антону Павловичу Чехову, Александру Сергеевичу Пушкину и Владимиру Владимировичу Маяковскому в одноименных скверах.

Памятник отопительной батарее. Котейка на батарейке. Находится на пересечении Волжского проспекта и Студенческого переулка. Единственное, что я не понимаю, так это желание потереть нос коту. Протерли уже почти насквозь. Неужели кто-то серьезно думает, что удача зависит от мелочи, заброшенной в фонтан или потертого памятника? Нет, это не так, удача зависит только от вас самих.

Космические памятники. В Самаре большое количество памятников, посвященных космонавтике. Это очень полезная вещь, связанная с популяризацией науки, несмотря на то, что текущее положение дел в космонавтике печально. Итак, добавляйте в список посещения:

- Макет космического челнока "Буран",Памятник Сергею Павловичу Королеву (оба возле Аэрокосмического Университета)

- Монумент «Космической труженице», Самарский Космопупс (оба на площади Д.И. Козлова. Там же загляните в музей "Самара Космическая", если будет работать)

- Памятник Гагарину (в одноименном парке)

Скульптура «Бурлаки на Волге». Картина Репина запечетлена на Ленинградском спуске. Очень оригинальное решение, ведь фон картины живой - сама река Волга, которую видно, когда смотришь за скульптурой.

Памятники Великой Отечественной Войне. 13-метровый Монумент Славы на площади Славы (его еще называют зачем-то Паниковский с гусём), Памятник самолету Ил-2 (на кольце проспекта Кирова и Московского Шоссе), Памятник лётчице Ольге Санфировой

Прогуляться в Самаре можно, пожалуй, только по Набережной и пешеходной улице Ленинградской. На Набережной помимо товарища Сухова и бурлаков также найдете Стелу "Ладья" (она в самом начале, на ул. Челюскинцев). Интерес туристов также привлекает здание 101-метрового стеклянного железнодорожного вокзала (ул. Льва Толстого/Спортивная). На мой взгляд, слишком пафосно и вычурно. Но может быть вам понравится. А вот на смотровую площадку вокзала стоит попасть, ведь оттуда открывается замечательный панорамный вид на город.

Но самые "вкусные" места в Самаре - это, конечно же, Царев Курган и смотровая площадка "Вертолетка". Я уверен, что люди, путешествующие по России, любят это занятие, в первую очередь, за красоту окружающей природы. Именно с этих двух мест в городе можно получить подлинное эстетическое удовольствие.

Самарский футбол

Когда-то местный футбольный клуб Крылья Советов был самой посещаемой командой восточной Европы. На последнем матче Крыльев присутствовали чуть более 4 тысяч человек. Вообще, идея футбольного клуба, получающего сотни миллионов из бюджета - это нонсенс. Такого быть не должно.

Но все же рекомендую посетить Музей Самарского футбола (ул. Молодогвардейская, 148) и там же познакомиться с Сергеем Лейбградом - одним из самых интересных жителей Самары.

Все мы любим Самарский пивзавод

Не очень понимаю эту всенародную любовь к Самарскому пиву. Приезжающие фанаты других футбольных клубов (большая часть из них представляет Спартак и Зенит) в восторге. Для меня это остается загадкой, ведь пиво так себе.

Куда еще?

Раз уж оказались в Самаре, не стоит себя ограничивать. В Тольятти (70 км от Самары) есть Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова (там много разных танков, самолетов и настоящая подводная лодка, а также есть возможность прокатиться на БТР), еще переправляйтесь за Волгу в поселок Ширяево. Там нереально красиво.

#Мойгород

{ "author_name": "Марк Хайрутдинов", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043e\u0439\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434"], "comments": 3, "likes": 8, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "63798", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]