Офтоп
Mayya Gavasheli

Угрозы и наказания: автор книги о воспитании детей без насилия оказался виновным в избиении жены

О ситуации в семье не знали издательство и магазины, пока психолог не дал интервью о своих успехах.

Александр Мусихин. Фото The Village

16 января на сайте иркутской версии издания The Village вышло интервью местного психолога Александра Мусихина о его книге «Воспитание детей без криков, угроз, наказаний и истерик». 23 января его бывшая жена Софья Зеленкова рассказала «Медузе», что супруг бил её и обвинялся по статье «Побои».

TJ связался со всеми участниками истории, поговорил с издательством и книжным магазином, и ознакомился с книгой Мусихина. Автор статьи The Village рассказала, что не знала о ситуации Зеленковой, и пообещала выпустить развернутый материал об истории с интервью Софьи и комментариями экспертов. Издательство и магазин, где продаётся книга, тоже не знали всей истории до рассказа Софьи.

Выход книги и интервью

В начале 2018 года издательство АСТ выпустило книгу иркутского психолога Александра Мусихина «Воспитание детей без криков, истерик, угроз и наказаний». После выхода книги иркутская редакция The Village взяла у него интервью. В нём он рассказал, «как написать по-настоящему полезную книгу», привлечь внимание крупного издательства, а также грамотно воспитывать детей и находить с ними общий язык.

Например, приходишь домой, а у тебя там жена (муж) в истерике, двое детей в истерике, с кого начинать? С себя. Потому что если я четвёртым к этой истерике присоединюсь, конечно, никому от этого лучше не будет. Моё предложение — всегда начинать с себя, чтобы оставаться в контролируемом спокойном состоянии. Чтобы перетянуть близких в своё спокойное состояние, а не включиться в их крики.

отрывок из интервью Мусихина

Реакция бывшей жены психолога и обвинение The Village

Софья Зеленкова. Фото с личной страницы в Фейсбуке

Через два дня после публикации «The Village Иркутск» бывшая жена Мусихина Софья Зеленкова рассказала в Фейсбуке, что тот избивал её, за что был признан виновным по статье «Побои». Позднее приговор отменили из-за декриминализации побоев в отношении близких.

Вкратце: насильник пишет книжку про воспитание детей. Вернее — написал. Он великий иркутский детский психолог. О том, как он бил этих детей, о том, как он избивал на глазах у этих детей их мать (меня), о том, что зарплата такая маленькая, алиментов на детей почти нет, а на адвоката по 25 тысяч рублей каждый месяц есть, о том, что я вынуждена платить ипотеку за его единоличную квартиру по решению суда, потому что являюсь с периода брака по сей день созаёмщиком — наверняка в книжке не написано.

Софья Зеленкова

В разговоре с TJ Софья заявила, что рассказывала о ситуации главному редактору «The Village Иркутск» Светлане Потапчук, которая брала интервью у Мусихина.

«Медузе» женщина рассказала, что познакомилась с главным редактором иркутского The Village Светланой Потапчук ещё до выхода материала о книге Мусихина. Зеленкова утверждает, что узнала о публикации только 18 января, через два дня после её выхода, из-за чего обратилась к Потапчук под анонсом на её странице в Фейсбуке.

Зеленкова упрекнула Потапчук в том, что она заранее знала о побоях в её семье. На это редактор ответила, что «только вы двое знаете, почему между вами до сих пор всё так заряжено». Сейчас запись Потапчук удалена.

Бывшая супруга Мусихина утверждает, что после публикации статьи оставила ещё один комментарий, но он был удалён. В нём Зеленкова якобы обвинила «тех, кто в курсе ситуации» в замалчивании насилия в её семье и «написании хвалебных статей» об Александре.

Я — в общих чертах, не дословно — писала, что это не наши внутренние дела, как она думает. Это касается общества, в котором происходит такое замалчивание и безразличие. И что те, кто в курсе ситуации, пишут вот такие хвалебные статьи. Тему насилия в семье важно обсуждать вслух. Я в ужасе от того, что люди, которые знают о совершённом насилии, продолжают поддерживать Мусихина, обвиняют меня в том, что я сама виновата. А некоторые из осведомлённых просто делают вид, что их это не касается: «это ваши внутренние семейные разборки». А то, что такой насильник учит других людей строить семейные отношения, воспитывать детей, — это умалчивается почему-то.

Софья Зеленкова

Судимость Мусихина

Зеленкова рассказала «Медузе», что в апреле 2014 года впервые обратилась в полицию из-за побоев, но участковый убедил забрать заявление. Затем пара разъехалась, а в октябре 2014 года Мусихин приехал повидаться с детьми и снова напал на бывшую жену. По словам Зеленковой, Александр попытался инсценировать нападение на себя, чтобы представить в суде, будто бы его избила супруга.

Он сидел на мне сверху, заворачивал мне назад руку, безумно больно. А чтобы я упала, он толкнул меня о шкаф и пинал, чтобы я не могла встать. И в это время говорил: «Софья, что ты делаешь? Мне же больно! Отдай мои очки!»

Софья Зеленкова

Вскоре пара развелась. Зеленкова снова обратилась в полицию и зафиксировала побои. Пока шло следствие, в декабре 2014 года, Мусихин напал на Софью в третий раз: по словам потерпевшей, он душил её «на глазах ребёнка» под камерами наблюдения возле дома. В полиции сочли, что женщина сама спровоцировала бывшего мужа.

Рассказ Зеленковой «Медузе» подтвердила психолог Светлана Ханова — она работает в иркутском медицинском центре «Добрый доктор» и выступила свидетелем по делу о побоях. Ханова была волонтёром в кризисном центре для женщин, куда после побоев обратилась Зеленкова.

25 апреля 2016 года суд признал Мусихина виновным в побоях по части 1 статьи 116 УК и назначил наказание в виде штрафа, но тут же освободил от наказания из-за амнистии в честь 70-летия Победы. Его встречный иск к Зеленковой с обвинениями в побоях не удовлетворили. Мусихин подал аппеляцию, но к тому моменту домашнее насилие декриминализировали и постановление по несуществующей статье отменили.

Наказания по административной статье Зеленкова добиться не могла — с момента зафиксированных побоев прошло более двух лет. Тогда она обратилась в суд и выиграла по делу о моральной компенсации побоев. Сейчас она пытается вернуть расходы на адвоката, как и Мусихин.

Между супругами действует мировое соглашение, по которому Мусихин должен видеться с детьми 10 раз в месяц, но не выполняет эти обязанности, утверждает Зеленкова. Она рассказала, что с момента заключения соглашения он пытался общаться с детьми три раза: он их обманывает, а дети не хотят его видеть. Зеленкова добавила, что 24 января, после её заявлений и давления судебных приставов, Мусихин снова попытался встретиться со старшим ребёнком.

23 января Мусихин подал очередной иск о компенсации судебных издержек по делу о побоях, которое Зеленкова выиграла в 2016 году. В общей сложности бывший муж требует выплатить ему 75 тысяч рублей. По словам Софьи, он не платит алиментов, а его зарплата составляет 8700 рублей.

Зеленкова рассказала TJ, что не читала книгу бывшего мужа.

Может быть, отдельно от реальной жизни автора она окажется хорошей. Но вот как это совмещать. Если я как-то могу повлиять на то, чтобы люди понимали, кто на самом деле такой автор этой книги, то только рассказать правду.

Софья Зеленкова

Ответ The Village

Светлана Потапчук. Фото с личной страницы в Фейсбуке

Потапчук рассказала TJ, что не знала в деталях о том, что происходит между Зеленковой и Мусихиным — она была знакома с ними в контексте её интереса к психологии (они оба известные в городе психологи), но не настолько близко, чтобы обсуждать ситуацию в семье.

О судебных решениях Софья мне не рассказывала, я спросила её об этом уже после того, как она отреагировала на публикацию на The Village, и она прислала сканы документов, фотографии из материалов дела. Конечно, для меня это был шок. Мы сразу добавили дисклеймер в статью и я встретилась с Софьей для интервью, в ближайшее время оно появится на The Village.

Это будет развёрнутый материал с комментариями экспертов. Ситуация действительно непростая и не такая однозначная, как может показаться.

Светлана Потапчук

«Медузе» Потапчук рассказала, что издание не будет удалять материал. По её словам, статья задумывалась как «одна из таких вдохновляющих историй об успехе, который приходит к тому, кто увлечён своей профессией и делает чуть больше, чем другие».

Интернет всё помнит, и мы точно не будем делать вид, будто ничего не было. Мы будем и должны говорить об этом открыто, это моя личная позиция и позиция редакции The Village.

Светлана Потапчук

Дисклеймер в статье The Village

Ответ издательства и книжных магазинов

Зеленкова рассказала «Медузе», что узнала о готовящейся книге Мусихина в декабре 2017 года. Тогда он обнародовал варианты обложки издания для издательства «Эксмо». Софья предупредила «Эксмо» о том, «какого автора они собираются публиковать». Ей обещали уточнить подробности и связаться с ней снова, но этого не произошло.

Позиция «Эксмо»

В разговоре с TJ руководитель по связям с общественностью «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова сообщила, что о прецедентах насилия в семье Мусихина издательству стало известно уже после того, как книга была издана. По словам Кожановой, книга не противоречит действующему российскому законодательству и отзыв тиража будет считаться нарушением со стороны издательства. Решение о её судьбе «издательство оставляет за читателем».

Вопрос о продолжении сотрудничества с автором будет решаться с учетом развития данной ситуации. Издательство рассматривает все аспекты данного инцидента, включая этическую и профессиональную его стороны.

Екатерина Кожанова

Позиция книжного магазина «Читай-город»

Книга Мусихина доступна в магазине «Читай-город». В пиар-службе сети TJ посоветовали «не отождествлять личную жизнь автора с содержанием его книги».

Профессиональные советы, которые даёт Мусихин, могут помочь многим родителям, а это важно. История знает немало примеров, когда довольно одиозные личности создавали великие произведения, которые востребованы читателями до сих пор, например, Чарльз Буковски. Было бы странно, если бы люди выбирали и читали книги, исходя исключительно из положительных качеств их авторов.

пиар-служба сети «Читай-город»

Позиция Bookmate

На сайте сервиса Bookmate есть книга Мусихина, но она недоступна для чтения. Представители сервиса не смогли дать чёткого ответа, почему это произошло. Связано ли это с ситуацией в семье Мусихина и знает ли сервис о ситуации, также неизвестно.

В случае, если контракт с правообладателем закончился, книга становится недоступной для чтения. В данной ситуации мы не сможем включить книгу в библиотеку до тех пор, пока контракт не будет возобновлён.

Bookmate

Ответ Мусихина

Мусихин не ответил на запрос TJ. В разговоре с «Медузой» он также отказался комментировать ситуацию.

Не хочу. Это личная и очень болезненная история для нас обоих, которая должна решаться в правовом поле, а не в СМИ. Спасибо за понимание.

Александр Мусихин

В комментариях к записи со статьей The Village Мусихин поблагодарил за поддержку и посочувствовал тем, «кто был введён в заблуждение».

О чём книга Мусихина «Воспитание детей без криков, угроз и наказаний»

В материале The Village говорится, что в книгу «Воспитание детей без криков, угроз, наказаний и истерик» вошли три брошюры Мусихина, написанные с 2015 года, которые он публиковал за свой счёт тиражами от 100 до 500 экземпляров.

Книга оказалась в распоряжении TJ. Она представляет из себя инструкцию по правильному поведению взрослых с детьми. В ней пошагово объясняются методики правильного воспитания и даются советы, которые могут помочь родителям быстрее договариваться с детьми и сделать их более самостоятельными.

Фото The Village

TJ выбрал несколько фрагментов из книги.

Если родители не обучены позитивным методам воспитания, им приходится либо попустительски воспитывать детей (всё разрешать), и тогда дети «садятся родителям на шею», либо всё-таки применять запугивания и угрозы, чтобы хоть чего-то от детей добиться. Когда у родителя нет позитивных методов воспитания, а есть только запугивания, угрозы и наказания, то, как бы родители ни старались жить мирно со своим ребёнком, они неминуемо будут срываться.

Задача родителей — быть последовательными, только так можно приучить детей быть последовательными.

Что получается, когда мы мотивируем ребёнка «кнутом»? Ребенок испытывает массу отрицательных эмоций: страх наказания, вину, протест, возмущение, раздражение, обиду, жалость к себе.

Они собираются в одно большое отвращение. Это отвращение переносится на дело, к которому мы приучаем ребёнка (например, ему становится отвратительно собирать игрушки, делать уроки, подметать, выносить мусор), и постепенно — на фигуру родителей.

Что получается, когда мы мотивируем ребёнка «пряником»? Ребёнок испытывает массу позитивных эмоций: удовольствие, радость, предвкушение, восторг, восхищение, азарт. Они собираются в одно большое желание.

Самая лучшая награда, как для детей, так и для родителей, — это время, проведённое вместе, когда родитель играет с ребенком, занят его потребностями. Она остаётся крайне ценной даже для больших детей.

Для родителей эта награда хороша уже тем, что она абсолютно бесплатна. Кроме того, только такая награда укрепляет привязанность и улучшает отношения родитель-ребёнок.

Важно научиться удерживаться от угроз и наказаний в воспитании детей.

Если ребёнок дерётся, мы заботимся о своей безопасности так, чтобы он не мог причинить нам вред. Не рекомендую бить детей в ответ, потому что это приводит лишь к усилению конфликта. Если родители ведут себя несдержанно, то у кого же тогда ребёнок научится сдерживаться во время злости?

Сохраняйте родительскую позицию. Даже если ребёнок не согласен, у вас всегда есть возможность сделать по-своему.

Если ничего не помогает, а ребёнок бьётся в истерике и не слышит, мы переходим к тайм-ауту. Тайм-аут — это не наказание! Задача тайм-аута — помочь ребёнку выплеснуть эмоции безопасным способом и прийти в себя. Если ребёнок плачет — поплакать, если злится — выплеснуть злость.

Задача родителя — быть предсказуемым и последовательным. Для ребёнка это означает безопасность.

Примите себе за правило, что истерика [ребёнка] в 20 минут — это нормально. За это время ребёнок привыкает к вашему отказу и к тому, что родителей не получится заставить. Двадцать минут — это довольно быстро, так что, если вы договорились быстрее, значит, вы хорошо умеете договариваться.

В самом начале книги также опубликованы отзывы.

Замечательное руководство к действию. Большое спасибо автору за то, что помогает нам, неопытным родителям, наладить отношения с нашими детьми и стать лучше.

Елена

Автор обещал, что через неделю будет лучше, — так и получилось. Ребёнок стал спокойней, с ним легче договариваться, и вообще легче. Спасибо, отличная книга! Особенно понравилось, что книга небольшая, и вся она фактически — одна инструкция.

без подписи

#разборы