Технологии
Никита Лихачёв

New York Times рассказала о масштабном рынке платных подписчиков в соцсетях. Генпрокурор Нью-Йорка возбудил дело

Но пока против одной конкретной компании, которая занимается продажей подписчиков с использованием краденых личностей.

27 января газета New York Times выпустила подробное расследование о деятельности американской компании Devumi, занимающейся созданием фейковых (но выглядящих как реальные) аккаунтов в соцсетях и продажи подписчиков для накрутки популярности различных звёзд шоу-бизнеса и коммерческих компаний. По оценке издания, у Devumi есть порядка 3,5 миллионов таких автоматизированных профилей, что позволяет компании зарабатывать миллионы долларов в год.

Хотя зачастую такие профили имеют фотографии и описание реальных людей и это нарушает их права, сами соцсети и государство не делают достаточно для того, чтобы предотвратить такую практику. В опубликованном в марте 2017 года исследовании Университета Калифорнии оценивалось, что в Твиттере около 48 миллионов ботов — или порядка 9-15% от общего числа пользователей, хотя компания и утверждает, что это число намного меньше. Facebook в ноябре раскрыла перед инвесторами, что в соцсети существует порядка 60 миллионов ботов.

В Devumi отрицают, что продают фейковых подписчиков и крадут личности реальных людей в целях создания ощущения реальности таких профилей. На сайте компании говорится, что сервис даёт новых подписчиков, увеличивает виральность контента и за счёт постов пользователей придаёт бренду или персоне влиятельности. Но как именно это происходит, там не уточняется — в FAQ Devumi никак не касается вопросов возможного использования ботов и только утверждает, что компании удаётся сохранять цены на услуги низкими.

По данным New York Times, у Devumi порядка 200 тысяч клиентов — среди них спортсмены, бизнес-тренеры, звёзды телевидения и модели. Обычно подписчиков покупают для себя, иногда — для друзей или клиентов. В списке клиентов Devumi газета назвала IT-магната Майкла Делла (основателя Dell), актера Джона Легуизамо («Джон Уик 2»), редактора китайского новостного агентства «Синьхуа», советника президента Эквадора (он покупал подписчиков для прошлой предвыборной кампании) и даже одного члена совета директоров Twitter.

Некоторые из покупателей в разговоре с New York Times признавались, что подозревали Devumi в мошенничестве (ведь компания не говорит, что это боты), и были огорчены покупкой подписчиков. Одним из прокачиваемых через Devumi пользователей была модель Кэти Айленд, ставшая бренд-амбассадором для компании American Family Insurance. Оказалось, это сотрудник компании без спроса покупал для неё ботов, вырастив число подписчиков с 160 тысяч до миллиона менее чем за год — возможно, он просто хотел ставить более красивые цифры в отчёты о продвижении компании через её твиттер.

В качестве эксперимента редакторы The New York Times купили 25 тысяч подписчиков в Твиттере для тестового аккаунта за 225 долларов. Первые 10 тысяч полученных подписчиков были похожи на настоящих людей, хотя при более внимательном изучении было видно, что это боты: аватарки были пережаты, чтобы избежать автоматического обнаружения, в юзернеймах символы заменялись на похожие (например, i на l), соотношение подписчиков к подпискам было подозрительно низким (у обычных людей оно не так сильно перекошено), а больше всего отличался публикуемый контент — постоянные ретвиты записей на разных языках. А вот следующие 15 тысяч профилей, подписавшихся на тестовый аккаунт, даже не выглядели как настоящие пользователи Твиттера.

Меньше чем через сутки после выхода расследования на него отреагировал генпрокурор Нью-Йорка Эрик Шнайдерман. Он уже недавно возбудил одно дело против ботов — он заподозрил Федеральную комиссию по связи в накрутке положительных отзывов об отмене сетевой нейтральности — и теперь он обещает возбудить новое дело против Devumi.

#технологии #соцсети