Ilya Pestov
11 464
Блоги

Самолёт — не самый безопасный вид транспорта

Вторая часть материала о том, что безопаснее самолёта транспорта нет.

Поделиться

В избранное

В избранном

В связи с недавним крушением Ан-148 я задалcя вопросом: а правда ли самолёт является самым безопасным видом транспорта? Ведь это достаточно известное утверждение, которое было процитировано многими СМИ по всему миру.

Логика в моей предыдущей статье не приводит читателя к конкретному выводу. Она лишь разоблачает неверные интерпретации и некоторые умалчивания, которые столь тщательно оберегают тот сомнительный тезис о надёжности авиаперелётов. Наверное, мне удалось определить, где неправильно, но без возможности узнать насколько. Оказалось, что знать это необязательно. Вся причинно-следственная связь образовалась от следующего комментария:

В пересчёте на пассажиромили опаснее всего ходить пешком и этот критерий не имеет ничего общего с объективной опасностью.

Дед Пихто
читатель TJ

Заявленная степень опасности передвижения пешком под вопросом (ибо хуже мотоцикл), но мысль у Деда Пихто правильная. Для того, чтобы всё стало очевиднее, доведём ситуацию до некого абсурда: ракета, которая может лететь со скоростью света, но взрывается на старте с вероятностью в 99%, будет безопаснее любого реального вида транспорта (если считать по пассажиро-милям).

А что же такое пассажиро-мили? Давайте представим, что в Хитроу были проданы все билеты на рейс Лондон — Сидней в Боинг-747. Если самолёт совершит удачную посадку в Австралии, то в пользу самолётов запишется 14,4 миллионов пассажиро-километров (800 пассажиров * 18000 километров).

Таким образом пассажиро-мили — не единственно верный показатель безопасности транспорта. Другим важным фактором является соотношение смертности с количеством поездок. И у нас есть соответствующие данные о транспортных происшествиях Великобритании c 1990 по 2000 годы от Oxford Academic.

Transport Safety Comparisons, которыми поделился Дед Пихто.

Отсюда следует, что вероятность погибнуть в поездке на автобусе почти в 30 раз меньше, чем на самолёте. С другой стороны, а зачем это сравнивать? Ведь не каждый отважится поехать из Владивостока с рабочим визитом в Лимасол на машине. Но мы пытаемся объективно сравнить безопасность транспорта.

И если верить Oxford Academic, то живя в Адлере, в разы безопаснее доехать на автобусе до центрального Сочи, чем долететь до Таиланда. Посему самолёт — не самый безопасный вид транспорта, согласно алгебре логики, и лишь может им быть, при необходимости преодоления дальнего расстояния и условии, что главным фактором безопасности будет соотношение смертей и количества пассажиро-миль.

Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.

Риторика о безопасности сквозь призму пассажиро-миль определённо выгодна для коммерческой авиации и туристического бизнеса. Это даже похоже на демагогию, но не спешите с выводами о разоблачении великого маркетингового трюка, ибо пассажиро-мили — норма в американской статистике. К примеру, данные Amtrak (местный РЖД) о безопасности также ориентируются на пассажиро-мили. Да, существуют и другие показатели: количество смертей на количество пройденных автомобилем миль или процент погибших в ДТП от общего числа людей покинувших этот мир в данном году. Применять их к авиации несправедливо.

Порция антимонии

Мы пришли к силлогистическому тупику. Текущий итог — нет самого безопасного транспорта. Однако субъективное восприятие лидера безопасности продолжает склонять меня к поездам. В поисках желанных подтверждений мне повстречался большой кусок неправды и невнимательности.

Transportation safety in the United States. From 2014 to 2016, fatal rail fatalities were 227, 234 and 231; with trespassers, fatalities are 749 for 2016.

Изображение выше является частью важной и популярной статьи в Википедии о безопасности средств передвижения. График в пух и прах разносит стереотип о безопасности поездов! Но если перейти к источнику, на который ссылается один из авторов этой же статьи, то халатность удивляет.

Вдруг поезд оказался в 100 раз надёжнее, чем было заявлено. Признаюсь, я не узнавал, кто такие нарушители (trespasser) и не нарушители в их методологии. Зачем учитывать всех подряд в контексте безопасности транспорта? Эгоистично, но для меня как для пассажира о безопасности свидетельствует лишь одна выделенная строчка в таблице. Тем не менее на заключение о том, что поезд есть самый безопасный вид транспорта я не решусь, хотя про погрешность в подсчётах Яна Саважа я тоже писал.

«Страшная тайна Говарда Хьюза»

Согласно первой таблице в этой публикации, на миллиард полётов приходится 117 смертей. Но цифры — вещь упрямая. По данным ASN из прошлой статьи в 2017 году мировой воздушный трафик составил 36 800 000 перелётов, количество аварий — 14, погибших — 59. Путём банальных вычислений получается, что на миллиард полётов уже приходится 1603 смерти (59*1ккк/36.8кк). Разница в 10 раз! Кто не прав? А если Oxford Academic? Так может все вычисления выше — это Сизифов труд?

Здесь находится опрос. Но он пока не работает в приложении.

Вы остерегаетесь летать на самолётах?

Переголосовать

Большое спасибо за внимание. Если вы дочитали до конца, то, возможно, вам будет интересен мой канал в Telegram — @Groks. Там много подобных материалов, не достигающих формата полноценного поста на TJ.

#транспорт #путешествия

{ "author_name": "Ilya Pestov", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442","\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f"], "comments": 51, "likes": 38, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "66208", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]