Егор Коробкин
975
Блоги

Локальная свобода в России. Как соцсети меняют городскую власть

Современная демократия без местного самоуправления невозможна также, как современное местное самоуправление без демократии. На уровне муниципалитетов демократия логична и натуральна - близка к прямым процедурам древнегреческого полиса. Даже в авторитарных режимах муниципалитеты работают не в условиях дистиллированной «вертикали власти»: есть советы жильцов, микро-сообщества во дворах и подъездах. Они возникают по инициативе самих жильцов и сигнализируют местным властям о неполадках: «снег не убирается…», «отопление слишком горячее…» С развитием соцсетей эта история переходит в онлайн. В чатах и группах жильцы обмениваются информацией, обсуждают локальные новости, агрегируют мнения по насущным проблемам, артикулируют его местным властям.

Поделиться

В избранное

В избранном

Насколько готовы местные власти к общению с жителями через соцсети? Проектный центр «Инфометр» провел исследование активности местного самоуправления крупных городов в самой популярной соцсети России «ВКонтакте». И обнаружил хорошие новости для будущего муниципальной России.

Почему это важно. Формально в последние годы в России не прекращается работа органов власти по достижению большей собственной открытости. С 2011 года возникло несколько определяющих документов в этой сфере. Они были разработаны специально созданным "Открытым правительством" и его экспертами. Правительство приняло первый вариант “Концепции открытости”, затем еще несколько десятков федеральных нормативных актов, три редакции “Методических рекомендаций по реализации принципов открытости федеральных органов власти”. Непрерывно ведется обсуждение перспектив развития сферы открытых государственных данных на федеральном уровне. Тенденцию по разработке нормативной базы открытости подхватывают регионы. Документы, регулирующие вопросы открытости, появились даже в Кабардино-Балкарии и Тыве.

Ни в одном из нормативных документов нет детальной концепции ведения соцсетей органами власти. Но в них отражены или прослеживаются рамочные принципы. Они весьма похожи на те, которыми руководствуются европейские демократии. Организация экономического сотрудничества и развития в 2014 году провела исследование среди своих стран-участниц по присутствию органов власти в соцсетях. Исследователи выявили разделяемые большинством чиновников цели ведения официальных пабликов. Приведу по популярности: 1) контактирование с гражданами, 2) привлечение заинтересованных жителей к обсуждению вопросов управления, 3) улучшение качества госуслуг, 4) улучшение имиджа органа.

Анализ законодательства показывает, что перечисленные установки являются базовыми и для российских нормативных документов в этой сфере. Российские чиновники редко это осознают, но открытость и диалог ведут и к решению городских проблем, и к росту рейтинга властей. Средние и низовые служащие местных и региональных органов власти должны быть заинтересованы в улучшении имиджа своих организаций. Ведь в действительности, они ежедневно делают большую и сложную работу, которая зачастую не является высокооплачиваемой и не находит позитивного отклика у местных жителей. Наоборот, в силу традиции «хороший царь — плохие бояре» местным и региональным органам постоянно приходится принимать на себя удары за все проблемы граждан.

Наконец, соцсети – это относительно дешево. Одного специалиста достаточно и для ведения официальной страницы, и для сбора комментариев и жалоб, их сортировки по ответственным за ту или иную проблему инстанциям. Экономится время, которое обычно уходит на приемы граждан и разбор письменных жалоб.

История последних муниципальных выборов в Москве – это не только пример слаженной работы оппозиции, но и показатель спроса граждан на реальную, слушающую и работающую муниципальную власть. Главный секрет победителей прост: они поговорили с жителями своих районов. И Илья Азар, и Люся Штейн не раз рассказывали, что победили просто потому, что обошли почти все дома на своем избирательном участке.

Но если от сетевой активности власть только выигрывает, то почему большинство муниципалитетов не ведут соцсети, не общаются с гражданами и предпочитают не выходить на контакт?

Во-первых, у большинства госслужащих «сбита» система ценностей, и эффективность измеряется уровнем одобрения и похвалы со стороны вышестоящих структур, а не рейтингом доверия и одобрения граждан. Источником легитимности для муниципальной власти считается «вышестоящая» власть, но не народ.

Во-вторых, большинство чиновников попросту не знают, как работать в Сети. Если, например, с официальными сайтами все ясно – там есть нормативные требования, то активность в социальных сетях почти не регламентирована, что вводит многих госслужащих в ступор. Зачастую эта проблема является даже более весомой.

Результаты исследования. Уже на этапе сбора перечня сообществ муниципальных властей был отсеяно 69 городов: у их администраций не было официального представительства «ВКонтакте».

Остальные 98 групп и пабликов были проанализированы по 14 различным параметрам: отвечают ли аккаунты на комментарии пользователей, есть ли опросы пользователей по актуальной деятельности органа власти (с полным перечнем можно ознакомиться по ссылке).

В результате выставленных оценок каждый город получил свой показатель успешности ведения социальных сетей, и в итоге был составлен рейтинг российских городов по этому показателю.

Корреляция между соответствием Критериям открытости “Инфометра” и количеством подписчиков с учетом разности населения (до периода взаимодействия). Пиковые точки - паблики с наиболее высоким количеством подписчиков. 1 - Екатеринбург, 2 - Казань, 3 – Краснодар, 4 – Уфа, 5 – Иркутск.

Большинство городских администраций используют аккаунты в социальных сетях по принципу советской доски объявлений. Чиновничий язык, простые републикации новостных заметок с официальных сайтов, отсутствие адаптации материалов и диалога с пользователями – все это неотъемлемые составляющие большинства пабликов.

Но есть и удачные примеры. Первое место в рейтинге разделили Екатеринбург и Казань. Оба города занимают пиковые точки на графике, при этом он был специально построен на данных, собранных до взаимодействия с властями городов, принимавших участие в исследовании. Во время взаимодействия местным органам были даны советы по улучшению открытости. Екатеринбург здесь – один из самых крупных городов, но он так высоко на графике не только поэтому. Рост его открытости с примерно 40% до 100% объясняется активностью администраторов страницы. Каждый пост сопровождается симпатичным баннером, он написан свободным, не бюрократическим языком. Администраторы наиболее успешных страниц — Екатеринбурга и Казани — думают о восприятии своих высказываний и взаимодействуют с пользователями.

Еще более важно, что за открытыми пабликами муниципалитетов стоит реальное неравнодушие к проблемам граждан со стороны администраторов страниц с одной стороны, и заинтересованность подписчиков в том, чтобы донести властям свою точку зрения на локальные проблемы, с другой. Это и есть работа местных гражданских сообществ, их диалог с властью.

Даже если власти об этом не знают, у них есть довольно много интересной и полезной информации для подписчиков, в том числе о своей работе.

В России давно обсуждают проблему «тотального недоверия»: граждан к власти, граждан к гражданам. Интернет помогает людям преодолеть этот барьер, объединиться в местные сообщества и перенести их в «онлайн». Появляется площадка, где жители могут объединятся с соседями, контролировать работу локальных органов. На примере развития общения российских муниципалитетов с гражданами мы видим, как современные технологии и социальные связи нового рода открывают перспективы для диалога на локальном уровне. Выход органов власти на местах в соцсети создает новый формат взаимодействия общества и власти, рождает диалог внутри местного самоуправления. Если муниципальные служащие заинтересованы в живом общении с гражданами, они вместе могут улучшать условия жизни в своих городах.

{ "author_name": "Егор Коробкин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 15, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "66886", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]