Слава Шашков
907
Блоги

Почему не стоит создавать приложений имитирующих людей? История одного чат-бота

Насколько поддержка диалога робота и человека реальна в настоящее время? Три года назад в медийном пространстве еще отсутствовала формулировка "чат-бот", а первые диалоговые приложения только начали появляться.

Поделиться

В избранное

В избранном

В зарубежных кейсах, в то время, я нашел приложение Massively. Оно обещало выбор вымышленного знакомого героя и общение с ним в формате чата: Дракула, мистер Хайзенберг, Бэтмен. Было интересно представить подобную технологию в коммерческом секторе. Например, вы посещаете медицинский центр, проходите полную диагностику, а ведет дело Доктор Хаус в мобильном телефоне.

Сейчас проект massively.ai стал обычным рекламным агентством штампующим чат-ботов, но без попыток подражать человеку. Почему ту идею так и не получилось реализовать?

Такие боты-герои в качестве виртуальных помощников на сайте, я думал предложат дополнительный механизм поиска. При этом, выборки смогут формироваться не просто по принципу: встречается данное слово в описании товара или нет, а задаваться через административную панель менеджером. Достаточно проанализировать логи разговора с помощником, чтобы разработать персонализированный алгоритм подбора товара. Причем, он мог начинаться с пространных формулировок типа: "интересные часы", "вкусные котлеты", "легкий ноутбук". А имитация разговора помогла быть найти эти запросы и открыть скрытые мотивы аудитории.

У меня есть друзья из интернет магазина, которые производят копии предметов из сериала. Для них родилась идея виртуального помощника — карикатурного героя сериала. При общении он мог бы также рекомендовать товар. Технически получилась связка Corezoid (логика ботов) + Telegram, Sender, SiteHeart, e-mail, страница обращений в хелпдеск (каналы поступления обращений клиентов/сотрудников)

Макет виртуального помощника для интернет магазина подарков

Диалог решили делать без сложных методов машинного обучения. Если кому-то интересно, в общих чертах здесь описан, например "метод ближайших соседей". Мы просто решили создать словарь "точных совпадений", "встречающихся слов", "рандомных фраз" (если совпадений не найдено), словаря "мата" и нескольких общих правил.

Словарь "точных совпадений фраз"

Даже на первых тестах получилось попасть круто и смешно по многих ответам, но самая главная проблема: через 4-5 фраз наступало разочарование, бот казался абсолютно тупым. Бот не должен был вступать в диалог, задавать вопросов. Когда помимо ответа он провоцировал диалог, система усложнялась; т.к. должна была хранить в памяти результаты последних фраз и реагировать на историю диалога.

Или еще пример частой ошибки: отсутствие корректировки последнего предложения в разговоре. Как пишет антрополог Екатерина Хонинева в своем исследовании разговоров с машинами: "если происходят ситуации непонимания, человек или собеседники прибегают к «поправке». Это стратегии, которые позволяют восстановить нарушенный порядок взаимодействия. Есть большой список вариантов, как может осуществляться эта поправка, например можно повторить реплику. Но в голосовые системы не встроили такие способы восстановления понимания." Поэтому, даже если пользователь терпиливо пытается исправить последнюю фразу, он получит ответ от системы, как по новому запросу.

Первичный интерес пользователя очень легко спрогнозировать, это всегда вопросы в духе: "Ты кто", "Путин", сексуальные домогательства и оскорбления. Поэтому, если мы где-то встречаем виртуального помощника по фану — обычно это тупой бот, отыгрывающий обилие бранных диалогов.

Виртуальный помощник на сайте rivelty.ru

Стало очевидно, что имитация персоналии — достаточно рискованная стратегия при создании такого помощника. "Привет, я чат-бот, давайте поболтаем" — это создает у пользователя ложные ожидания и приводит к разочарованию. Например, из существующих голосовых помощников только Google пошел по обезличенной дороге со своим "hey google", и это кажется правильным шагом.

В свете выхода умной колонки Apple Wired недавно перебрал сложности с голосовыми помощниками. Отмечается, что нужно создать новый, естественный неестественный разговор. «Часть проблемы в том, что существующие голосовые технологии ИИ по-прежнему опираются на способ коммуникации типа “запрос-ответ”. Мы задаем помощнику простой вопрос или даем простую команду. Нить разговора очень коротка, что создает возможность только для простых уточняющих вопросов и легких задач».

Возвращаясь к идеи нашего помощника для магазина, мы решили не создавать провальный стартап, понизить градус претензий по завоеванию мира и сделать бота в Telegram. Бот должен был находить номер сезона и серии любимого сериала по ключевому слову. Если в серии встречается товар с сайта, бот сообщает об этом.

Оставалось решить вопрос с семантикой. Парсинг тупо субтитров сразу показался бредовой идеей, т.к. имена героев встречаются в каждой серии, а слова, которыми описывают сюжет часто предполагают имя героя и ситуатив, например "Барни на фотографиях". В итоге спарсили упоминания с поиском серий в социальных группах, посвященных сериалу, вручную прошерстили торрентсы и онлайн кинотеатры. Собранной части семантики оказалось очень мало. Взяли дополнительно 3 сериальных задротов и попросили рассказать запоминающиеся детали из каждой серии. В итоге в семантике оказалось почти 1000 словоформ для поиска по одному сериалу "Как я встретил вашу маму".

Семантика бота @krasavchikbro_bot

Подключили статистику botan.io.Тестово запустили бота на домене serialitor.krasavchikbro.ru. по одному сериалу.

Просмотрев большое количество платформ по созданию диалоговых форм (текстовых и голосовых), я пришел к выводу, что человек сам должен выработать механизм подстройки под общение с роботом, а не наоборот. Для этого нужно подсказывать пользователю формат ответов, не имитировать человеческое общение и попытаться экстраполировать опыт взаимодействия с привычной компьютерной технологией — «Яндексом» или Google. Скорей всего, в ближайшее продолжительное время, максимум, что мы увидим — это обезличенные боты, выполняющие конкретные функции..

CDEK бот для управления получения посылки. Запускается через SMS.

и короткие по времени вирусные промо, в стиле голосового помощника Jim Beam..

{ "author_name": "Слава Шашков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 3, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "67197", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]