Yaroslav Dekhtyarev
946
Блоги

Питчинги сценариев: как продать идею собственного фильма

Питчинг - понятие не только из мира стартапов. В киносфере так же называется краткая презентация сценария или проекта для продюсеров. О том, что еще скрывает это слово, рассказывают организаторы и участники кинопитчингов, а также Ильф и Петров

Поделиться

В избранное

В избранном

Термин «питч» в кино впервые появился в голливудской среде, но кто именно начал его использовать, сейчас узнать невозможно. Однако уже в 30-е годы в первой мультимедийной империи мира Walt Disney Productions питчинг был частью производственного процесса. Мультипликаторам полагалась премия за каждую предложенную «рабочую идею».

Есть уникальное свидетельство тому, что в тот же период питчинг появился и в советском кинематографе. Эпизод, очень похожий на питчинг, есть в романе «Золотой теленок». В нем Остап презентует свой сценарий «Шея» некоему товарищу Супругову на «Первой черноморской кинофабрике». Должность собеседника в романе не упоминается, но сейчас его точно назвали бы продюсером.

– Я занят, – сказал товарищ Супругов, – вам я могу уделить две минуты.

– Этого вполне достаточно, – начал Остап. – Мой сценарий «Шея»...

– Короче, – сказал Супругов.

– Сценарий «Шея»...

– Вы говорите толком, что вам нужно?

– «Шея»...

– Короче. Сколько вам следует?

– Девятьсот рублей, – пробормотал великий комбинатор.

– Триста, – категорически заявил Супругов. – Получите и уходите. И имейте в виду, вы украли у меня лишних полторы минуты.

Роман увидел свет в 1931 году. В то время Голливуд уже был ориентиром для кинематографистов всего мира. Знакомство авторов с жизнью Одесской киностудии, скрывающейся под именем «Первой черноморской кинофабрики», могло вдохновить их на написание этого эпизода.

Несмотря на гротеск, в диалоге есть изрядная доля истины. Питчинг - это краткая презентация проекта, которая длится от трех до пятнадцати минут. Чаще всего она проходит в устной форме, но может включать визуальные элементы, музыку и что угодно. В принципе, никаких ограничений по формату не существует. Иногда для питчинга даже снимают трейлер. Все форматы хороши, если они помогают визуализировать проект и сделать его привлекательным.

В более широком смысле питчинг - это творческий конкурс. Продюсерская компания организует питчинг, сценарист подает заявку, жюри оценивает представленные сценарии и выбирает победителей. Для продюсеров это возможность одновременно рассмотреть множество сценариев и выбрать то, что подходит для новых интересных проектов.

«Питчинги нужны продюсерам точно так же, как сценаристам. Рынок сценаристов очень узкий, и в проектах годами участвуют одни и те же люди. Если студии или телеканалу нужны новые интересные идеи, логично позвать новых людей, у которых они есть», - объясняет Андрей Золотарев, сценарист фильмов «Тренер» и «Притяжение».

Достоинство конкурсов в том, что на некоторых из них могут заявить о себе новички. Одной только демократичностью участия преимущества питчингов не исчерпываются. В отличие от «слепой» рассылки синопсиса на электронные адреса студий, участие в питчинге исключает возможность нарушения авторских прав. Организаторы официально подтверждают получение заявки и обязуются не посвящать в подробности других конкурсантов. Еще одно преимущество - в том, что заявку новичка оценивает жюри из признанных профессионалов. Поэтому, даже если заявка не попала в шорт-лист, как минимум, один известный человек прочел синопсис и составил собственное мнение. Которое, как известно, может отличаться от мнения большинства.

«Задумывая свой питчинг, мы решили не задавать ограничений по уровню опыта и наличию профессионального портфолио. На наш взгляд, это повышает шансы выпускников и студентов творческих вузов, а также талантливых «самородков». После подорожания доллара и евро закупать зарубежный контент стало значительно менее выгодно. Если талантливые российские авторы смогут реализовать себя на телевидении, это будет выгодно и им, и телеканалам» - говорит Александр Молчанов, преподаватель сценарного мастерства и член жюри конкурса «Питч Лаб» от «СТС Медиа», заявки на который принимаются до 29 апреля.

В России подобные творческие конкурсы проводят различные игроки рынка. Это Минкульт, различные фонды, кинофестивали, союзы кинематографистов и независимые объединения авторов. Однако ограничиваться Россией не обязательно. Питчинги есть почти у каждого международного кинофестиваля – от Болгарии до Канады.

В случае победы в питчинге автор получает возможность довести свой проект до продакшена. Как именно реализуется эта возможность, оговорено в правилах питчинга. Они могут быть разными, в зависимости от организатора. Кроме того, разные правила действуют для режиссеров и сценаристов. К примеру, режиссер, победивший в питчинге фонда, получает финансирование и возможность снять фильм. Сценарист становится частью проекта и продолжает работу над сценарием - один или в соавторстве с более опытными членами группы.

Для подачи заявки на питчинг, как правило, требуется описать свой замысел в двух форматах – логлайна и синопсиса. Синопсис - краткое изложение сценария, в котором сохраняется драматургия сюжета и ключевые линии развития конфликта. Он составляется на одной или двух страницах. Логлайн – это краткое, в одном или двух предложениях, описание сценария. Например, «история человека, продавшего свою жизнь на eBay». И хотя такой формат до крайности напоминает описание сценария «Шея» из «Золотого теленка», он прекрасно выполняет свои задачи: представить в замысел в выгодном свете, а заодно – сберечь время членов жюри.

{ "author_name": "Yaroslav Dekhtyarev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": -7, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "69703", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]