Новости
Роман Персианинов

Проект «Кортеж»: Путин приехал на инаугурацию на отечественном лимузине — как и зачем его создавали четыре года

Впервые с 1990-х годов глава государства отказался от привычного Mercedes в пользу автомобиля с Ульяновского автозавода.

Автомобиль проекта «Кортеж», на котором Владимир Путин приехал на церемонию инаугурации. Фото пресс-службы президента РФ

7 мая 2018 года Владимир Путин в четвёртый раз вступил в должность президента: на церемонию инагурации руководитель страны приехал на российском лимузине проекта «Кортеж». До последнего момента не было известно, появится ли новый автомобиль на мероприятии, якобы потому что его могли не успеть подготовить из-за проблем на производстве. Президент проехал на машине около 200 метров до Большого Кремлёвского дворца.

О технических особенностях «Кортежа» почти ничего не известно, но его созданием занимались с 2012 года, вложив больше 10 миллиардов рублей. Это первый отечественный автомобильный проект с 1980-х годов, на котором будут передвигаться не только первые лица государства и чиновники, но и, при желании, обычные жители страны.

Технические детали

Инаугурация президента — это дебютное появление лимузина проекта «Кортеж», официальное название которого «Единая модульная платформа» (ЕМП). Всего он предполагает выпуск четырёх видов автомобилей — лимузина, седана, минивэна и внедорожника — для чиновников и коммерческих продаж.

Внутреннее устройство автомобилей проекта не интегрировано с автомобильными системами Apple CarPlay и Android Auto, чтобы избежать утечки данных с телефона при его подключении к машине. Конструкторы также отказались от тачскрина, а в интерфейсе машины установлены лишь базовые функции: ручка громкости, управление кондиционером и встроенный контроллер для дополнительных целей. Например, для настройки кресел или запуска режима «массаж» у сидений. Кнопки управления интерфейсом дублируются на пульте заднего пассажира.

Варианты отделки салона лимузина «Кортежа». Фото Степана Шумахера, «НАМИ»

У «Кортежа» есть четыре варианта отделки с элементами древесины, натуральной кожи, стекла, металла и пластика. Спинку заднего сиденья можно откинуть назад на 45 градусов, но от подставки для ног конструкторы отказались — она могла бы помешать пассажиру выйти из машины без заминки. По некоторым данным, в лимузины проекта встроят бронированные стекла за 200 тысяч рублей, но пока эта информация не подтверждена.

Все «Кортежи» работают с электромотором, встроенным между двигателем и трансмиссией. Это повышает работоспособность автомобиля и даёт возможность ехать исключительно на электротяге, если основной двигатель вышел из строя. Общий мотор седанов и минивэнов — бензиновый V8 объёмом 4,4 литра, а в лимузин «Кортежа» встроили более мощный V12.

Автоматическая коробка передач у всей серии одинаковая — R932 российской фирмы KATE. Длина президентского лимузина равна 6840 миллиметрам, а вес бронированного автомобиля составляет 6,5 тонны. Авторы «Кортежа» пообещали раскрыть дополнительные технические детали в скором времени. По некоторым данным, старшую модель «Кортежа» назвали «Сенат-лимузин», а короткая версия получила название «Сенат». Как пишет издание «Драйв», модели этой разработки покажут в Московском автосалоне в августе 2018 года.

Создание «Кортежа»

До «Кортежа» последним отечественным автомобилем для первых лиц государства стал бронированный лимузин «ЗИЛ-41052», созданный в 1980-х годах. Из-за особой конструкции его почти невозможно было перевернуть или серьёзно повредить без спецсредств. На автомобиле передвигался первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.

После развала Советского Союза в правительственных гаражах появились зарубежные автомобили, в основном Mercedes — на машинах этой марки во время управления страной передвигались Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Как пишет ТАСС со ссылкой на данные ФСО, около 40 руководителей стран мира используют для передвижения Mercedes.

Государственный лимузин «ЗИЛ-41052». Фото «Зарулем.рф»

В 2012 году Министерство промышленности и торговли РФ объявило о старте программы по созданию автомобиля для первых лиц государства — фаворитом предложений оказался «Монолит» от предприятия «Депо-ЗИЛ». По сути, это была доработанная версия советской модели, но из-за технического устаревания весь проект нужно было начинать с нуля, что в итоге отбило интерес властей. В том же 2012 году Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» совместно с Минпромторгом и немецкой компанией Porsche Engineering Group начал разработку проекта «Кортеж». Производство проходило на Ульяновском автозаводе (УАЗ).

На протяжении последних нескольких лет в Минпромторг говорили о планах показать «Кортеж» во время инаугурации президента, но до последнего момента перед церемонией было неясно, воспользуется ли Путин лимузином. 27 апреля в сети появилась фотография автомобиля на эвакуаторе в маскировочном чехле, который по дизайну выглядел как лимузин проекта «Кортеж».

Источники РИА «Новости» утверждали, что отечественный автомобиль может не потребоваться, а издание Forbes указывало на то, что машину решили не использовать из-за недоработок. Автомобильный журналист Дмитрий Баринов писал, что лимузин не подготовили в срок, поэтому в день инаугурации Путин не проехал на машине по Москве, а лишь добрался до Большого Кремлёвского дворца — суммарно проехав около 200 метров. Однако источник «Интерфакса» во властных структурах рассказал, что в этот раз президент не поменял место работы, поэтому символическая поездка из Белого дома в Кремль не потребовалась.

Источники ТАСС, близкие к организации церемонии инаугурации, напротив, рассказали, что автомобиль прошёл все необходимые испытания по безопасности перед мероприятием. Незадолго до церемонии глава Минпромторга Денис Мантуров объявил, что автомобиль технически исправен и готов участвовать в инаугурации президента.

Коммерческие планы

Как утверждают представители научного центра «НАМИ», ответственного за создание «Кортежей», до конца 2018 года конструкторы соберут больше 100 машин этой модели. Ключевая задача проекта — создание транспорта для первых лиц государства, после чего авторы займутся строительством моделей для госслужащих. По задумке, со временем «Кортежи» заменят нынешний правительственный автомобильный парк, куда входят машины иностранных брендов.

Макет автомобилей проекта «Кортеж». Фото Сергея Субботина, РИА «Новости»

За четыре года работы бюджетные затраты на «Кортежи» составили 12,4 миллиарда рублей. Чтобы окупить потраченные средства, авторы планируют продавать коммерческие аналоги всех четырёх вариантов автомобилей. Это необычное решение, так как зачастую правительственные машины нельзя приобрести на рынке — например, Cadillac One президента США. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, цена коммерческих версий «Кортежа» составит 6-7 миллионов рублей — примерно как за Mercedes.

#разборы #политика #автомобили