Женя Кузьмин
3 370

Спасение от «мертвецов»: как группа Grateful Dead помогла баскетбольной сборной Литвы попасть на Олимпиаду 1992 года

Рокеры проспонсировали команду, у которой не было средств после распада СССР. Взамен спортсмены носили цветастую форму с черепами.

Поделиться

В избранное

В избранном

В начале мая между Министерствами иностранных дел России и Литвы возник конфликт из-за платья от Adidas с советским гербом и надписью «СССР». В Литве назвали вещь «имперской ностальгией», а российская сторона вспомнила литовских баскетболистов, выступавших за советскую сборную. Через несколько дней Adidas снял платья с продажи.

Во время спора МИД Литвы вспомнил о литовской баскетбольной команде, завоевавшей на Олимпиаде 1992 года бронзовые медали. Но команда вошла в историю не только благодаря результату, но и из-за обстоятельств поездки на Игры: американская рок-группа Grateful Dead проспонсировала спортсменов после распада СССР и помогла им с формой — цветастыми футболками со скелетами, ставшими легендарными.

Сбор денег на сборную страны

В марте 1990 года Литва стала первой страной, объявившей о выходе из СССР. Сразу же после этого баскетбольная команда, в которой были собраны несколько олимпийских чемпионов, начала думать, как им отправиться на Игры 1992 года в Барселоне. На том турнире бывшие республики выступали под нейтральным флагом в качестве «Объединённой команды», но Литва хотела быть отдельно.

Была только одна проблема — у страны не было денег на спортивные турниры.

Инициативу в свои руки взял знаменитый баскетболист Шарунас Марчюлёнис, который к тому времени уехал играть в США в обход правил Госкомспорта СССР. Несколько месяцев он искал средства на сборную Литвы: тренер Донни Нельсон вспоминал, что спортсмен ездил в разные уголки страны ради нескольких десятков долларов.

Марчюлёнис в одной из версий формы сборной Литвы

В какой-то момент Марчюлёнису позвонили представители американской группы Grateful Dead — одних из основоположников психоделического рока и участников легендарного фестиваля Вудсток. Музыканты пригласили игрока в свой гараж и предложили финансовую помощь.

Можете представить подобное в наши дни? Я в гараже у «Grateful Dead», с их атмосферой травки? Да я бы завалил каждый тест на наркотики, просто их тогда не проводили.

Шарунас Марчюлёнис
баскетболист

Церемония со скелетами

Барабанщик Микки Харт отметил, что спонсирование деньгами было не очень существенное — около пяти тысяч долларов. Но вместе с этим Grateful Dead снабдили их партией цветастых футболок и шорт с символом группы — скелетом и черепами. Дизайн должен был появиться на мерче музыкантов к концерту в Бостоне, но те передали все права литовцам.

Было несколько вариантов футболок: в самом популярном скелет забивал сверху в баскетбольное кольцо. Благодаря поддержке Grateful Dead сборная Литвы всё же приехала на Олимпиаду в Барселоне. И тогда футболки стали одним из главных феноменов Игр.

Один из вариантов футболок для сборной Литвы

В официальных матчах Литва играла не в форме от рок-группы, а в стандартных белых и зелёных майках. Но баскетболисты ходили в цветастых комплектах везде: по улицам Барселоны, на тренировках и официальных мероприятиях.

В матче за третье место Литва обыграла «Объединённую сборную» и взяла бронзовые награды. На награждение спортсмены должны были надеть специальную форму от Олимпийского комитета, но они поменяли её на футболки со скелетами. Вместе с ними в такой же футболке вышел президент Литвы: во время празднований в раздевалке ему забрызгали шампанским единственный костюм.

Влияние футболок

После церемонии награждения футболки стали обсуждать во всём мире. Ещё до отъезда в Литву игроки начали получать предложения продать их за сотни долларов. Баскетболисты организовали аукцион и пожертвовали средства в детские благотворительные фонды.

Выходить на награждения в форме от Grateful Dead стало литовской традицией, а футболки превратились в популярный сувенир на всех баскетбольных турнирах. Доходы от комплектов несколько лет обеспечивали литовскую команду. На Олимпиаде 1996 года в Атланте продажи цветастой формы опередили майки непобедимой на тех Играх сборной США. Один из оригинальных комплектов теперь выставлен в официальном Зале славы баскетбола.

Футболки также стали частью поп-культуры. Например, одну из них можно увидеть на героине сериала «Друзья» Фиби.

В 2012 году на фестивале авторского кино «Сандэнс» представили документальный фильм про ту сборную Литвы под названием «Ещё одна Дрим тим» — там историю про помощь Grateful Dead рассказали сами баскетболисты. А пользователи соцсетей и Reddit пустя 26 лет после Игр до сих пор хвалятся раритентными вещами с яркими цветами и черепами.

О помощи рок-музыкантов всё ещё вспоминают и спортмены. «Grateful Dead» поверили в нас, когда мы были никем и ничем», — отметил Марчюлёнис.

#истории #спорт

{ "author_name": "Женя Кузьмин", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442"], "comments": 4, "likes": 51, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "70491", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "create", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } } ]