Максим Газизов
384
Блоги

Блокировка Telegram не навредила моей игре

Здравствуйте, дорогие друзья! Где–то год назад я взялся за разработку игры на движке Telegram–бота. На создание постапокалиптического мира меня вдохновили вселенные Fallout, Mad Max и Wasteland. Сразу хочу оговорить момент — название Wasteland Wars не имеет ничего общего с игрой Wasteland, у которой уже как минимум есть 2 части.

Поделиться

В избранное

В избранном

В этой статье я бы хотел рассказать о том, что сейчас происходит с моим скромным творением, как оно живёт и что мы будем делать дальше.

Предлагаю логически разделить события на до блокировки Telegram и после, как в «Звёздных войнах» — до битвы при Явине и после соответственно.

До блокировки Telegram

Всё шло довольно неплохо. За три месяца активной работы с игроками мне удалось поднять суточный онлайн до 4000 человек. Вопреки всем прогнозам и советам не делать игру в 2018 году я понимаю, что сделал всё правильно. Мою игру собиралась купить одна студия, но условия мне не очень понравились. Я вижу немного другое развитие для Wasteland Wars.

Работа с разными интернет–площадками, сообществами и рейтингами, можно сказать, сделала своё дело. Я понял, что игрокам нравится, что стоит поправить, а что вовсе снести и забыть как страшный сон.

Основной проблемой всё–таки были лаги на сервере. В чатах игры я видел жалобы на нестабильную работу — человек отправляет тот или иной запрос (вход в рейд, удары, путешествие) и у него сам процесс зависает. Весь этот негатив меня подстёгивал изнутри к логическому решению — найти более производительный сервер и разместить своего бота там.

Пока я вёл работы по переносу и оптимизации, я забыл, что такое сон. Я старался перенести игру на высокопроизводительный сервер и успеть в срок. На самом деле, сроков никаких нет. Просто я привык делать что–либо качественно. Нельзя сделать некачественно, когда в твою игру за сутки заходят 4000 человек. Ведь их цель — хорошо провести время. Моя цель — обеспечить людям эту возможность. Когда я–таки сделал перенос, то принялся тестировать. Игроки, которые остались несмотря на косяки на начальных этапах игры с Wasteland Wars, очень в этом помогли. После трёх недель тестирования я понял, что новый сервер справляется с нагрузкой. Бинго.

Понимаю проблемы игроков, с которыми они сталкивались. Понимаю ребят, которые заплатили за определённые фишки, хотят с этими фишками броситься в рейд, новую локацию, а бот повис. Так как я играю в игры лет с 8, а занимаюсь разработкой игр с 12 лет, то к негативу я отношусь спокойно. Главное, понять причину этого негатива, профиксить/искоренить и обеспечить стабильную работу. На словах это очень просто звучит, на деле — часы правок кода и работа с API.

Мне проще заплатить больше за стабильную работу сервера, чем я потеряю людей, которым нравится игра. И дело здесь как раз–таки не в деньгах и не в донатах. Как я уже говорил, я делаю игру своей мечты, и пока в неё будут с удовольствием играть — я буду с удовольствием её развивать.

День Икс

В один прекрасный понедельник соцсети и Telegram подняли нас «предупредительной сиреной» о старте блокировки со стороны Роскомнадзора. Чтобы сейчас не спадала драматичность ситуации, я скажу — этот день я запомню надолго! И пауза с воодушевлённым взглядом.

В тот день я решил обезопасить игроков. Для этого была создана группа ВК, в которой люди могли бы общаться так же, как в тех же чатах Telegram. Несмотря на блокировку, игроки находили прокси–сервера, кто–то включал VPN и играл уже на новом сервере. Так случилось, что тест нового сервера выпал на дни блокировки.

Сейчас нет смысла говорить о том, что я героически преодолевал последствия блокировки, обвиняя Роскомнадзор. Нет, мне даже дела не было до их действий. Ведь кто захочет играть, найдёт способ обойти блокировку. Само событие, конечно, доставило неудобства, но с другой стороны я нашёл несколько решений.

Одним из таких решений стал перевод игры на английский язык и выход на европейский рынок. Игру мне перевёл один из игроков за бесплатно. Так что с переводом и адаптацией проблем не возникло и не будет возникать. Пока я не доведу до ума процесс игры как для русскоязычной аудитории, так и для зарубежной, то речи ни о какой экспансии быть не может. Знаю два примера игр на движке ботов Telegram, которые просто взяли и разграничили аудитории. Это значит, что европейская аудитория получила то, что недоступно российской. Последняя вроде как начала из тех проектов сливаться. А я такой судьбы своему проекту не хочу. Одно дело — меня интересовали бы только деньги и тут уже абсолютно наплевать, с кого их брать (логика многих любителей посшибать верхушки). Однако для меня же важнее community и развитие игры.

Из–за слишком стремительного развития ситуации с момента вынесения вердикта по иску РКН, мне пришлось параллельно с разработкой глобального обновления 2.0 в сжатые сроки активно дописывать API серверной части игры для возможности создания альтернативных игровых клиентов, не привязанных к Telegram. Игра никуда не уйдёт из телеграма, а альтернативные клиенты будут представлять из себя лишь элементарный интерфейс для связи с общим сервером и базой игры.

Благо, что блокировка для Telegram закончилась не так, как для LinkedIn.

После блокировки

Telegram всё еще работает и регулярно выпускает обновления настроек для поддержания работоспособности. Это уже большой успех. Тем не менее, у существенной части игроков продолжают наблюдаться сложности с подключением к серверам мессенджера, у многих не работают конкретные элементы — отправка и загрузка файлов, голосовые вызовы, или же периодически сильно тормозит обмен сообщениями. Проект я успел перенести на зарубежные сервера до начала затягивания гаек, поэтому непосредственно на работе бота блокировка адресов никак не сказалась. С момента блокировки средний суточный онлайн игры упал приблизительно на 20–25%, что, конечно, очень неприятно, но всё же это число гораздо меньше, чем я себе представлял.

Стоит признать, что Telegram работает и регулярно выпускает обновления настроек для поддержания работоспособности. Конечно, есть и ещё одна проблема. Telegram упал и был недоступен 10 часов. Это достаточно неприятно. Поэтому в тот момент зайти и поиграть в ту же Wasteland Wars было невозможно. Такие технические сбои негативно сказываются на восприятии проектов аудиторией.

В начале мая я–таки выпустил обновление 2.0. На сегодняшний день игра стала ещё более совершенной, чем в первые полгода её существования. В этом есть огромная заслуга игроков! Спасибо вам огромное за то, что своевременно и конструктивно сообщаете о проблемах!

Так что для Wasteland Wars блокировка Telegram дала толчок к развитию, выходу на зарубежный рынок и переходу на новые платформы. Возможно, я чересчур забочусь и идеализирую проект. Однако мне не всё равно, во что играют люди и что они при этом чувствуют.

{ "author_name": "Максим Газизов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": -9, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "71428", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]