Павел Терентьев
109
Блоги

Краудфандинг в системе предпринимательства: преимущества и перспективы

Шемякин Константин Владимирович

Поделиться

В избранное

В избранном

г. Белгород, Россия

НИУ «БелГУ»

Аннотация: В статье раскрывается понятие краудфандинга, рассматриваются основы его становления, анализируются этапы его осуществления, основные преимущества и недостатки, а также рассматриваются перспективы его развития.

Ключевые слова: краудфандинг, краудфандинговыйпроект, организатор, интернет, краудфандинговаяплощадка, инвестиции.

CROWDFUNDING IN THE ENTERPRISE: BENEFITS AND PROSPECTS

Shemyakin Konstantin Vladimirovich

Belgorod, Russia

Belgorod National Research University

Annotation: the article reveals the concept of crowdfunding,discusses the basics of its formation, analyzes the stages of its implementation, the main advantages and disadvantages, as well as the prospects of its development.

Keywords: crowdfunding, crowdfunding project, organizer, Internet, crowdfunding platform, investments.

Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день краудфандинг развивается достаточно быстрыми темпами, проникая во все сферы общества. Краудфандингстановится «ключом» к началу предпринимательской деятельности, своеобразным механизмом его запуска. Краудфандинг превращает идею в реальный бизнес, а ееинициатора – в предпринимателя, поэтому изучение краудфандинга в системе предпринимательства является актуальным сегодня.

Краудфандинг – это коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих свои денежные средства, главный образом через интернет, для поддержки усилий других людей или организаций. История краудфандингауходит своими корнями в далекое прошлое. К примеру, строительство Храма Христа Спасителя, памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве были профинансированы частично за счет народных средств, а значит, эти мероприятия также можно считать краудфандингом.

Современный краудфандинг обязан своему появлению и широком распространению интернету. Первым примером интернет-краудфандинга можно считать сбор средств на организацию гастрольного тура Marillion, когда теперь уже в далеком 1997 году фанаты группы без участия самой группы организовали интернет-компанию по сбору средств для финансирования музыкального тура по всей территории США. Появившись в творческой среде, краудфандингпостепенно перешел в такие сферы деятельности как благотворительность, политика, спорт, малое предпринимательство.

Совершенствование технологий оказывает влияние на все сферы деятельности человека. Эти изменения особенно заметны в предпринимательстве, где все большее количество нововведений связаны с интернет-технологиями. Инициатор идеи при организации малого бизнеса практически всегда ограничен в финансовых средствах, испытывает сложности в привлечении инвестиций. А идею реализовывать надо, поэтому инициатор и принимает решение прибегнуть к краудфандингу ввиду отсутствия других источников финансирования.

Первым шагом в применении краудфандинга является составление плана краудфандинговой кампании. Здесь же необходимо определиться с краудфандинговой платформой – интернет-сайтом, на котором размещаются краудфанлинговыепроекты. В России наиболее популярными считаются две краудфандинговые площадки – Boomstarter и Planeta.ru. Они предлагают различные условия размещения проектов, в т.ч. и по категориям (технологии, спорт, еда, дизайн и т.д.), поэтому организаторам краудфандинговой кампании следует особенно тщательно подойти к выбору краудфанговой площадки. План краудфандинговой кампании должен также включать финансовую цель (сумму необходимых средств для реализации проекта с учетом комиссии, налогов и вознаграждений). По мнению Л. К. Плюсниной«целесообразным при составлении плана краудфандинговойкампании составить бизнес-план, с полной и подробной характеристикой всех его разделов» [2, с. 73]. Тогда организатору будет проще ориентироваться в целях и временных интервалах их достижения, что также важно для краудфандингового проекта.

Следующим этапом является дизайн и оформление проекта – это все то, что видят потенциальные доноры проекта. А. И. Бородаенко считает, что «проект должен быть ярким, узнаваемым, привлекающим внимание, благодаря чему он будет способен набрать нужное количество средств» [1, с. 170]. Для оформления проекта организаторы зачастую прибегают к услугам профессиональных дизайнеров – это и понятно, они способны лучше в этом разобраться. Однако выполнение дизайна специализированными организациями требует определенных затрат, поэтому здесь инициатору следует определиться, обладает ли он свободными финансовыми средствами для этого, а, может быть, ему лучше сэкономить и сделать все самому.

Следующий этап – реклама краудфандингового проекта. Многие организаторы пренебрегают рекламой проекта, ошибочно считая, что рекламную кампанию по продвижению проекта следует запускать вместе с самим проектом. По мнению А. А. Юрченко «рекламная кампания по раскрутке краудфандингового проекта должна стартовать за некоторое время до начала самого проекта» [5, с. 830]. Здесь на помощь организаторам проекта придут социальные сети, специализированные сайты.

Завершающий этап – послепроектная работа. Проводя краудфандинговую кампанию, организатор берет на себя определенные обязательства перед дарителями. В том случае, если такие обязательства включают вознаграждение за участие в проекте, то организатор должен выполнить обязательства и доставить вознаграждения дарителям. Поэтому краудфандинговая кампания не завершается сбором средств, как многие предполагают.

Таким образом, можно сказать, что разработка краудфандингового проекта и его применение является достаточно трудоемким процессом, требующим значительных затрат организационных, временных и финансовых ресурсов, однако эти усилия с лихвой оправдают себя в случае успеха проекта и претворения его в жизнь.

Применение краудфандинга в предпринимательстве является одним из способов начала либо развития самого предпринимательства, превращения идеи в конкретную деятельность. Краудфандинг имеет большое количество преимуществ. В частности, он создает прозрачный и эффективный механизм финансирования проектов, в котором могут принять участие все желающие. Количество собранных денег на данный момент времени, финансовую цель – все это может увидеть любой желающий, необходимо лишь просмотреть интернет-страницу проекта на краудфандинговой платформе. По мнению Т. И. Шерстобитовой еще одно преимущество краудфандинга«заключается в поддержке инновационных проектов и компаний» [4, с. 249]. В данном случае при их успешной реализации в дальнейшем могут быть привлечены другие инвесторы. Краудфандинг способен также демократизировать процесс поддержки социально значимых проектов и изыскать для них дополнительные средств. Другими словами, поддержка проектов на основе краудфандинга значительно проще других инструментов финансирования проектов.

Однако наряду с преимуществами, применение краудфандинга в системе предпринимательства имеет и свои недостатки. Во-первых, в нашей стране отсутствует законодательное регулирование краудфандинговойдеятельности, инвесторы не имеют правовой защиты, что может снизить вероятность их участия и затормозить развитие краудфандинга в целом [3, с. 155]. Во-вторых, возникает вероятность конфликта интересов. Инвестор, вкладывая средства в краудфандинговый проект, может быть заинтересован в дальнейшем развитии бизнеса не по тому направлению, каким видит его предприниматель. В связи с этим некоторые платформы обязывают предпринимателя внести половину требуемей суммы, что обеспечивает ему обладание контрольным пакетом акций. В-третьих, довольно сложным является оценка необходимого объема финансирования. Если при традиционных способах инвестирования можно корректировать итоговую сумму, то здесь дело обстоит несколько сложнее, т.к. сумма заранее определена. Но в то же время существует вероятность того, что этой суммы может попросту не хватить, и тогда все усилия могут оказаться напрасными.

Следовательно, можно говорить о распространении краудфандинга, но не следует забывать и о его недостатках, которые способны негативно сказаться на его дальнейшем развитии. Однако несмотря на наличие определенных «проблемных мест» краудфандинг в системе предпринимательства развивается, и развивается довольно быстрыми темпами. При этом успешность краудфандинговойдеятельности будет зависеть от разработки законодательной базы краудфандинга и повышения основных показателей финансового рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородаенко, А. И. Краудфандинг как перспективный способ финансирования инновационных проектов [Текст] / А. И. Бородаенко // Молодой исследователь Дона. – 2017. – №3. – С. 166-172.

2. Плюснина, Л. К. Краудфандинг как социальный феномен информационного общества [Текст] / Л. К. Плюснина // Теория и практика общественного развития. – 2017. – №4. – С. 71-74.

3. Седельников, С. Е. Краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в Российской Федерации [Текст] / С. Е. Сидельников // Проблемы современной экономики. – 2015. – №3. – С. 154-157.

4. Шерстобитова, Т. И. Краудфандинг: отличительные черты и особенности развития в России [Текст] / Т. И. Шерстобитова, А. А. Чернов // Инновационная наука. – 2017. – №2. – С. 249-251.

5. Юрченко, А. А. Краудфандинг – новый способ финансирования [Текст] / А. А. Юрченко, В. А. Кузнецова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – №2. – С. 830-832.

{ "author_name": "Павел Терентьев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": -18, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "71894", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]