Российские ралли-рейды
152
Блоги

«Вся моя жизнь – гонки!»

16 мая в Москве состоялась большая презентация внедорожного ралли-марафона «AFRICA ECO RACE 2019». Мероприятие прошло в конференц-холле клубного корпуса Crown Plaza, собрав около сотни гостей. В преддверии официального старта презентации и семинара Жан-Луи Шлессер пообщался с журналистами и ответил на их самые каверзные вопросы. О мечте стать гонщиком, об автомобилях, на которых удалось принимать участие и о своих «детях», проектах и гонках в эксклюзивном интервью Российских ралли-рейдов.

Поделиться

В избранное

В избранном

Фото Сергея Дубровина

Информационная справка:

Жан-Луи Шлессер - французский автогонщик, участник чемпионатов мира по автогонкам в классе Формула-1 и спортивных автомобилей, известный также под прозвищем «Лис пустыни». Двукратный чемпион мира по автогонкам в классе спортивных автомобилей, двукратный победитель ралли «Париж-Дакар» в Абсолютном зачете (1999-2000 гг.), шестикратный победитель «Африка Эко Рейс», руководитель гонки «Африка Эко Рейс»

Жан-Луи, давайте сначала о мечте: как родилась идея стать гонщиком, и повлиял ли Ваш дядя Жо Шлиссер, гонщик Формулы 1, на ваш выбор?

J.L.S.: Я и не думал, что меня будут спрашивать о делах давно минувших дней. Расскажу кратко, так как это очень длинная история. Мое детство, как и детство большинства людей, родившихся в 20-м веке прошло в эпоху, когда не было ни компьютеров, ни сотовых телефонов, ни интернета, ни прочих гаджетов. У нас было развлечение: мы делали некое подобие самокатов из старых запчастей, других подручных средств, которые могли найти, и устраивали уличные гонки на этой технике. Наверное, с этого и началось мое увлечение гонками. У меня была достаточно небогатая семья и не было средств, чтобы за свой счет заниматься автомобильным спортом и участвовать в соревнованиях. Тогда я решил пойти учиться в школу гонщиков не для того, чтобы научиться ездить на машине, просто там была возможность участвовать в соревнованиях, а в случае выигрыша давали автомобиль для продолжения карьеры.

Не было ли сомнения после трагической смерти дяди (прим. сгорел заживо в 1968 году на этапе Формулы1 в Руане) в продолжении карьеры молодого гонщика?

J.L.S.: На самом деле это был акселератор становления карьеры гонщика. В то время я должен был закончить электромеханический колледж Оливетти, где продолжительность обучения была пять лет, а параллельно отец помог мне поступить в школу гонщиков. Но после трагических событий с дядей отец, вернувшись с похорон, сказал, что планы поменялись, и вместо обучения в школе гонщиков он мне купит маленькую машинку, чтобы ездить на учебу в колледж. Примерно в это же время один мой приятель, который служил в армии в Марокко, возвращался во Францию и попросил меня отвезти его. Вот так я уехал во Францию и изменил планы отца. Я стал самостоятельно зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу в школе гонщиков в Ле-Мане. Отец очень сильно переживал и не был в восторге от моего решения. Семья у нас была несостоятельная, и для молодых людей вот так уехать из Марокко было очень непросто. Вообще такой поступок был достаточно редким. Поначалу во Франции было сложно психологически: французов, родившихся в Африке, называли «черные ноги», да и по-французски мы разговаривали с акцентом… Я уехал во Францию, не имея ничего, и мне было вначале трудно.

Поддерживала ли семья потом, когда начались первые гонки и были первые победы в автоспорте?

J.L.S.: Семья меня не поддерживала материально, потому что, как я и сказал, у нас была достаточно необеспеченная семья. А морально... Вы знаете, в моей жизни было два этапа: первый, когда я участвовал в соревнованиях на спортпрототипах, в кольцевых гонках и был чемпионом Европы и чемпионом мира в гонках на спорткарах. Тогда все было нормально. И второй, когда я, завершив карьеру в «кольце», перешел во внедорожные соревнования и стал конструировать багги. Тогда вся моя семья была против, кроме моего отца. Он поддерживал меня, и в том числе при его поддержке мне удалось выиграть все, что было возможно. Я всю свою жизнь считаю, что самое важное - это чего-то сильно хотеть и желать, тогда все получиться! Благодаря этому у меня получилось победить во многих автомобильных соревнованиях и сериях и завоевать столько первых мест.

Почему стали конструировать именно багги, хотя карьеру начинали Вы в кольцевых гонках?

J.L.S.: Сначала расскажу предысторию. Пришлось приложить немало усилий, чтобы стать чемпионом. Очень часто люди видят только блестящую сторону всех этих побед и мало кто задумывается, каких усилий это стоит. В спортпрототипах я выиграл практически все: был чемпионом мира, чемпионом Германии, выступая за Мерседес... Было предложение выступать за команду Peugeot, но на тот момент времени стало понятно, надо было переходить на следующий уровень, и что я достиг некоего предела в кольцевых гонках. Поэтому, даже не представляя себе, что такое может случиться, я решил заняться чем-то новым, и подумал, почему бы не начать, например, конструировать автомобили. Почему выбор был сделан в сторону именно багги? Интересный вопрос. Это тот самый момент, когда выбираешь карьеру в той сфере, где у тебя все удается. Когда я пришел в ралли-рейды, было много заводских команд, таких как Peugeot, Citroen, Mitsubishi. У них были солидные бюджеты и много инженеров. Тогда я сказал себе, что надо найти какое-нибудь решение, чтобы отличиться от них и привлечь внимание партнеров и спонсоров. Для этого надо было изобрести что-то новое. А так как построить моноприводный багги было проще, чем полноприводный внедорожник, то выбор остановился на нем. И мне удалось обратить на себя внимание журналистов, которые приезжали по приглашению крупных заводских команд. Для того, чтобы разнообразить свои материалы, представители средств массовой информации рассказывали заодно и о моих машинах. Таким образом, получал бесплатное освещение, и это было здорово! Выбор багги был удачным ходом!

Какие узлы и агрегаты использовались для постройки багги?

J.L.S.: На заре становления мастерской я начинал с двигателей Porsche. Это был чисто технический вопрос, потому как мне нужен был максимально легкий автомобиль, а вместе с тем и надежный в пустыне. Мне повезло, что еще в период выступлений за команду Mercedes, я дружил с инженерами, которые работали еще и в Porsche. С их помощью мне удалось получить очень хороший оппозитный двигатель Porsche Carrera с воздушным охлаждением.

Можете дать рецепт идеального внедорожника и идеального багги на сегодняшний день?

J.L.S.: Рецепт один - постараться сделать автомобиль как можно легче, надежнее, с хорошим ходом подвески… В принципе, он актуален на все времена.

Какой серийный внедорожный автомобиль вы можете рекомендовать? Какая марка больше всех вас устраивает?

J.L.S.: Смотря для чего использовать автомобиль… Для бездорожья, а также спокойных передвижений с семьей, на данный момент, есть единственная модель - Jeep Wrangler Sahara, который идеален для путешествий. Он единственный на сегодня автомобиль, имеющий электронные блокировки дифференциалов спереди и сзади. Эта модель – компромисс между ценой и удобством.

Почему американцы, немцы, англичане и даже русские построили свои внедорожники, а французы нет?

J.L.S.: Во-первый, на мой взгляд, во Франции не так много пустынь и бездорожья. Во-вторых, наверное, это не является национальной и культурологической чертой французов. Да и руководство предприятий смотрит на рынок, на спрос и исходит прежде всего от этого. Зато французы создали ралли-рейды и, по-моему, этого достаточно!

Вернемся к соревнованиям. Какие главные три гонки вы можете выделить в своей жизни (Дакар, The 24 Hours of Le Mans…) и как можно их коротко охарактеризовать?

J.L.S.: Если говорить о Дакаре, то для меня это был личный подвиг, потому как я единственный, кто несколько раз подряд выиграл марафон на автомобиле своей собственной конструкции. Теперь это уже банальность, и всем известно, но это факт. На самом деле победить в нем было очень непросто, потому как участвовали очень серьезные команды и сильные соперники. Еще один факт моей гоночной биографии, что первые шесть гонок в ралли-рейдах в самом начале рейдовой карьеры я выиграл в одиночку, без штурмана. В гонке The 24 Hours of Le Mans надо было быть очень собранным, там важно следить не только за дорогой, но, и чтобы соперники не сделали глупости и не совершали ошибки, потому что любая мелочь может повлиять на результат. Третью гонку… Я даже не знаю какую третью гонку назвать, так как много где ездил и много побеждал. Физически тяжело выступать на спортпрототипах, потому как там нет усилителя рулевого управления, и на виражах бывало сложно.

Уже несколько раз вы говорите, что выступали без штурмана. Почему выступали без штурмана?

J.L.S.: Самые первые мои багги были одноместными, потому как я хотел, чтобы автомобиль был супер-легким, и просто решил таким образом решить проблему. Поначалу я даже не представлял себе, насколько трудно ездить без второго пилота.

За 44 года в автоспорте и езды на различных типах техники: и на одноместных спорткарах, на прототипах, на багги, и даже на нашем российском автомобиле НИВА, какой автомобиль оставил самые яркие впечатления, а с каким было больше всего проблем?

J.L.S.: Очень сложно вспомнить... Положительные эмоции были везде и со всеми автомобилями. Я участвовал в гонках на скорость на «Ровере», и это был великолепный автомобиль, которым приятно было управлять. Очень большое удовольствие было ездить на мощном резком автомобиле Mercedes-Benz C11. На трассе 1000 км Нюрбургринга наиболее жестким испытанием была классификация, где даже «выворачивало» от скорости. Там я участвовал на Sauber C9-Mercedes. Да и собственные багги приносили удовлетворение. Конечно, были и разочарования. Однажды у меня сгорел автомобиль, мы только успели остановиться и выйти. Такое тоже случается.

На каком месте в гонке адреналин?

J.L.S.: Это, конечно, моя точка зрения, и адреналин важен, но всегда нужно не терять голову и сохранять ум холодным. Невозможно выигрывать только на адреналине. Составляющих победы очень много и много типов пилотов: есть быстрые пилоты, есть пилоты хорошие, но супер-пилотов очень мало. Для того чтобы выигрывать, надо всегда хранить ясность ума.

Кто ваш кумир среди пилотов?

J.L.S.: Кумиров нет. Михаэль Шумахер был со мной в одной команде, в кольце гонял с Айртоном Сенна...

У Вас есть небольшая кинокарьера - участие в фильмах «Такси 2» и «Такси 3». Вам понравился этот художественный эксперимент? Будете продолжать, и поступали ли еще предложения?

J.L.S.: Во всех четырех фильмах я делал все трюки, которые были связаны со скоростью. Не столкновения, а именно скоростные трюки. Больше, конечно, я выступал как каскадер, а в «Такси 2» и в «Такси 3» у меня была уже небольшая актерская роль. В «Такси 5» сменилась режиссерская команда, и для меня проект был завершен.

В разные этапы своей жизни в автоспорте вы успели побывать и пилотом (44 года выступлений и побед), и организатором (11 лет руководства марафоном «Африка Эко Рейс»), и инженером-конструктором (почти 28 лет). Скажите, что сложнее: участвовать в гонке или быть ее организатором? Или строить машины? И что лично вам больше по душе?

J.L.S.: Последнюю гонку я выиграл в 2014 году. Вся моя жизнь – это сплошные каникулы, потому что все, что я делал, было очень интересно, и мне нравилось. Сейчас вот мы разговариваем, а я думаю про гонку в Бельгии, где впервые пройдет Чемпионат мира самолетов по самому короткому взлету и посадке (Short Take Off & Landing - STOL). Я постоянно живу своими проектами, и мне это нравится. Во всех аспектах моей жизни я стараюсь делать все максимально хорошо.

В 2003 году вы сказали в одном из интервью, что оставите спорт, если появится кто-то лучше вас или придет пресыщение автоспортом. 2014 году вы прекратили выступать. Просто надоело побеждать, или на самом деле появились быстрые конкуренты?

J.L.S.: Я, кажется, говорил, что выступаю только для того, чтобы выигрывать. Когда я стал организовывать «Африка Эко Рейс», я делал все, чтобы гонка удалась. И соревнование на самолетах в Бельгии я тоже постараюсь выиграть и запускаю его со ставкой на то, что оно будет успешно. Все, что я делаю, делаю по полной программе. Это же касается гонки в Туркменистане, которая, я уверен, станет такой же популярной как африканский марафон.

Ну и в завершении, можете дать несколько советов, а может быть что-то пожелать участникам, которые приедут на ваши гонки и будут бороться за место на подиуме. Так сказать, совет уже опытного пилота тем, кто еще начинает свой путь к славе.

J.L.S.: Те, кто не знаком с этой гонкой, они смогут посмотреть, что такое настоящий ралли-рейд. Нас ждет 15 великолепных гоночных дней, где мы две недели живем в палатках и каждый день видим настоящую жизнь. Прожить гонку так как мы ее живем – дорогого стоит! «Африка Эко Рейс» - это серьезное соперничество и вызов самому себе.

Фото Михаила Ласточкина

Полная версия материала

Беседовала Татьяна Измайлова

{ "author_name": "Российские ралли-рейды", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 20, "likes": -14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "72020", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]