Александр Фаст
12 269
Блоги

«Боль и ненависть в прогрессе»: как я разочаровался в оплате муниципального транспорта по безналичному расчёту

И заодно нашёл способ бесплатно ездить на екатеринбургском метро.

Поделиться

В избранное

В избранном

Станция метро «Площадь 1905 года» в Екатеринбурга. Фото Алексея Булатова, «Комсомольская правда - Екатеринбург»

В Екатеринбурге существует компания «И-Сеть», названная в честь протекающей через город реки Исети. Это открытое акционерное общество занимается внедрением в городе «Е-Карты» — единого проездного для всех видов транспорта и прочих связанных с ней сервисов.

Зимой 2018 года руководство «И-Сети» объявило, что в ближайшее время начнёт тестирование в городском транспорте системы оплаты бесконтактными банковскими картами. А равно их виртуальными аналогами через сервисы Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay.

Я встретил эту новость с радостью и опробовал технологию сразу после её тестового запуска в метро. Убедившись, что это действительно работает, я окончательно распрощался с наличными — правда, лишь спустя несколько месяцев, когда систему внедрили в трамваи, троллейбусы и автобусы.

Однако вскоре некоторые мои знакомые, также платившие за проезд «телефонами», начали попадать в некий «банковский стоп-лист», и не могли больше проходить через турникеты с бесконтактными считывателями. Чаще всего это происходило из-за невозможности списать деньги за поездку, потому что на использованной банковской карте их не хватало.

Такая ситуация часто возникала из-за большой разницы по времени между оплатой и списанием. Иногда она составляла несколько часов

Я по-дружески хихикал над подобными ситуациями, лишь слегка возмущаясь странно работающей системой оплаты городского транспорта. Хихикал я до тех пор, пока не попал в аналогичную ситуацию.

«К счастью», — подумал я — «у „И-сети“ есть личный кабинет пассажира, и там можно разблокировать банковскую карту по её номеру». Отбросив вопрос безопасности передачи платёжного номера через предположительно незащищённый канал, я попытался провести эту операцию.

Всё оказалось несколько сложнее. Ведь при оплате через мобильную платёжную систему (в моём случае — Apple Pay) аппарат считывает не номер исходной карты, а токен её виртуального дубля в телефоне. А токен этот зашифрован, и узнать его не может даже владелец устройства. Всё, что он может видеть — это последние четыре цифры токена.

На сайте «И-Сети» есть инструкция по тому, как узнать номер своей виртуальной карты. Реализован этот механизм через приложение для Android-телефона, которое якобы должно считать токен приложенной карты. Отбросим вопрос о том, что в вестибюле метро может не оказаться под рукой лишнего Android-устройства, ведь есть и проблема поинтереснее.

Приложение «Считыватель банковских карт», которым предлагает воспользоваться «И-сеть», удалено как с Google Play, так и с 4PDA.

Наверное, потому, что это приложение позволяет бесконтактно считывать данные чужих карточек: полный номер, срок действия и историю транзакций (а иногда даже имя владельца).

Единственное, что смогла мне предложить техподдержка «И-Сети» после получаса консультаций по телефону с постоянным прерыванием на навязчивую музыку — это удалить из телефона виртуальную карту. Тот же способ мне предложили и в техподдержке моего банка, добавив, что другого способа избавиться от проблем со стоп-листом не существует.

Конечно же, я удалил дубль карты в Apple Pay и снова завёл в сервис платёжную информацию — это дело нескольких секунд и вовсе не хлопотно. Но потом я задумался над своей ситуацией.

Получается, что любой человек может проехать на городском транспорте Екатеринбурга при недостатке средств на карте — как это было в моём случае. И он может потом удалить виртуальный дубль и обнулить свой долг — как это было в моём случае. И сможет дальше продолжить ездить на городском транспорте — судя по словам двух техподдержек.

Этот инцидент не только вызвал у меня значительное раздражение и на некоторое время отбил какое-либо желание связываться с оплатой городского транспорта по безналичному расчёту. Он ещё и указал на вполне рабочую и возможную мошенническую схему, благодаря которой кто угодно может регулярно обманывать городские транспортные службы (которые и так постоянно поднимают стоимость проезда) с помощью подручных средств.

Это не новость и не расследование.

Просто наблюдение о том, как муниципальные службы и их подрядчики пытаются делать вроде бы удобные и современные сервисы.

А потом подставляют самих себя.

#технологии #деньги #транспорт

{ "author_name": "Александр Фаст", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442"], "comments": 64, "likes": 63, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "72081", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]