Анатолий Чиквин
7 279
Блоги

Библиотека фильма «451 градус по Фаренгейту»

Как можно «прочитать» фильм по ссылкам на литературные источники.

Поделиться

В избранное

В избранном

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Вышедший в мае 2018 года фильм «451 градус по Фаренгейту» получил множество разных отзывов — как положительных, так и не очень. Критики и комментаторы при разборе сильных и слабых сторон ленты указывали на сюжетные детали, игру актёров, общий антураж кино. Однако практически никто из них не уделил пристального внимания главным героям фильма — самим книгам.

Антиутопия Брэдбери была написана под впечатлением от акций сожжения книг в нацистской Германии. Роман вышел в 1953 году, когда эти события были ещё у всех на слуху, и потому особое внимание как при прочтении книги, так и при просмотре фильма интересно уделить тому, какие печатные издания и почему появляются в кадре. Так удаётся обнаружить несколько пасхалок от режиссёра.

Трейлер

В предваряющем выход кино трейлере показано, как в руках неизвестного пламя охватывает роман «Преступление и наказание», после чего книгу бросают на кучу других, в числе которых хорошо видны «Лолита» Набокова, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «И пришло разрушение» Ачебе. Потом все собранные книги поджигает пожарный из огнемёта.

И если Достоевского и Сэлинджера герои книги ещё могли знать, то добавить к ним Набокова и Ачебе съёмочная группа решила уже сама, так как их труды вышли уже после публикации Брэдбери своего романа. «И пришло разрушение» был издан в 1959 году и считается едва ли не первым романом африканского писателя на английском языке. В своей книге Ачебе рассказывает о разрушительных последствиях европейской колонизации в Африке.

«Лолита» — одна из наиболее известных запрещаемых книг. В СССР её не издавали почти 35 лет, несколько лет запрет действовал в Великобритании, Франции и ряде других стран. Роль Достоевского будет понятна немного позже.

Эпиграф

Фильм предваряется парой эпиграфов. Первый — знаменитая цитата из «Процесса» Кафки: «Иногда оковы лучше свободы». Второй эпиграф интересен тем, что приведённая в нём цитата выдумана.

Лучше быть счастливым, чем свободным.

«Билль о правах»

На самом деле такой фразы в «Билле о правах» нет, однако мало кто из комментаторов обратил на это внимание. Такая реакция на пропущенный между делом откровенный фейк — первый намёк создателей фильма, как легко может быть переписана история в угоду государственным интересам.

Титры

Фильм начинается с кадров горящих книг, причём по видимым строчкам можно определить, какие издания уничтожаются. Первой сгорает «Гордость и предубеждение» Остин, за ней — «Когда я умирала» Фолкнера, «Происхождение видов» Дарвина. В огонь отправляются произведения Мопассана, Маркеса, «История» Геродота, а также «Моби Дик» Мелвилла и «Фауст» Гёте.

Горят, однако, не только литературные произведения. В этой подборке неожиданно встречается новеллизация мультфильма «Горбун из Нотр-Дама», партитура девятой симфонии Бетховена, фото «День Победы над Японией на Таймс-сквер» и журнал, посвящённый генетике. Между кадрами с полыхающими книгами вставлены документальные кадры «Акции против негерманского духа», в рамках которой нацисты избавлялись от «подрывной литературы».

Записки брандмейстера Битти

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

В моменты, когда его никто не видит, брандмейстер Битти упражняется в чистописании. На его столе лежат клочки бумаги, однако их содержание во многом ускользает от зрителя.

Символично, что Битти, который незадолго до этого говорил, что «миллионы мнений привели страну ко второй Гражданской войне», цитирует впоследствии «Левиафана» Гоббса, с трудом выводя от руки фразу о том, что жизнь в естественном состоянии «одинокая, бедная, мерзкая, грубая и короткая», и рациональные люди, осознав это, несомненно согласятся на новый общественный договор.

Публично осуждающий богатство идей и разнообразие мнений, Битти тренируется писать цитату Эмиля Мишеля Чорана: «Сознание — не просто заноза. Это кинжал, воткнутый в живую плоть». Записка, которая ненадолго оказывается в центре кадра — цитата французского философа Жозефа де Местра: «Не знаю, какова жизнь негодяя, я никогда им не был, но жизнь порядочного человека — омерзительна».

Записок много, среди них можно заметить даже довольно ироничную для самого Битти поговорку «Человек человеку волк» из комедии Плавта «Ослы». Брандмейстер все их потом сжигает, чтобы никто, в том числе система искусственного интеллекта, не обнаружила его необыкновенную для пожарного эрудицию. Однако насколько она необыкновенна — зрителю ещё предстоит увидеть.

Даже идею будущего предательства Монтега легко можно найти на этих записках. Битти пишет имя своего подопечного, которого он воспитывал как отец, и тут же зачёркивает, вписывая вместо этого цитату Чорана «Можно совершить все мыслимые преступления, кроме одного — стать отцом».

Сожжение дома Джоуд

В одном из сюжетообразующих эпизодов пожарные приходят в дом миссис Джоуд и обнаруживают там целую библиотеку. Это служит для Битти поводом провести для Монтега спонтанную лекцию, материалом для которой послужили как раз найденные издания.

Миссис Джоуд при появлении в кадре читает «Гроздья гнева» Джона Стейнбека — книгу, которая также часто запрещалась в ряде штатов США, в Ирландии, Канаде за слишком натуралистичное описание тяжёлой жизни бедняков во времена Великой депрессии.

Битти протягивает Монтегу первую как бы случайно взятую с полки книгу, предлагая прочитать оттуда что-нибудь для интереса. Это оказывается всё тот же «Процесс» Кафки с цитатой: «Как это вообще возможно, чтобы кто-то был виноват».

Затем брандмейстер цитирует по памяти Спинозу о том, что свобода — это осознанная необходимость и объясняет, что для искоренения расовой нетерпимости была уничтожена книга «Приключения Гекльберри Финна». Примечательно, что роман Марка Твена сначала, ещё при жизни автора критиковали за антирасистские идеи, а в наше время наоборот — за наличие оскорбительных высказываний. Начиная с середины 20 века различные издания этой книги подвергались цензуре: в них заменялось слово «ниггер».

В дополнение к Твену пожарный демонстрирует как бы кстати найденное издание «Сын Америки» Райта, и без дополнительных объяснений переходит к Миллеру и Хемингуэю, говоря, что их не одобряют феминистки. Это перечисление — любопытный художественный приём, который позволяет проиллюстрировать главную мысль. Уже в следующем кадре мы видим Битти с книгой «Моя борьба» Гитлера. Её, в отличие от прочих, брандмейстер никак не комментирует.

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Книги сносятся в кучу в гостиной, после чего Джоуд совершает самосожжение вместе с ними. Самой интересной пасхалкой и своеобразным оммажем автору антиутопии является кадр, на котором видно, что среди Диккенса, По и Джойса горит в том числе и книга «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери.

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Достоевский

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Достоевский — путеводная звезда всего фильма. Рассказывая в ленте о подполье «углей» (людей, хранящих книги), режиссёр как эстафетную палочку проносит и передаёт от персонажа к персонажу «Записки из подполья» русского писателя. Впервые открыв книгу, Монтег читает отрывок, посвящённый поиску человеком цели.

Я согласен, что дважды два четыре — превосходная вещь; но если уже всё хвалить, то и дважды два пять — премилая иногда вещица. И почему вы так твёрдо, так торжественно уверены, что только одно нормальное и положительное, — одним словом, только одно благоденствие человеку выгодно? Не ошибается ли разум-то в выгодах?

Фёдор Достоевский
«Записки из подполья»

Впоследствии герои неоднократно цитируют книгу. Можно предположить, что Бахрани взял её из-за аллегорий Достоевского: о несчастном антигерое, который получает удовольствие от того, что мучит себя и других, а также о «хрустальном дворце» будущего — грядущем гармонично устроенном обществе.

«Записки из подполья» как бы предвосхищают ту антиутопичную интригу «451 градуса по Фаренгейту», что даже в прекрасном гармоничном обществе будущего обязательно найдутся люди, которые «беспричинно и ради самоутверждения» отвергнут этот порядок. Схожий по смыслу отрывок Монтегу зачитывает Кларисса.

Да ведь мало того: даже в том случае, если он [человек] действительно бы оказался фортепьянной клавишей, если б это доказать ему даже естественными науками и математически, так и тут не образумится, а [...] выдумает разрушение и хаос, выдумает разные страдания и настоит-таки на своём!

Фёдор Достоевский
«Записки из подполья»

Позднее Монтег с изумлением узнаёт, что подпольщики, чтобы сохранить книги, заучивают их наизусть. Так люди стали ходячими книгами — кто-то теперь «Анна Каренина» Толстого, кто-то — «Цитатник» Мао Цзэдуна. Главное откровение фильма: книгу «Преступление и наказание», демонстративно сжигаемую в трейлере, наизусть выучил антагонист. В одной из сцен брандмейстер Битти заставляет Монтега зачитывать отрывки из произведения и заканчивает их по памяти, последовательно сжигая страницы.

Враньё есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. Соврёшь — до правды дойдешь!

Соврать по-своему — ведь это почти лучше, чем правда по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица! Правда не уйдёт, а жизнь-то заколотить можно; примеры были.

Фёдор Достоевский
«Преступление и наказание»
Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Битти настаивает, чтобы Монтег прочёл одну из главных моралистских сцен со словами «не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?». После этого вся бригада отправляется к дому пожарного, где ему предлагают сжечь собственное жильё за якобы обнаруженные у него «Манифест» Маркса, «Портрет Дориана Грея» Уальда, «Гарри Поттера» Роулинг и ряд других книг.

Клиффорд и Марсель Пруст

Бахрани, как и многие журналисты, обнаруживает слабость перед цитированием Марселя Пруста. Однако он не заставляет героев отвечать на знаменитый «Опросник». Устами одного из них, Клиффорда, выучившего наизусть 13 тысяч книг, режиссёр произносит центральную мотивирующую реплику, тоже выбранную как бы случайно.

До тех пор, пока вы не перестанете отводить свой ум от мечтаний, он так их и не узнает; вы будете игрушкой множества видимостей, потому что вы не постигли их сущности.

В небольшом количестве мечтания опасны, излечивает же от этого недуга не уменьшение мечтаний, а увеличение мечтаний, мечтание и только мечтание.

Марсель Пруст
«Под сенью девушек в цвету»

#обзоры #книги #кино

Статьи по теме
Ошибка 451: в стандарт HTTP официально включили код для заблокированных страниц
Специальную версию «451 градус по Фаренгейту» можно прочитать только с зажигалкой в руке
«Книги — это такие предатели»: почему российские библиотекари цитируют «451 градус по Фаренгейту»
{ "author_name": "Анатолий Чиквин", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043a\u043d\u0438\u0433\u0438","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 19, "likes": 45, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "72372", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]