Никита Лихачёв
8 226

О безопасности такси-сервисов и неизбежности появления общей информационной системы

Рынок должен сделать выводы из наезда такси на пешеходов на Ильинке.

Поделиться

В избранное

В избранном

16 июня 28-летний уроженец Кыргызстана совершил наезд на пешеходов в Москве за рулём машины в раскраске «Яндекс.Такси». На видеозаписи происшествия было видно, как он повернул с дороги на тротуар, резко ускорился, сшиб несколько человек и остановился. Пострадало семеро. Очевидцы, не попавшие под колёса, начали выламывать двери машины — водитель выскочил из неё и убежал, но позднее был задержан.

На допросе в полиции он признался: за рулём находился 20 часов подряд, а до этого спал всего 2-3 часа на парковке в аэропорту. Такси он водит в Москве всего месяц. В машине он был один. Устал и перепутал педали. Убегал, потому что боялся, что его убьют.

У инцидента уже появились первые последствия. Хотя никакой заказ мужчина в момент аварии не выполнял, первым на ситуацию отреагировали в «Яндекс.Такси», так как машина всё-таки имела их раскраску. Сервис сотрудничал с таксопарком (ООО «ЧЕКПОИНТ»), в котором этот водитель был официально трудоустроен, но после инцидента таксопарк отключили — как минимум на время завершения разбирательства.

Виновника ДТП можно понять: молодой человек из ближнего зарубежья приехал в Москву, скорее всего, на заработки, вот и впахивает по 20 часов в день. Но если это типичная ситуация, то прецедент с наездом на пешеходов — тревожный звонок.

В случае с московским водителем можно было бы сделать скидку на то, что в столице в разгаре туристический сезон из-за Чемпионата мира. Тысячи иностранцев и россиян прилетают в аэропорты, дороги в пробках, в сервисах такси из-за выросшего спроса поднятые коэффициенты. Пока можно много зарабатывать, водители рискуют своим здоровьем и безопасностью окружающих. Но такие ситуации случаются не только в Москве.

Буквально на днях друзья в Воронеже сели в такси к мужчине, который, как рассказал, приезжает из Курска на несколько дней «побомбить» и работает, «пока глаза закрываться не начнут». Однако глаза у него начали закрываться прямо во время поездки: на удивлённые вопросы пассажиров таксист ответил, что он просто медленно моргает. К счастью, доехали без происшествий. Это тоже было «Яндекс.Такси».

Проблема опасности из-за переутомления водителей реальна — однако решить её, похоже, непросто.

Сервисы такси следят за водителями через приложение. Неужели они не могут определить, когда они работают слишком долго? Оказывается, они уже это делают — но у них, как ни странно, неточные данные.

По-хорошему, следить за усталостью и здоровьем водителей должен сами таксопарки, в которых трудоустроены таксисты. На сервисы-агрегаторы вроде «Яндекс.Такси» (которые юридически вообще не сервисы такси, а информационные сервисы) они напрямую не работают.

Таксопарки действительно этим занимаются: перед выходом на работу (то есть перед тем, как получить в таксопарке машину) водитель должен пройти медобследование. Но если вспомнить, что таксопарк — не центр управления полётами или тренировки космонавтов, а процедуру медобследования водители (по крайней мере, в теории) проходят ежедневно, то вряд ли стоит ожидать, что она по-настоящему глубока. Как можно определить, достаточно ли спал водитель? Спросить? Он всегда может соврать, если из-за денег ему нужна эта переработка.

Теоретически, таксопарк может ввести ограничение на время использования автомобиля — в конце концов, ему ведь нести прямые издержки, если усталый водитель разобьёт машину из-за невнимательного вождения. Но и сервис по вызову такси (в данном случае, «Яндекс.Такси») тоже понесёт косвенные издержки — репутационные: когда машина приезжает по вызову, клиент не интересуется, из какого она таксопарка, а запоминает только сервис, через который он её вызвал. Поэтому сервис тоже заинтересован в том, чтобы следить за тем, как долго водитель не вылезает из-за «баранки».

Оказывается, «Яндекс.Такси» уже следит за этим — у них действительно есть возможность определить, когда водитель начал работу по выполнению заказов, когда закончил, в какое время он работал (днём или ночью) и так далее. Если он работает слишком долго (это вычисляется по сложной формуле с учётом многих факторов), ему могут показать уведомление в духе «Ты мог устать, пойди отдохни», а при очень долгих переработках и вовсе временно отключить от заказов. Похожая система есть в Gett: там сотрудники, следящие за водителями, получают уведомление, если таксист 12 часов подряд онлайн в системе выдачи заказов, или если он откатал более 60 часов в неделю.

Проблема в том, что если система слежения за водителем показывает несколько часов «простоя» водителя в течение рабочего дня, компания не знает, отдыхал ли он в это время (спал на парковке) или выполнял заказы в других сервисах. Ведь общей базы, обновляющейся в реальном времени, между сервисами нет.

Сами сервисы, скорее всего, проблему отсутствия общей базы решить не смогут: текущие заказы, активность водителей и прочая внутренняя информация вполне подпадает под коммерческую тайну, и делиться ей с конкурентами было бы неразумно. Вероятно, такую базу можно было бы сделать на уровне государства, профильного министерства или хотя бы департамента мэрии Москвы — однако это займёт много времени и, возможно, будет реализовано не идеально с точки зрения технического исполнения.

В такой базе можно было бы учитывать отзывы на таксистов сразу во всех сервисах, причём не только со стороны таксопарков, но и пользователей. Туда же может попадать информация, собираемая через приложения агрегаторов: когда водитель вышел на работу, сколько он в пути, уменьшается ли его рейтинг по ходу рабочего дня. Заблокированный из-за нарушения в одном сервисе таксист не сможет продолжать опасно вести себя в другом, если есть общая база.

В конкретном случае с наездом на пешеходов на Ильинке есть масса вопросов и к «Яндекс.Такси», и к таксопарку «Чекпоинт»: было ли медобследование, почему не среагировала система отслеживания уставших водителей, будет ли происходить переаттестация других водителей таксопарка, а что насчёт других таксопарков — и так далее. На них пока ответа нет. Но если данные таких сервисов, влияющих на жизни людей, будут оставаться настолько неточными, могут появляться новые жертвы по старым причинам.

#технологии #такси #происшествия

Статьи по теме
Полиция опубликовала видео допроса задержанного таксиста, въехавшего в толпу пешеходов
В Москве такси въехало в толпу людей. 7 человек пострадало
{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u0442\u0430\u043a\u0441\u0438","\u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f"], "comments": 156, "likes": 42, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "72407", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]