Интернет
Николай Чумаков

Российский YouTube стал площадкой политического пиара, но его ещё надо научиться делать

Многие видеоблогеры согласны делать проекты по заказу властей, но не хотят работать с теми, кто занимается некачественным контентом.

Кадр из ролика Амирана Сардарова («Дневник Хача»)

В начале июля сразу несколько видеоблогеров с десятками миллионов просмотров выпустили ролики, посвящённые паркам или улицам Москвы, а также Сергею Собянину. Это произошло за два месяца до мэрских выборов, когда продолжается пиар-кампания главы столицы в комментариях на YouTube и инстаграмах российских знаменитостей.

Власти второй раз за год проводят крупную рекламную кампанию с помощью видеоблогеров, которых жёстко критикуют коллеги и зрители. А другие топовые авторы не хотели бы вставать в один ряд с теми, кто делает настолько некачественный контент, но принципиально они не против участвовать в политическом пиаре.

Соболев и WildJam хвалят московские парки, а «Дневник Хача» — лично Собянина

Одним из первых о «сильных изменениях в Москве» при Собянине рассказал Николай Соболев. 6 июля он снял новостной блог в парке Горького, хотя почти все предыдущие выпуски записывал в петербургской студии. Видеоблогер сделал акцент на том, что раньше столичный парк выглядел «совершенно иначе», вход в него был платным, а теперь место «подходит для молодёжи».

Парк Горького — это место, после которого не очень хочется возвращаться в Питер, особенно в этом году. Ведь именно сюда привезли главный трофей Чемпионата мира по футболу.

Николай Соболев

Комментаторы на YouTube обвинили Соболева в «продажности» и политической рекламе властей Москвы. В следующем ролике видеоблогеру пришлось отдельно объясниться насчёт видео из парка Горького. Он назвал ролик «рекламой парка» и добавил, что это его любимое место в Москве.

Я вижу принципиальную разницу в том, чтобы похвалить место для отдыха и мэра города, в котором находится это место.

Многие блогеры и в прошлом, и в этом году будут напрямую работать с разными парками в разных городах. А от политической рекламы и агитации к выборам как минимум я отказываюсь несколько раз за неделю.

Николай Соболев

Обновлено 22 июля в 22:15: Николай Соболев выпустил ролик с ответом на обвинения в политической рекламе.

Блогер признал, что участвовал в политической кампании, но заявил, что не знал об истинной цели заказчиков — разговор шёл «исключительно о нативной интеграции парка [Горького]». По словам Соболева, он «не сказал абсолютно ничего, с чем сам бы был не согласен».

Там не было ни хэштегов, как это обычно бывает, ни каких-то говорящих дат, ни каких-то намёков, никакой агитации, никакой политики не было в этом ролике, как и в предложении, которое пришло мне на почту.

Ещё раз: ни на стадии согласования, ни после того, как ролик вышел, никто мне не сказал, что я рекламирую что-то кроме парка Горького. При всём при этом, когда всё пазлы уже сложились воедино, для всех и для меня лично стало понятно, что это была чёткая, спланированная политическая кампания. Но зачем было придумывать такую сложную схему?

Николай Соболев

Другими видеоблогерами, почти одновременно сделавшими ролики о Москве, стали Дмитрий Масленников, Макс Брандт и Тимур Сидельников. Они рассказали о «преображении» парков и улиц, на которых теперь «собирается молодёжь». Все эти авторы вместе с Соболевым состоят в блогерском агентстве WildJam, которое занимается их продвижением и рекламными контрактами.

PR-директор агентства WildJam Юлия Доморацкая в разговоре с TJ подтвердила, что видеоблогеры сделали рекламу московских парков в рамках сотрудничества с Департаментом культуры Москвы (входит в мэрию Москвы). Ни один из авторов не предупредил зрителей о рекламе и не сделал пометку в описании видео.

Мы сотрудничаем с Департаментом культуры и парками как на коммерческих условиях, так и на бартерных. Никто из мэрии Москвы с нами не связывался.

Парки нам предоставляют площадки, помогают в организации встреч с фанатами, мероприятий, а мы рассказываем про позитивные аспекты парков и прочее. Среди них парк Горького, Музеон, Сокольники, Лужники, а также зоопарк, метро и несколько театров.

Юлия Доморацкая

В конце июня с более прямолинейным продвижением Собянина выступил Амиран Сардаров («Дневник хача»). Видеоблогер сделал 30-минутный блог о Москве: взял интервью у мэра, прогулялся по спальным районам, поговорил с москвичами о пробках и платных парковках — во всех пунктах он делал вывод о «положительном преобразовании» Москвы.

Другие видеоблогеры резко раскритиковали коллег за «политическую заказуху» и завуалированную рекламу

Другие русскоязычные видеоблогеры почти сразу отреагировали на политическую рекламу Соболева и WildJam. Первый и наиболее подробный разбор ситуации с критикой авторов сделал ютубер Стас Васильев.

Это — открытая реклама парков и дорог Москвы прямо в период в активного пиара мэра Собянина. Рассказы о том, как он благоустроил парк и как правительство усиленно над этим работает.

Стас Васильев

По мнению видеоблогера Руслана Соколовского, Соболев и его коллеги могли избежать критики, если бы указали, что сделали рекламу, а не пытались выдать её за мнение.

Что плохого в том, чтобы сказать «идите на выборы»? Что плохого в том, чтобы рассказать про хороший парк? Обе идеи — это окей, ведь вы проявляете нормальную гражданскую позицию. По сути, это нативная реклама, нацеленная на благие вещи — красоты Москвы или важность похода на выборы.

В этом случае всё, что нужно было сделать — поставить пометки о рекламе или продактплейсменте.

Руслан Соколовский

Несмотря на то, что Соболева раскритиковали десятки блогеров с миллионной аудиторией, он потерял только 10 тысяч подписчиков из четырёх миллионов. Лиза Неред, в марте сделавшая рэп-клип к выборам президента, сначала получила сотни дизлайков под несколькими видео, а к следующей песне вернула положительную статистику.

То же самое видно на статистике канала видеоблогера Юлика, который также поучаствовал в пиар-кампании выборов в марте 2018 года. В пиковый момент скандала на него перестали подписываться новые зрители, однако уже в апреле график начал расти.

Статистика YouTube-канала видеоблогера Юлика: резкое падение числа месячных подписчиков в марте 2018 года пришлось на пиковую точку президентских выборов. Данные SocialBlade

Топовые видеоблогеры не против сотрудничества с властями, но не хотят ассоциироваться с некачественным контентом

Помимо тех авторов, которые согласились на политический пиар, были и те, кто отказал. Три блогера-миллионника анонимно рассказали TJ, что многим авторам поступили предложения по рекламе Сергея Собянина и созданию «органичных историй» о любви к Москве. Заказы приходили от рекламных агентств, а не напрямую от мэрии или департаментов. Но большинство отказались: часть из-за принципиального нежелания участвовать в провластной рекламе, часть просто не хотела работать в одном проекте с видеоблогерами, «делающими ужасный контент».

По словам продюсера Wylsacom Media Ильи Овчаренко, видеоблогер Валентин Петухов согласился бы на продвижение столичных парков в случае «эксклюзивности» рекламной кампании или при сотрудничестве с «топовыми авторами».

Мы любим Москву и хотим принимать участие в её становлении. И в таком случае мы бы это сделали, не за деньги, а бесплатно — как контент. В рамках планомерного пиара — мы участвовать не готовы.

Илья Овчаренко

С Овчаренко частично согласился Руслан Усачев: видеоблогер пояснил, что в популяризации российских городов и внутреннего туризма нет ничего негативного, если бы это делалось не для корыстных целей.

Очень обидно, что такие движухи появляются только под выборы, что сразу несёт какой-то аромат зашквара. Я бы только рад был, если бы чиновники чаще привлекали блогеров к промо парков, образовательных проектов, внутреннего туризма и прочих полезных для страны вещей, но не для каких-то корыстных целей, а для реальной популяризации областей.

Я бы с радостью снимал эпизоды «Пора Валить» в российских городах вместе с Министерством туризма, так как это сразу бы дало доступ к куче интересных мест. К сожалению, никакой заинтересованности не видно. Поэтому не удивительно, что такие внезапные проекты блогеров с парками или благотворительными концертами вызывают подозрения.

Руслан Усачев

#разборы #youtube #видеоблогеры #политика #соцсети