Николай Чумаков
20 903

Российский YouTube стал площадкой политического пиара, но его ещё надо научиться делать

Многие видеоблогеры согласны делать проекты по заказу властей, но не хотят работать с теми, кто занимается некачественным контентом.

Поделиться

В избранное

В избранном

Кадр из ролика Амирана Сардарова («Дневник Хача»)

В начале июля сразу несколько видеоблогеров с десятками миллионов просмотров выпустили ролики, посвящённые паркам или улицам Москвы, а также Сергею Собянину. Это произошло за два месяца до мэрских выборов, когда продолжается пиар-кампания главы столицы в комментариях на YouTube и инстаграмах российских знаменитостей.

Власти второй раз за год проводят крупную рекламную кампанию с помощью видеоблогеров, которых жёстко критикуют коллеги и зрители. А другие топовые авторы не хотели бы вставать в один ряд с теми, кто делает настолько некачественный контент, но принципиально они не против участвовать в политическом пиаре.

Соболев и WildJam хвалят московские парки, а «Дневник Хача» — лично Собянина

Одним из первых о «сильных изменениях в Москве» при Собянине рассказал Николай Соболев. 6 июля он снял новостной блог в парке Горького, хотя почти все предыдущие выпуски записывал в петербургской студии. Видеоблогер сделал акцент на том, что раньше столичный парк выглядел «совершенно иначе», вход в него был платным, а теперь место «подходит для молодёжи».

Парк Горького — это место, после которого не очень хочется возвращаться в Питер, особенно в этом году. Ведь именно сюда привезли главный трофей Чемпионата мира по футболу.

Николай Соболев
видеоблогер

Комментаторы на YouTube обвинили Соболева в «продажности» и политической рекламе властей Москвы. В следующем ролике видеоблогеру пришлось отдельно объясниться насчёт видео из парка Горького. Он назвал ролик «рекламой парка» и добавил, что это его любимое место в Москве.

Я вижу принципиальную разницу в том, чтобы похвалить место для отдыха и мэра города, в котором находится это место.

Многие блогеры и в прошлом, и в этом году будут напрямую работать с разными парками в разных городах. А от политической рекламы и агитации к выборам как минимум я отказываюсь несколько раз за неделю.

Николай Соболев
видеоблогер

Обновлено 22 июля в 22:15: Николай Соболев выпустил ролик с ответом на обвинения в политической рекламе.

Блогер признал, что участвовал в политической кампании, но заявил, что не знал об истинной цели заказчиков — разговор шёл «исключительно о нативной интеграции парка [Горького]». По словам Соболева, он «не сказал абсолютно ничего, с чем сам бы был не согласен».

Там не было ни хэштегов, как это обычно бывает, ни каких-то говорящих дат, ни каких-то намёков, никакой агитации, никакой политики не было в этом ролике, как и в предложении, которое пришло мне на почту.

Ещё раз: ни на стадии согласования, ни после того, как ролик вышел, никто мне не сказал, что я рекламирую что-то кроме парка Горького. При всём при этом, когда всё пазлы уже сложились воедино, для всех и для меня лично стало понятно, что это была чёткая, спланированная политическая кампания. Но зачем было придумывать такую сложную схему?

Николай Соболев
видеоблогер

Другими видеоблогерами, почти одновременно сделавшими ролики о Москве, стали Дмитрий Масленников, Макс Брандт и Тимур Сидельников. Они рассказали о «преображении» парков и улиц, на которых теперь «собирается молодёжь». Все эти авторы вместе с Соболевым состоят в блогерском агентстве WildJam, которое занимается их продвижением и рекламными контрактами.

PR-директор агентства WildJam Юлия Доморацкая в разговоре с TJ подтвердила, что видеоблогеры сделали рекламу московских парков в рамках сотрудничества с Департаментом культуры Москвы (входит в мэрию Москвы). Ни один из авторов не предупредил зрителей о рекламе и не сделал пометку в описании видео.

Мы сотрудничаем с Департаментом культуры и парками как на коммерческих условиях, так и на бартерных. Никто из мэрии Москвы с нами не связывался.

Парки нам предоставляют площадки, помогают в организации встреч с фанатами, мероприятий, а мы рассказываем про позитивные аспекты парков и прочее. Среди них парк Горького, Музеон, Сокольники, Лужники, а также зоопарк, метро и несколько театров.

Юлия Доморацкая
PR-директор агентства WildJam

В конце июня с более прямолинейным продвижением Собянина выступил Амиран Сардаров («Дневник хача»). Видеоблогер сделал 30-минутный блог о Москве: взял интервью у мэра, прогулялся по спальным районам, поговорил с москвичами о пробках и платных парковках — во всех пунктах он делал вывод о «положительном преобразовании» Москвы.

Другие видеоблогеры резко раскритиковали коллег за «политическую заказуху» и завуалированную рекламу

Другие русскоязычные видеоблогеры почти сразу отреагировали на политическую рекламу Соболева и WildJam. Первый и наиболее подробный разбор ситуации с критикой авторов сделал ютубер Стас Васильев.

Это — открытая реклама парков и дорог Москвы прямо в период в активного пиара мэра Собянина. Рассказы о том, как он благоустроил парк и как правительство усиленно над этим работает.

Стас Васильев
видеоблогер

По мнению видеоблогера Руслана Соколовского, Соболев и его коллеги могли избежать критики, если бы указали, что сделали рекламу, а не пытались выдать её за мнение.

Что плохого в том, чтобы сказать «идите на выборы»? Что плохого в том, чтобы рассказать про хороший парк? Обе идеи — это окей, ведь вы проявляете нормальную гражданскую позицию. По сути, это нативная реклама, нацеленная на благие вещи — красоты Москвы или важность похода на выборы.

В этом случае всё, что нужно было сделать — поставить пометки о рекламе или продактплейсменте.

Руслан Соколовский
видеоблогер

Несмотря на то, что Соболева раскритиковали десятки блогеров с миллионной аудиторией, он потерял только 10 тысяч подписчиков из четырёх миллионов. Лиза Неред, в марте сделавшая рэп-клип к выборам президента, сначала получила сотни дизлайков под несколькими видео, а к следующей песне вернула положительную статистику.

То же самое видно на статистике канала видеоблогера Юлика, который также поучаствовал в пиар-кампании выборов в марте 2018 года. В пиковый момент скандала на него перестали подписываться новые зрители, однако уже в апреле график начал расти.

Статистика YouTube-канала видеоблогера Юлика: резкое падение числа месячных подписчиков в марте 2018 года пришлось на пиковую точку президентских выборов. Данные SocialBlade

Топовые видеоблогеры не против сотрудничества с властями, но не хотят ассоциироваться с некачественным контентом

Помимо тех авторов, которые согласились на политический пиар, были и те, кто отказал. Три блогера-миллионника анонимно рассказали TJ, что многим авторам поступили предложения по рекламе Сергея Собянина и созданию «органичных историй» о любви к Москве. Заказы приходили от рекламных агентств, а не напрямую от мэрии или департаментов. Но большинство отказались: часть из-за принципиального нежелания участвовать в провластной рекламе, часть просто не хотела работать в одном проекте с видеоблогерами, «делающими ужасный контент».

По словам продюсера Wylsacom Media Ильи Овчаренко, видеоблогер Валентин Петухов согласился бы на продвижение столичных парков в случае «эксклюзивности» рекламной кампании или при сотрудничестве с «топовыми авторами».

Мы любим Москву и хотим принимать участие в её становлении. И в таком случае мы бы это сделали, не за деньги, а бесплатно — как контент. В рамках планомерного пиара — мы участвовать не готовы.

Илья Овчаренко
продюсер Wylsacom Media

С Овчаренко частично согласился Руслан Усачев: видеоблогер пояснил, что в популяризации российских городов и внутреннего туризма нет ничего негативного, если бы это делалось не для корыстных целей.

Очень обидно, что такие движухи появляются только под выборы, что сразу несёт какой-то аромат зашквара. Я бы только рад был, если бы чиновники чаще привлекали блогеров к промо парков, образовательных проектов, внутреннего туризма и прочих полезных для страны вещей, но не для каких-то корыстных целей, а для реальной популяризации областей.

Я бы с радостью снимал эпизоды «Пора Валить» в российских городах вместе с Министерством туризма, так как это сразу бы дало доступ к куче интересных мест. К сожалению, никакой заинтересованности не видно. Поэтому не удивительно, что такие внезапные проекты блогеров с парками или благотворительными концертами вызывают подозрения.

Руслан Усачев
видеоблогер

#разборы #youtube #видеоблогеры #политика #соцсети

{ "author_name": "Николай Чумаков", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","youtube","\u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0431\u043b\u043e\u0433\u0435\u0440\u044b","\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438"], "comments": 56, "likes": 63, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "73916", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]