Никита Лихачёв
17 698

Mail.Ru Group выступила против сроков за репосты. Что дальше?

Заявление позиции — уже неплохо, но нужны реальные изменения, и не факт, что компания сможет их добиться.

Поделиться

В избранное

В избранном

Башни офиса Mail.Ru Group в Москве

6 августа холдинг Mail.Ru Group, владелец крупнейших в России соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», впервые обозначил свою позицию по массовым уголовным делам за репосты. Анонс компания сделала в тот же момент, когда должны были вынести приговор Марии Мотузной из Барнаула, обвиняемой по наиболее резонансному делу лета 2018 года.

Позиция компании была сформулирована очень кратко — заявление состоит всего из трёх абзацев. Его одного недостаточно, чтобы поменять ситуацию с резко выросшей опасностью пользователей получить срок или штраф за мемы.

Что в заявлении не так

Во-первых, оно начинается с воды. Вместо того, чтобы показать масштаб проблемы для тех, кто ничего о ней не слышал (только неделю назад мне пришлось убеждать коллегу-журналиста из области технологий, что дела за репосты — не штучное явление, а уже массовое), компания просто рассказала о том, что все вокруг пользуются соцсетями. Заявление явно готовилось не впопыхах: можно было собрать статистику по делам за прошедшие годы, показать в отдельном исследовании, какие из них чем закончились. Это бы не выглядело истерично, а добавило заявлению веса и актуальности.

В нашей стране десятки миллионов людей регулярно пользуются социальными сетями. Мы ежедневно делимся с друзьями своими мыслями, обсуждаем новости, ставим лайки, выкладываем фото и видео. Возможность обмениваться информацией — самая большая ценность социальных сетей.

Мы видим, как во многих регионах нашей страны становится популярной практика возбуждения уголовных дел на пользователей за лайки и репосты в социальных сетях. Зачастую действия правоохранительных органов явно не соответствуют потенциальной угрозе, а их реакция на записи в комментариях или мемы в ленте оказывается немотивированно жёсткой.

Мы убеждены, что законодательство и правоприменительная практика должны быть изменены. Считаем необходимой амнистию несправедливо осужденных, отбывающих срок по соответствующим обвинениям и декриминализацию подобных случаев в будущем.

Mail.Ru Group
полный текст заявления

Во втором абзаце — осторожная критика силовиков за немотивированно жёсткие последствия шуточных постов пользователей в соцсетях. Справедливо, но эта практика не «становится популярной» — она сформировалась уже несколько лет назад, примерно после того момента, как Павел Дуров покинул «ВКонтакте» (поправка: практика существовала и во времена Дурова-гендиректора). И в заявлении компании-владельца что-то не видно признания того, что соцсеть разделяет ответственность за происходящее с её пользователями.

В третьем абзаце — главная суть заявления. Mail.Ru Group выступила за амнистию осуждённых по делам за репосты и декриминализацию их в будущем, то есть за изменение законодательства: это уже не старая шарманка «Мы просто подчиняемся законам страны, в которой работаем».

Для российской компании, плотно встроенной в политическую и бизнес-конъюнктуру, это уже заявление редкой смелости — однако здесь нет какого-то намёка на тех, кто должен проводить обозначенные изменения.

Почему заявление именно такое

На самом деле, в компании отлично понимают, что практика возбуждения дел за лайки и репосты сформировалась давно. Но спустя какое-то время правозащитники стали прямо связывать происходящее с тем, как именно российские соцсети — «ВКонтакте» и «Одноклассники» — работают с правоохранительными органами. Мем про «товарища майора» появился не на ровном месте: частая причина возбуждения таких дел — инициатива прокуроров на местах и реакция МВД на жалобы граждан, а информацию о пользователях и доказательную базу они берут напрямую от соцсетей.

В компании-владельце сформировавшемуся имиджу причастности к посадкам явно не рады и решили что-то предпринять. Но демонстративно отказаться выдавать информацию по запросам органов просто так не получится: это было бы нарушением закона об организаторах распространения информации, и за это сели бы уже не пользователи, а руководители самих сервисов или топ-менеджеры холдинга. В лучшем случае силовики, которых обвиняют в получении от «ВКонтакте» и «Одноклассников» информации о пользователях без соответствующих решений судов, стали бы просто получать эти решения. Дело шло бы не так гладко, но всё равно продолжилось, потому что суды являются частью политической системы, увы, не независимой.

Основная задача коммерческой компании, которой является Mail.Ru Group — зарабатывать деньги, поэтому любое решение, несущее риск краткосрочных или долгосрочных убытков, будет отметаться (хотя возможный отток пользователей из-за ухудшения имиджа тоже несёт убыток). Действия, которые потенциально вызовут резкие политические последствия для холдинга, зарубежными инвесторами тоже будут расцениваться как финансовый риск. По этим причинам компания не может прямо выступить против коллективного силового ведомства — но может своим осторожным (хотя и рискованным) заявлением привлечь внимание тех, кто на это способен.

Силовики штампуют дела за репосты из-за палочной системы, которая вознаграждает в целом любые возбуждённые и успешно закрытые дела. В этом плане у прокуроров с центрами, проводящими экспертизу на экстремизм, всё схвачено: пользователей «ВКонтакте» с разжигающими мемами в сохранёнках хватит ещё на долгие годы красивой отчётности перед начальством. Находятся чиновники, которые считают, что такими делами органы демонстрируют реальную работу. Силовики продолжат штамповать эти дела, покуда могут, и единственный выход — декриминализовать записи в соцсетях, внеся изменения в законодательство.

Заявление такое короткое и сухое, потому что оно предназначено не для аудитории соцсетей, а для людей, принимающих решения.

Необходимы дальнейшие действия

Хотя предложение Mail.Ru Group и звучит здраво, одних слов для изменений недостаточно: нужна конкретная инициатива по разработке поправок и внесение их в Государственную думу. Сам парламент эти поправки просто так не напишет и не примет: их должен вносить и лоббировать кто-то влиятельный, а нормальных лоббистов у интернет-компаний в Думе нет.

Силовики не будут помогать — им невыгодно. Поправки может внести Медведев и правительство, особенно учитывая связь премьера с Усмановым. С другой стороны, у Mail.Ru Group в его текущем виде не может не быть покровителя в администрации президента: например, курирующему интернет Сергею Кириенко можно было бы обосновать необходимость таких изменений растущей протестной активностью. Но пока что инициатив по митингу из-за сроков за репосты не видно: Навальный только что анонсировал на день выборов мэра Москвы акцию против повышения пенсионного возраста. А у Медведева при всей его близости к Путину вряд ли больше власти, чем у силовиков. Кроме того, никакого курса на либерализацию рунета нет — не стоит надеяться, что прилетит волшебник в голубом вертолёте и декриминализует репосты по доброте душевной.

Скорее всего, компания будет дожидаться начала осенней сессии Госдумы, ведь раньше никакие поправки не внести — а их ещё надо разработать. К этому времени момент может уйти: позиция Mail.Ru Group уже протухнет, резонансные дела без перспектив на изменение ситуации уже всех утомят, а пользователи запомнят, что компания в напряжённый момент лишь отделалась «озвученным мнением» из трёх абзацев.

Пока заявление выглядит крайне неубедительно, и пользователи начинают удалять свой контент, не дожидаясь, пока прокуроры найдут их старые мемы. И, кстати, сами соцсети не предоставляют инструменты для очистки страницы — хотя могли бы проявить заботу о пользователях. Правда, в текущей ситуации введение такого инструмента может спровоцировать панику и оказаться воспринято силовиками как начало «боевых» действий.

По реакции пользователей видно, что в искренность заявления компании пока никто не верит (возможно, кроме её сотрудников, потому что изнутри корпоративные процессы выглядят совершенно иначе): поживём и увидим, появятся ли реальные изменения. Проблема в том, что если попытки изменить ситуацию и будут, их скорее всего будут принимать непублично, опасаясь провала — но если что-то станет известно, мы будем об этом сообщать.

В любом случае, в рунете нет другой компании, которую могли бы волновать дела за репосты в соцсетях. Поэтому если у Mail.Ru Group не получится, остальные и не пошевелятся.

Лучше бы получилось.

#политика #технологии #срокизарепосты

{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u0441\u0440\u043e\u043a\u0438\u0437\u0430\u0440\u0435\u043f\u043e\u0441\u0442\u044b"], "comments": 104, "likes": 79, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "74786", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]