Alex Pavljenko
2 668
Блоги

Мост маршала Антонеску

Первый автомобильный мост через реку в крупном советском городе был построен нацистами во время оккупации — как вам такой расклад? Возможно вам все равно кто его возвел, но, судя по всему, вы не председатель горисполкома в СССР.

Поделиться

В избранное

В избранном

Диктатор Румынии Ион Антонеску (слева в первом ряду процессии) и его соратники на траурной церемонии в честь Корнелиу Кодряну — румынского православного радикалиста

Некоторые читатели уже знают, что я очень люблю ездить на велосипеде и открывать новые места в своем городе и его окрестностях. В одну из таких поездок я решил отправиться на Левбердон и покататься по новым местам, построенным к Чемпионату Мира по футболу в Ростове-на-Дону.

Как это обычно бывает, перед поездкой я принялся изучать карту местности, в которую собирался отправиться. Обычно я просто составляю специальный маршрут в трекинговом сервисе, но сейчас я решил подойти к вопросу более серьезно, потому что местность левого берега реки Дон в районе Ростова осложнена из-за ряда причин. Это и нехватка маршрутов общественного транспорта, и крупные дорожные развязки, которые лучше всего избегать на пути для безопасности, и труднодоступность местности — на Левбердон из Ростова можно попасть только через новый-старый Ворошиловский или новый Темерницкий мосты.

Также меня всегда интересовал полуостров неподалеку от нового стадиона. Я решил добавить его в список мест, которые нужно посетить на Левбердоне и не прогадал.

Вид на город с мостами через Дон. Перестроенный Ворошиловский крупным планом. Фото: Денис Демков

Почему я решил поехать еще и на полуостров, который образован портовым заливом, и практически полностью находящийся в промзоне? Все дело в улице Шоссейной, которая вызывала у меня большой интерес, потому что она шла параллельно реке и правому берегу, а в одном месте непонятным образом изгибалась.

С карты причину такой прокладки улицы определить невозможно. В спутниковом режиме просмотра толком ничего не видно из-за деревьев. В этом месте возле промзоны расположен небольшой парк-лес, который, как я понял позже, был высажен примерно в 40-50-е годы.

Ранняя природа, конец марта. Один из первых теплых дней — весна в этом году была холодной.

Как мне удалось выяснить, в этом месте раньше было расположено несколько наплавных переправ через Дон. Первая была построена еще в 1781 году — это был наплавной мост в створе Таганрогского проспекта (ныне — Будённовский), который называли Донским. На содержание Донского моста выделялись деньги из двух городов — Ростова и Нахичевани-на-Дону. Впоследствии второй войдет в состав первого в 1928 году.

Затем были возведены наплавные мосты в промежутке между пер. Соборным и Николаевским спуском (ныне — пер. Семашко) и в створе Богатяновского спуска.

Почти два века город с многотысячным населением, развитой торговлей и стратегическим расположением обходился без настоящего моста. Из-за этого возникали трудности по переправке грузов с одного берега на другой в зимнее время года. В этих краях зимой температура редко опускается ниже минус пяти, поэтому на реке не всегда образуется безопасный для передвижения слой льда. Почему никто не додумался построить высоководный мост в Ростове до середины 20-го века? Это действительно парадокс, который трудно объяснить.

Но что еще труднее объяснить — это историю самой постройки этой долгожданной переправы. В архивах мне удалось обнаружить сведения о ремонте переправ в станицах, в селах неподалеку от Ростова, но о таком крупном объекте, как высоководный автомобильный мост в городе с полумилионным населением (по данным переписи 1939 года), информации практически нет. А та что есть запутана и основана по большей части на редких фотографиях тех лет. Именно в этом я и решил разобраться и систематизировать найденное.

Наплавной мост Донской. Фото начала 20-го века

С приходом большевиков к власти, по всей стране была проведена проверка инфраструктуры. Одной из важнейших дорог считалась дорога на Кавказ, которая проходила через Ростов.

Мне удалось найти архивные документы времен правления И. Сталина. По их данным, надежный плашкоутный (опорами служат плавучие судна) мост был возведен в Ростове только в 1932 году. Его фотографии мне не удалось найти, зато есть многочисленные фотографии наплавного моста, построенного по немецкому проекту с помощью понтонов на том же самом месте, после того как предыдущий был взорван при отступлении 21 ноября 1941 года.

Наплавной мост немецкой конструкции и строящийся немного ниже по течению высоководный

Как пишет краевед Андрей Соколов в своем блоге: «У вермахта был целый комплекс унифицированных модулей для строительства мостов производства фирмы «Brueckengeraet». Переводится с немецкого как «Мостовое имущество».

К сожалению, информации об этой фирме мне найти не удалось, равно как и о комплексе унифицированных модулей для строительства мостов.

17 сентября 1937 года был издан указ о разделении Азово-Черноморского края на два субъекта — Ростовскую область и Краснодарский край. Одновременно с этим были разработаны проекты развития инфраструктуры Донщины. Предлагалось сместить дорогу Центр-Северный Кавказ на восток и проложить ее через Сальск (город в Ростовской области). Таким образом, "воротами Кавказа" становился Сталинград. Но по какой-то причине от этих планов отказались.

Одновременно с этим описанием я нашел указ, в котором говорится о строительстве автомобильных дорог, которые бы связывали крупные населенные пункты области с Ростовом. На местном уровне этот указ был дополнен предложением постройки дорог и между крупными населенными пунктами, связывавшими колхозы между собой. Строительство предлагалось финансировать отчасти за счет средств этих колхозов, которые видели для себя большую выгоду от такого развития дорожной сети.

По какой-то причине о строительстве такого важного объекта как автомобильный мост через реку в большом городе в это время не шло и речи. Все продолжали пользоваться низководным плашкоутным мостом.

Только в 1942 году, уже во время войны, после первой недельной оккупации Ростова, правительство пришло к идее строительства прочного автомобильного моста через Дон. Но, возможно из-за срочной необходимости, был возведен лишь понтонный мост смешанного типа на 70 метров ниже по течению от плашкоутного моста 1932 года. Именно по нему была осуществлена переправка Красной Армии.

После того, как в июле 1942 года Ростов был второй раз оккупирован войсками вермахта, на месте этого моста было решено возвести первый высоководный автомобильный мост через Дон. Это было значимое событие в жизни Третьего Рейха. Одна из открыток того времени сохранилась до наших дней.

"Крупномасштабное строительство моста над Доном в Ростове" — [не удалось распознать имя автора], октябрь/ноябрь 1942 года.

Мост, построенный по немецкому проектированию, нашел отражение в дневнике румынского лейтенанта подразделения авиационных инженеров, который описывал свои впечатления от поездки в Советскую Россию по дням.

От здания театра мы прошли на окраину города к Дону. Там увидели разрушенную пристань. Мост через реку тоже разрушен. Немцы построили понтонный мост для тяжелой техники. Рядом с ним они строят еще один мост, имени маршала Антонеску, на дубовых сваях.

Черманеску И.
Лейтенант румынской армии

Таким образом, если полагаться на дневник (хороший русский перевод можно почитать здесь) румынского лейтенанта, можно сказать, что первый по настоящему большой автомобильный мост через Дон в Ростове был построен немцами и назван в честь румынского диктатора Иона Антонеску. Помимо слов из дневника, есть фотография, доказывающая этот факт.

На табличке при въезде на мост можно различить его название

После второго освобождения Ростова 14 февраля 1943 года немецкий мост был взорван и на его сохранившихся сваях был возведен новый. В архивах мне удалось найти даже смету из плана 1943 года на строительство некого моста, который должен был соединить правый берег Ростова с "черным шоссе" до Батайска. Возможно под термином "черное шоссе" подразумевается асфальтированная дорога, которая впоследствии станет улицей Шоссейной. На это строительство было выделено 100 тысяч рублей, из которых реализовано 93,6 тысяч. Да-да, тогда каким-то немыслимым образом строители укладывались в изначальную смету.

В таком виде мост, который, по словам краеведа Андрея Соколова, назывался Автогужевым (очевидно по его прямому назначению), просуществовал до 1965 года, когда в Ростове построили по-настоящему грандиозный автомобильный мост — Ворошиловский.

Именно Ворошиловский мост стал впоследствии одной из главных визитных карточек города, наряду с такими известными памятниками архитектуры, как театр Горького (В. Щуко и В. Гельфрейха), здание Городской Думы (А. Н. Померанцева), Кафедральный Собор (К. А. Тона) и др.

Вид на недавно построенный Ворошиловский мост, приблизительно 1970-е годы

Но, на мой взгляд, история первого ростовского высоководного моста через Дон незаслуженно забыта. Идея его создания проделала такой трудный путь сквозь века, чтобы облегчить коммуникацию людей двух берегов. А сегодня в Ростове мало кто знает, что первый мост был возведен именно в створе нынешнего проспекта Буденновского, и еще меньше людей знают, что его построили нацисты.

И все равно, даже спустя столько лет, пройдя сквозь все мытарства судьбы, будучи воплощенной, разрушенной, снова воплощенной и снова разрушенной — идея об улучшении коммуникации между людьми находит новую жизнь, когда на бетонную пристань-основание приезжают редкие влюбленные, чтобы полюбоваться на панораму города, теплоходы и водную гладь на закате.

#местонакарте

{ "author_name": "Alex Pavljenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u0441\u0442\u043e\u043d\u0430\u043a\u0430\u0440\u0442\u0435"], "comments": 13, "likes": 26, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "74893", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]