Никита Лихачёв
13 198

«Делимобиль» обнулил бонусы и заблокировал клиента — за то, что он опубликовал свой промокод в интернете

Есть и похожие случаи: их общей причиной называется один человек из руководства компании, якобы отвечающий за безопасность.

Поделиться

В избранное

В избранном

Фото Moscow-Live.ru

15 августа блогер и фотокорреспондент-фрилансер Антон Белицкий рассказал у себя в Фейсбуке о ситуации, возникшей с сервисом каршеринга «Делимобиль». Ему внезапно обнулили бонусный счёт: Белицкий в разговоре с TJ пояснил, что в уведомлении о списании бонусных рублей было указано, что это произошло из-за нарушения положения договора с сервисом.

В «Делимобиле», как и в большинстве российских сервисов каршеринга, бонусный счёт работает следующим образом. Пользователь может поделиться собственным промокодом с другими новичками сервиса: при успешной регистрации (или, например, привязке карты или первой оплаченной поездке) оба пользователя получат виртуальные рубли на свой бонусный счёт.

Однако у «Делимобиля», как выяснилось, есть пункт в договоре, который позволяет компании обнулять бонусные счёта пользователей, если они продают свои промокоды или делятся ими в интернете с «неопределённым кругом лиц».

Захожу в личный кабинет, а мой бонусный счёт обнулен. Стал разбираться, оказывается, в Приложении №1 договора есть любопытный пункт:

7.8. Арендодатель вправе аннулировать Бонусы с Бонусного счета Клиента в случае, если Арендодателем будет установлено, что Клиент злоупотребляет своими правами на получение бонусов либо на их использование, в т.ч., но не ограничиваясь: распространяет предоставленные ему пароли или коды среди неопределённого круга лиц; осуществляет возмездную передачу паролей и кодов.

Антон Белицкий
блогер, фотокорреспондент

Спустя почти две недели Белицкий рассказал о продолжении ситуации. Он жаловался на медленные ответы в поддержке сервиса, уточнил размер потерянных в первый раз бонусных рублей — 10 тысяч (на самом деле, судя по предоставленным TJ скриншотам, более 12,5 тысяч) — и рассказал, что компания повторно обнулила его бонусный счёт, когда он за время ожидания ответа успел пополниться на 1500 виртуальных рублей.

«Видимо, они думают, что таким образом я перестану раздавать своим друзьям и подписчикам блога промокод, чтобы кататься на их машинах бесплатно, а понесу им деньги. Но если я кому-то и понесу деньги, то в первую очередь в „Яндекс.Драйв“, у которых есть длинный список преимуществ и отличные машины. Кстати, новенькие Porsche как раз сегодня снимал во дворе их офиса. И это офигенно!», — резюмировал Белицкий, опубликовав серию из семи фотографий премиумных автомобилей каршеринга от «Яндекса».

30 августа (спустя три дня после второго поста блогера) о ситуации Белицкого рассказал его знакомый блогер и фотограф Илья Варламов. Он сравнил руководство «Делимобиля» с «гопниками из подворотни, отбирающими деньги» — впрочем, в его записи подменялись понятия счёта аккаунта и бонусного счёта, денег и виртуальных денег. Настоящих денег (например, с банковской карты) с Белицкого не списывали, и получив виртуальные рубли на бонусный счёт, денег он не «заработал» — хотя фактически он и выполнял функцию привлечения новых пользователей, полезную для компании, и тратил виртуальные рубли на услуги, которые другие пользователи покупают за реальные деньги.

Вслед за Варламовым на историю обратили внимание СМИ, и тон реакции «Делимобиля» изменился. По словам Белицкого, после этой публикации его аккаунт в «Делимобиле» заблокировали. Обновлено: оказывается, аккаунт Варламова заблокировали вслед за Белицким, рассказал блогер спустя сутки.

Точную причину блокировки в «Делимобиле» называть Белицкому отказались. Он общался с Вячеславом Салевом — советником президента «Делимобиля», который уже успел стать широко известным после скандала с «гражданским задержанием» пользователя «Делисамоката», из которого следовало, что в компании он так или иначе занимается безопасностью. Салев оставил несколько комментариев под его постами в Фейсбуке, а потом всё стёр. В личном разговоре Салев пояснил блогеру, что блокировка произошла из-за нарушения пунктов договора, но так и не уточнил, каких. Остальную переписку блогер разглашать отказался: «В любом случае, она была совершенно бесполезная, на все вопросы он говорил, что я сам ответил на все свои вопросы в посте и что в „Яндекс.Драйве” меня ждут, а любые действия несут последствия».

Из комментариев Салева можно сделать вывод, что проблему с Белицким он видел не только в комплиментах в адрес конкурирующего сервиса «Яндекса», но и в том, как блогер использовал «Делимобиль». Как минимум дважды представитель компании намекал, что пользователь ездил на машинах бесплатно.

Белицкий подтвердил это в разговоре с TJ. По его словам, ещё в 2015 году, когда «Делимобиль» только запустился в Москве, он опубликовал обзор на сервис с указанным в конце промокодом, который так хорошо проиндексировался поисковиками, что приносил ему бонусы все эти годы и позволял ездить бесплатно. Когда в договоре «Делимобиля» появился соответствующий пункт об использовании промокодов, точно неизвестно, но он находится в самом конце приложения к договору, а последний раз этот документ обновлялся в 2017 году. Почему компания ввела санкции против пользователя только в августе 2018 года, неясно.

Пост сразу хорошо зашёл, как среди моих друзей в социальных сетях, так и в поисковые выдачи. Через какое-то время мне сообщили, что я выиграл в конкурсе на количество приглашённых друзей. Я о конкурсе даже не знал, да и занял я там, кажется, третье место. То есть кто-то ещё больше разослал промокодов. За конкурс мне начислили ещё что-то около 5 тысяч рублей вдобавок к тем деньгам, что уже были на счёте. Я так же оставлял промокод в комментариях к постам, где люди спрашивали, какого оператора выбрать. Я давал советы, описывал плюсы и минусы. Не видел причин не оставить под этим промокод. Так получается, что мне постоянно по нему приходили какие-то бонусы, но с 2015 по 2018 год всех это устраивало.

Антон Белицкий
блогер, фотокорреспондент

Похожая ситуация произошла в начале августа с другим пользователем «Делимобиля», главным редактором профильного издания «Ренткарус» Русланом Юнисом. Он рассказывал в Фейсбуке, что сервис с той же формулировкой списал у него более 7 тысяч бонусных рублей — и по телефону в поддержке ему заявили, что причина заключалась в публикации кода в открытом доступе в интернете. Однако после нескольких обращений и выяснений ситуации Юсину вернули бонусные рубли — когда выяснилось, что он делился кодом не на сторонних ресурсах, а только на своих собственных.

Белицкий в своём первом посте указывал на практику ещё одного профильного издания Truesharing, которое ввело систему мотивации для авторов из числа пользователей. Под своими материалами на сайте они могут оставить собственные промокоды на сервисы, и другие пользователи могут воспользоваться ими, одновременно получив выгоду и отблагодарив за материал.

В разговоре с TJ руководитель Truesharing Юрий Николаев рассказал, что пока у сторонних авторов издания не было таких же проблем, как у Белицкого. Однако самого Николаева, как и ещё трёх редакторов, заблокировали в «Делимобиле» ещё в июне. Руководитель Truesharing предполагает, что блокировки стали реакцией на «статьи по фактам», которые не понравились Салеву, по какой-то причине ожидающему от издания только лояльности.

Тогда Николаев обратился с письмом к руководству компании — президенту Винченцо Трани и гендиректору Леониду Сысоеву — но никакой реакции не последовало. Его и журналистов издания до сих пор не разблокировали.

Николаев заявил, что ситуация с «Делимобилем» нетипичная — никакие другие сервисы не наказывают своих пользователей лишением бонусных рублей и блокировкой. Хотя проблема реальна: cуществуют люди, которые делают специальные лендинг-страницы, внешне напоминающие официальные сайты сервисов каршеринга, где выкладываются промокоды. Такие сайты продвигают при помощи «Яндекс.Директа» и таргетированной рекламы «ВКонтакте», и это уже стало своего рода бизнесом: владелец сайта продаёт «рекламное место» другим пользователям, чтобы они набирали бонусы — им выгодно, потому что они ездят дешевле, чем обычно, а владелец страхуется от того, что его аккаунт заблокируют.

По мнению Николаева, если бы «Делимобиль» действительно был озабочен «слишком эффективным» использованием системы промокодов, компания могла бы изменить эту систему: например, сделать ID промокодов динамически обновляющимися после каждого применения (это решит вопрос с промокодом в тексте старого, давным-давно опубликованного материала), а также использовать бонусные рубли для оплаты не всей стоимости поездки, а только её части. Однако компания не меняет систему, а блокирует пользователей избирательно, причём контролирует весь этот процесс именно Салев, утверждает Николаев. При этом он на самом деле не является сотрудником или руководителем службы безопасности, его настоящая роль и должность в компании непонятна: ясно только то, что другие сотрудники и даже топ-менеджмент не могут на него повлиять, и даже PR-служба не комментирует его слова и деятельность, пояснил Николаев.

Это так: в разговоре с TJ представители «Делимобиля» отказались от комментариев по ситуации с Белицким.

#технологии #каршеринг #скандалы

{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u043a\u0430\u0440\u0448\u0435\u0440\u0438\u043d\u0433","\u0441\u043a\u0430\u043d\u0434\u0430\u043b\u044b"], "comments": 86, "likes": 54, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "75757", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]