Anna Avalyan
2 314
Блоги

Велокультура как образ жизни большого города

Опыт самого велосипедного города и почему велокультура это будущее мегаполисов

Поделиться

В избранное

В избранном

"Час пик", Копенгаген, Дания. Фотография Франца-Мишеля Мельбина @Franz-Michael S. Mellbin

В последние десятилетия предпринимается много попыток создания велосипедной культуры в жизни большого города. Но, только у нескольких стран это действительно получается. В чем причина неудач городских властей?

Велосипедная культура «нивелирует» социальные и возрастные различия, создаёт общую позитивную городскую среду и оздоравливает экологию города.

Ежегодно датская компания Copenhagenizeindex публикует рейтинг велосипедных городов и этот список только пополняется. Страны-лидеры по количеству городов с развитым велосипедным движением — Дания, Голландия, Швеция, Канада, Япония, Франция и Германия.

Но, первое место вот уже много лет заслуженно остается за Данией! Несколько цифр для понимания масштаба события:

— 400 км велосипедных велодорожек в Копенгагене. При этом дорожки широкие (1,2-1,5 м), на две полосы движения минимум, по обе стороны автомобильной дороги;

— 12 тысяч километров велодорожек во всей стране Дании при населении 5,8 млн человек. Для сравнения — протяженность автомобильных дорог Москвы составляет 3,6 тыс км при населении 12,4 млн человек;

— переключение светофоров в городах создает «зеленую волну» в городе, настроенную на велосипедистов. Это не ошибка — не на машины, а на велосипеды. Велосипедист при скорости 20 км/час спокойно передвигается без пробок в центр города в часы «пик»;

— велодорожки оборудованы светофорами, датчиками движения скорости и мусорными баками на специальных подставках вдоль дорожек, наклоненные в сторону велосипедистов;

— в некоторые районах Копенгагена запрещен проезд на автомобилях (только автобусы и такси);

— 95% жителей Дании имеет велосипеды, это значит в стране более 5 млн. велосипедов! Это столько же, сколько машин в Москве (в Москве 5,6 млн. зарегистрированных автомобилей);

— 50% жителей Дании передвигаются на велосипедах в любое время года. Для сравнения в в Амстердаме около 30% жителей;

— 65% членов Парламента добирается на работу на велосипедах, т.е. абсолютное большинство;

— 25% датских семей с двумя детьми, имеют грузовой велосипед, чтобы отвезти детей в детский сад и привезти домой продукты;

— 16 км в день в среднем проезжает датчанин на велосипеде. Выглядят датчане, действительно, очень спортивно;

— к 2025 году Копенгаген планирует стать первой углеродно-нейтральной столицей мира (город с нулевым балансом выбросов углерода).

Грузовой велосипед, Копенгаген, Дания. Фотография Франца-Мишеля Мельбина @Franz-Michael S. Mellbin

Откуда истоки такой мощной велокультуры в Дании? Обратимся к истории.

Начну с главного — при покупке иностранного легкового автомобиля налог составляет 180 процентов от суммы покупки! Конечно, существует и датский бренд легковых автомобилей — Zenvo. Но, дело в том, что это концепткар, который выпускается крошечными сериями. Остальные машины импортные — так что думайте сами, решайте сами.

Нельзя создать культуру только фискальными способами. История датской велокультуры равна по возрасту с изобретением велосипеда.

В начале XX века, велосипед был мегапопулярен на улицах датских городов. Постепенно детище Форда вытеснило «железных лошадок» из повседневной жизни горожан.

И было бы все как у всех… Но, «случилось страшное» — в 70-х годах прошлого века нефтяной кризис просто «вымел» машины с улиц, ездить на них стало дорого. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Жители столицы за несколько лет прочувствовали, как изменилась экология города. В Копенгагене стартовало движение «Город без машин». Люди голосовали за чистый город и предпочли машине велосипед.

У велосипедного транспорта нет возрастных ограничений. Копенгаген, Дания. Фотография Франца-Мишеля Мельбина @Franz-Michael S. Mellbin

С тех пор муниципалитеты городов начали обеспечивать уникальную инфраструктуру для велосипедного движения. Чем же нам может быть интересен опыт велосипедного города — Копенгагена?

Увлечение велосипедами в городе развивается не как отдельная субкультура, то есть культура обособленной группы людей, а как часть образа жизни горожан, часть культуры города, доступной каждому жителю.

Опыт Копенгагена говорит о том, что для создания «велосипедного образа жизни» нет необходимости сразу создавать проекты в масштабах страны. Достаточно начать с одного города или даже с одного микрорайона.

Но, создавать такой микрорайон необходимо размышляя категориями удобства передвижения на велосипеде для обычных жителей. Такими удобствами как:

— добраться на велосипеде до ближайшей станции метро или остановки общественного транспорта, оставить его на парковке, для того, чтобы спокойно отправиться на работу;

— отвезти ребенка в детский сад или на кружок в пределах своего района (или также доехать с ним до ближайшего метро или остановки общественного транспорта);

— добраться до школы или до спортивной секции;

— привезти продукты из магазина или с рынка;

— выехать на семейную прогулку в близлежащий парк;

— отправиться на велосипеде в выходной день в фитнес-центр или в салон красоты;

— выехать вечером на встречу в кафе или в гости;

— экономить на эксплуатации машины, да и в принципе отказаться от нескольких машин в семье в пользу велосипедов!

Велосипед это стильно и удобно! Копенгаген, Дания. Фотография Франца-Мишеля Мельбина @Franz-Michael S. Mellbin

Кроме удобства для жителей, безусловное преимущество получает и город:

— уменьшается количество машин на дорогах. Если люди будут добираться на велосипедах до метро, то это существенно снизит нагрузку на дорогах в часы «пик»;

— развивается социальная инфраструктура микрорайонов (магазинов, спортивных и развлекательных центров, детских учреждений). При этом торговые центры с парковками и площадями не будут так востребованы как небольшие и уютные заведения;

— происходит концентрация «жизни» в собственном микрорайоне, и как следствие снижение «децентрализации» жизни больших городов;

— растет тенденция организации рабочих мест в «домашних офисах». Выстраивая жизнь вокруг семейных ценностей, люди будут стремиться проводить как можно больше времени в кругу семьи;

— снижается криминальная атмосфера в городах. Опыт показывает, что чем больше времени проводят родители со своими детьми, тем большим авторитетом для детей они обладают;

— улучшается экология жизни людей в больших городах.

Для начала развития такой прекрасной жизни необходимо...просто начать! Начать с одного района в таком большом городе как Москва, Санкт-Петербург, Киев или Рига.

Начать с архитектурного проекта микрорайона, спроектированого под этим углом зрения. С работы архитектора, который представит себя обычным жителем этого микрорайона и будет проектировать так, как будто он там живет и работает в любую погоду и в любое время года.

Начать с девелоперского проекта. С работы застройщика, который устал от отсутствия продаж безликих «коробок» кварталов премиального и эконом класса и будет строить так, как будто там живет его семья.

Начать с инициативы городских властей. С работы по привлечению средств и организации конкурсов для архитектурных и девелоперских проектов «зеленого города» и таким образом, как будто там живут дети чиновников городской администрации.

И город получит импульс к здоровому развитию! Ведь это так просто! Давайте попробуем?

Велосипеду не страшны суровые погодные условия. Копенгаген, Дания. Фотография Франца-Мишеля Мельбина @Franz-Michael S. Mellbin
{ "author_name": "Anna Avalyan", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 226, "likes": 20, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "75977", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]