Alexei Kuksin
11 310
Блоги

Советская школа в период нацистcкой оккупации

О работе средних школ на оккупированных территориях СССР.

Поделиться

В избранное

В избранном

История нацистcкой оккупации европейской части СССР очень опасная тема для исследования. В ней буквально существует десятки подводных камней, способных привести интересующегося в места не столь отдаленные. Однако это никак не может погасить интерес к отдельным моментам столь интригующей тематики. В частности, к работе органов образования.

Бобруйск. 1941 г. Немецкие солдаты на фоне типовой советской школы. Порыв ветра сделал это фото безопасным для размещения в интернете.

Первые планы по судьбе школьной сети будущих оккупированных территорий СССР, обсуждались в нацистских кругах еще до начала непосредственной разработки плана «Барбаросса». Так 28 мая 1940 г. рейхсфюрер СС и шеф германской полиции Гиммлер отмечал:

"Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам"

Генрих Гиммлер
Рейхсфюрер СС и шеф германской полиции.

Начало операции «Барбаросса» совпало с периодом летних каникул у советских школьников. Основная часть школьников, оказавшихся на оккупированных территориях РСФСР и Украины в 1941 г. к занятиям не приступила. Исключением в этом стала Прибалтика и Белоруссия. В этих регионах были организованы национальные школы, где обязывалось обучаться всем детям в возрасте с 7 до 14 лет. В редких случаях разрешалось открывать профессиональные школы и курсы.

Организация школьной сети на оккупированной территории РСФСР началась весной 1942 г. Оккупационные власти полностью реорганизовали систему образования на подвластных территориях. На местах создавались четырехклассные начальные школы, начало учебного года в них было назначено на 1 октября. Посещение школы объявлялось обязательным для детей в возрасте с 8 до 12 лет. Исключение составляли еврейские дети. Они не имели право на обучение в школе. Прогулы наказывались крупными денежными штрафами и лишением хлебных карточек.

Волхов. Разрушенная школа №38 в годы войны.

Контроль над образованием осуществляли местные органы самоуправления. Наиболее примечателен пример Смоленской городской управы. В ее структуре в июле 1941 г. был создан отдел просвещения. Первоначально его задачи сводились к сбору сведений о наличии в городе образовательных учреждений, а также регистрации находящихся в городе работников образования и детей школьного возраста. Летом 1942 г. к их обязанностям прибавилось комплектование будущих школ преподавателями, а также разработкой планов и учебных программ.

Военные действия оказали разрушительное воздействие на школьную инфраструктуру. Количество школ, действовавших на оккупированной территории СССР, резко сократилось – часть из них пострадала от бомбежек и артиллерийских обстрелов и пришла в негодность, другие стали использоваться для размещения немецких войск. Проблема недостатка знаний решалась путем создания школ на открытом воздухе. При этом занятия велись в теплое время года в летние каникулы.

Сохранившиеся школы испытывали недостаток во всем оборудовании – в мебели и инвентаре, бумаге и письменных принадлежностях, а также в топливе. Это обстоятельство затруднял учебный процесс в холодное время года. Значительная часть учащихся не посещала школу в связи с плохим материальным положением. Немногие родители могли купить своим детям теплую обувь и верхнюю одежду. Другой частью учащихся двигали патриотические чувства. Это шло в разрез с их убеждениями в тот момент, когда их отцы и другие родственники воюют на фронте. Основная причина, объединившая всех учащихся школ, стало введение в их стенах жесткой дисциплины и физических наказаний.

Местная администрация оккупированных областей играла значительную роль в обеспечении работы восстановленных учебных заведений. Принималось множество документов, посвященных насущным вопросам образования. Однако финансовые возможности для обеспечения решений, отраженных в документах, были недостаточными. Основная часть бюджета уходила на выплату заработной платы. В среднем она составляла 300–400 руб. Размер ее отличался от стажа работы в образовании и учебной нагрузки, а также от учебных обязанностей. Оплачивались денежными надбавками проверка тетрадей (10 руб.), классное руководство (30 руб.), и т.д. Директорам школ полагалась надбавка 10–15 % от ставки, учителям, проработавшим более 25 лет – 50% от ставки.В сельских местностях заработная плата иногда заменялась хлебной пайкой

Афиша фильма "Я учитель". Первый и пока последний фильм посвященный судьбе преподавателей оккупированной советской школы.

Оккупированные школы испытывали серьезные кадровые проблемы. Молодые учителя были мобилизованы в ряды Красной армии или же эвакуированы в глубь страны. Вследствие этого люди преклонного возраста составляли значительную часть педагогического корпуса. Усугубляли кадровый голод дополнительные проверки. Каждый из кандидатов проверялся на лояльность в полиции, Чаще всего «полицейский фильтр» пропускал кандидатов имевших либо дореволюционное прошлое или же антисоветские взгляды. Позднее сквозь пальцы стали смотреть на членство в ВКЛСМ и кандидатский стаж в ВКП(б). До работы не допускались исключительно евреи и члены партии. Учет всех учителей осуществлялся через отделы образования при органах местной власти.

В программах, разработанных для оккупированных территориях РСФСР указывались следующие рекомендации по изучению предметов. Для начальной школы предусматривалось изучение русского языка в количестве 8 часов в 1–2-х классах, по 7 часов в 3–4-х классах); немецкий язык по 3 часа в 3–4-х классах; арифметику по 6 часов. В качестве дополнительных предметов выступало краеведение, естествознание, пение, рукоделие (в случае девочек) или труд (в случае мальчиков). А также особое внимание уделялось физкультуре. В старших классах добавлялись физика, химия, естествознание, география, черчение.

Предметные результаты были четко изложены в «Предписании для учителей», изданных германскими властями. По окончанию школы, от ученика требовалось в области немецкого языка «изъясняться по-немецки в повседневной жизни». По окончанию курса русского языка учащийся должен был владеть только навыками чтения. Грамматику предлагалось изучать на начальном уровне «постольку, поскольку это необходимо для достижения указанной цели». В области природоведения предполагалось достижение утилитарных результатов занимаясь, «преимущественно теми животными, растениями и явлениями природы, с которыми детям приходится иметь дело». Курс арифметики не предусматривал от выпускника глубоких знаний, и включал в себя умение использовать четыре основные арифметические действия с числами от 1 до любой величины с 4 класса

Священники "Псковской миссии" с детьми. Эта организация при содействии немцев восстанавливала религиозную жизнь на оккупированных территориях и тайно поставляла разведданные советским властям.

Особое внимание в образовании уделялось религиозному воспитанию учеников. В отдельных регионах возрожденный Закон Божий становился обязательным для всех учащихся, в других допускалось добровольное посещение, при желании родителей. В-третьих он включался в систему внеклассных занятий. В оккупационной прессе подчеркивался особый энтузиазм, проявляемый учащимся во время этих уроков:«Дети наперебой просят назначать их читать молитву перед учением… и после уроков с большим чувством и подъемом произносят слова молитвы. В настроениях детей уже не чувствуется разлада между школой и религиозной семьей».

На практике же во многих местах преподавание предмета затруднялось невозможностью подобрать лиц, в силу конфликтов, проходивших в церковных кругах. В отдельных регионах это решалось поручением преподавать Закон Божий светским лицам. Неотъемлемой частью религиозного образования становилось возвращение к празднованию церковных праздников. В зимние каникулы 1942/1943 учебного года ученики были обязаны праздновать следующие праздники - 19 января – Крещение, 15 февраля – Сретение; в весенние каникулы - 7 апреля – Благовещение, 22–27 апреля – Пасха, 1 мая – национальный праздник, 3 июня – Вознесение, 12–15 июня – Троица.В дни каникул на учителей возлагалась обязанность проводить с учениками прогулки и беседы на свежем воздухе рекомендовалось вместе с учениками посещение церкви, проведение прогулок и бесед.

Обложка советского букваря 1937 г. Сканов оккупационных учебников мне не удалось найти в сети.

Серьезным препятствием для учебного процесса стал недостаток учебно-методических комплексов. Изначально оккупационные власти собирались запретить использование советских учебников, однако позже поняли, что это может привести к утрате контроля над образованием. Так начальник полиции безопасности и СД в Киеве в мае 1942 г., писал в своем докладе:

«недостаток предписанного учебного материала нас заставит предоставлять учителям свободу действий в выборе учебных тем, и этим для них откроются нежелательные возможности подхода к ученикам, чтобы оказать на них влияние».

На первый взгляд содержание учебников было глубоко идеологизированным. В них прославлялась нацистская Германия, имелись портреты Гитлера, рассказы о хорошей жизни под германским владычеством. Однако они были не более чем обязательным элементом, внутри которого больше внимания уделялось материалам основанных на русской культуре дореволюционной эпохи. В книгах для чтения учеников первого класса публиковались русские сказки «Медведь и девочка», «Репка», «Царевна-лягушка». В последующие года обучения к ним прибавлялись стихотворные и прозаические произведения А. Пушкина, И. Бунина, И. Тургенева, В. Жуковского, К. Ушинского, К. Чуковского, А. Фета и других русских писателей. Из современных советских авторов использовались только те произведения, которые были вне коммунистической идеологии. В преподавании истории вычеркивался советский период.

Одна из страниц "Букваря" 1937 года. По ней можно было учить детей.
А вот эту страницу пришлось бы вырвать.

В первый учебный год в оккупированных школах занятия продолжались по советским учебникам. По воспоминаниям очевидцев все изображения, так или иначе связанные с современностью – портреты советских партийных деятелей, военачальников РККА, заклеивались.

Часть восстановленных школ открывали заново и в торжественной обстановке. Так в городе Таганроге отремонтированное школьное здание отрывал комендант гарнизона вместе с «представителем группы Рекнагеля, бургомистром, педколлективом и учащимися». О начале занятий часто сообщалось в местных газетах. В последние дни каникул педагогическим коллективам представлялись задачи на весь учебный год. В инструкции полученной школами Кавминводской группы формулировалось, что «все преподавание в школе должно быть проникнуто духом уважения к германской армии – избавительнице и благодарности освободителю-фюреру Гитлеру». В публичных выступлениях указывалась трудность работы преподавателей в достижении цели «выкорчевывать из детских голов все советское»

Наряду с изменением учебных программ и УМК, была создана система переподготовки педагогов. В частности, в Смоленске, учителя должны были прослушать ряд пропагандистских лекций прежде, чем быть допущенными до работы. Практиковались поездки учителей в Германию, так в мае 1943 группа педагогов из Смоленской и Орловской областей посетили школы в Йене, Эрфурте, Вартбурге, Зальцбурге. В ходе поездки они посетили Расовый институт в Веймаре, где им прочитали лекции на тему необходимости борьбы с глобальным сионизмом.

В итоге мы можем констатировать, что образование в оккупированных областях СССР перестало быть единым, в силу деятельности местной администрации и оккупационных властей. На протяжении трех лет оккупации оно проделало определенное развитие. Превращение операции «Барбаросса» в затяжную войну, вынудило оккупационные власти решать школьный вопрос сейчас, а не после войны. Создавая свою систему образования на оккупированных территориях немецкое командование решало проблему детской и подростковой преступности, ведь «молодые люди в городах в возрасте от 12 до 14 лет практически предоставлены самим себе, бездельничают, спекулируют или убивают время другими способами», а также привлекало на свою сторону население, чья поддержка была нужна в затяжной войне с СССР.

{ "author_name": "Alexei Kuksin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 48, "likes": 130, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "76662", "is_wide": "" }
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Популярные комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]