«В связи с утратой доверия»: чем закончился первый сезон сериала «Домашний арест»
Подводим итоги картины Семёна Слепакова про коррупцию, бедность и власть.
Кадр из сериала «Домашний арест»
25 октября на платном стриминговом сервисе «ТНТ-Премьер» вышла последняя серия российского сериала «Домашний арест». Как говорил автор сценария Семён Слепаков, первый сезон — законченная история, и пока не озвучивались планы на её продолжение. Сериал рассказывает о коррумпированных чиновниках, преимущественно бедных россиянах и выборах в маленьком городе Синеозёрске.
«Домашний арест» — это 12-часовой фильм, разделённый на эпизоды, которые идут по 60 минут, сочетают в себе драму и сатиру и не походят на классические юмористические шоу на ТНТ. Финальный эпизод занял рекордные 85 минут, за которые авторы зашли ещё дальше в демонстрации российской власти такой, какая она есть.
Когда «Домашний арест» только стартовал, зрители и критики похвалили его за смелость: сериал показывал жизнь в России безысходной, а чиновников — отдалёнными от народа коррупционерами. Картина рассказала историю мэра Синеозёрска, который попался на взятке и отправился под домашний арест в коммуналку. Некоторые СМИ критиковали картину за то, что единственные положительные герои сериала — сотрудники ФСБ, пытающиеся и людям помочь, и чиновников за руку поймать. Однако последние три эпизода показали, что это не так.
В «Домашнем аресте» два главных героя — интеллектуал-мэр и его друг детства, работающий на стройке. За 12 серий они претерпевают кардинальные изменения: бывший чиновник понимает, что кроме денег можно любить людей, а бывший житель коммуналки становится мэром, но остаётся наивным и малообразованным. Остальные персонажи тоже выходят из сценарных испытаний другими людьми: находят друзей, получают повышение, меняют политические взгляды или пытаются уехать из Синеозёрска.
В последние полтора часа сериала вошло то, о чём Слепакова спрашивали в интервью и из-за чего «Домашний арест» не нуждается в продолжении. Показали школьников на митинге, систему многомиллионных взяток, связанных с Путиным, и очевидные оммажи на поступок Джона Химейера и фильм «Левиафан». Конечно, завуалировано: подростки выходят против ОМОНа по сговору с учительницей-оппозиционеркой, а один из главных героев вступается за них на строительном бульдозере. Финальная серия перенасыщена событиями и совсем не походит на комедию — лучшую шутку произносит персонаж, который через мгновение умирает.
Режиссёр Пётр Буслов, как и Слепаков, говорил, что «ТНТ-Премьер» позволил сделать из «Домашнего ареста» сериал вне телевизионного формата для более взрослой аудитории. Тем не менее в текущих условиях авторы не могут показывать всё, что хотят, и говорить о происходящем в России прямым текстом. Из-за этого в сериале Путин — полумифический персонаж, ФСБ всё знает, но страшно тупит, оппозиция существует только на кухне, а на детей и бедных людей всем наплевать. Такой взгляд не то чтобы очень далёк от реальности.
«Все они немножко как дети, между собой ругаются», — это высказывание Слепакова о чиновниках, которые становятся коррупционерами. Главная мораль «Домашнего ареста» в том же: люди поступают так, как поступают, из-за нерешённых юношеских проблем. Концовка сериала такая же — будто взятая из детской комедии «Няньки»: все сидят за общим столом и, гиперболизированно счастливые, работают вместе.
Может, так авторы намекнули на то, что в России любое предприятие связано с кумовством и семейными связями. А может, даже в самом правдивом сериале должен быть хороший конец.
#обзоры #кино #сериалы #политика